![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором
Принцип культуросообразности Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности и соответствующей ей культуре. С культурой усваивается менталитет, который характерен для среды жизнедеятельности, и происходит реализация в ней. Основные требования принципа: — приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре; — наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и проч.); — начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучаются на фоне родного языка и культуры; — активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры. Принцип социальной обусловленности Еще Платон отмечал, что характер правления в государстве способствует установлению определенных взаимоотношений между людьми, а они, в свою очередь, формируют и соответствующий тип человека. Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека. Каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее. Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при: — организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) осуществляется на определенном фоне; — социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социальнопедагогической политикой); — социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения; — социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; — экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения. Принцип средовой обусловленности О босновал И.-Г. Песталоцци. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в центре, домашняя обстановка, школа). Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа: — для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что диктует необходимость ее учета в подготовке и реализации мер воздействия; — с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное достижение; — социальному педагогу необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние негативных; — факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности; — факторы среды нередко выступают средством воспитания ребенка. Это требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы с ними. Принцип педагогизации среды О боснован С. Т. Шацким и его последователями Необходимость изучения педагогической среды воспитательной деятельности, целенаправленного создания условий, требующихся в воспитательной ситуации, и управления средой жизнедеятельности ребенка в интересах его наиболее благоприятного развития и воспитания. Требования принципа: — среда представляет собой определенную субкультуру, что требует ее учета, а также умения влиять (создавать) наиболее целесообразную для воспитания конкретного ребенка культурную обстановку; — знать цель, технологию и средовые условия воспитательной деятельности; — направленно создавать условия (культурно-воспитательную среду), стимулирующие достижение воспитательной цели; — целенаправленно использовать многообразие форм и методов включения воспитанника в воспитательную среду самореализации; — предусматривать возможность нейтрализации и преодоления негативных факторов среды в воспитании; — создавать условия, стимулирующие мотивацию и активизацию самопроявления воспитанника в воспитательной среде. Принцип единства жизни и воспитания Доказан в социально-педагогической системе А. С. Макаренко. Жизнь определяет цели, содержание и способы осуществления воспитательного процесса. Реальная практика является главным критерием успешности и результативности воспитательного процесса. Основные требования принципа: цели воспитания определяются потребностями самой жизни; — жизнь помогает определить способы достижения целей воспитания (организационные формы и методы воспитания); — критерии оценки воспитанности определяются из жизненного опыта и потребностей жизни; результат воспитания оценивается самой жизнью. Принципоткрытости воспитательной среды Обоснован В. Н. Сопкой-Росинским и А. С. Макаренко. Естественная открытая среда развития и воспитания наиболее полно отражает социокультурное своеобразие общества, в котором живет растущий ребенок. Требования принципа: — воспитание осуществляется в среде, носящей открытый, доступной для общества и лиц, заинтересованных во взаимодействии с ней, характер; — обеспечение единства жизни воспитателей и воспитанников; — создание наиболее благоприятных возможностей для взаимодействия воспитанника с естественной средой жизнедеятельности, усвоения и проявления социального опыта; — обеспечение доступа воспитанника к источникам национальной и региональной культуры; — предоставление возможности каждому ребенку получения образования; — защита прав и личного достоинства и ребенка, и воспитателя.
|