Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором






Принцип культуросообразности

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег.

Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности и соответствующей ей культуре. С культурой усваивается менталитет, который характерен для среды жизнедеятельности, и происходит реализация в ней.

Основные требования принципа:

— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;

— наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и проч.);

— начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучаются на фоне родного языка и культуры;

— активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.

Принцип социальной обусловленности

Еще Платон отмечал, что характер правления в государстве способствует установлению определенных взаимоотношений между людьми, а они, в свою очередь, формируют и соответствующий тип человека.

Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека.

Каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее.

Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:

— организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) осуществляется на определенном фоне;

— социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социальнопедагогической политикой);

— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

— социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Принцип средовой обусловленности

О босновал И.-Г. Песталоцци.

Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в центре, домашняя обстановка, школа).

Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему.

Основные требования принципа:

— для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее благоприятная (недостаточно благоприятная, неблагоприятная) среда, что диктует необходимость ее учета в подготовке и реализации мер воздействия;

— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать их наиболее полное достижение;

— социальному педагогу необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовать влияние негативных;

— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

— факторы среды нередко выступают средством воспитания ребенка. Это требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы с ними.

Принцип педагогизации среды

О боснован С. Т. Шацким и его последователями

Необходимость изучения педагогической среды воспитательной деятельности, целенаправленного создания условий, требующихся в воспитательной ситуации, и управления средой жизнедеятельности ребенка в интересах его наиболее благоприятного развития и воспитания.

Требования принципа:

— среда представляет собой определенную субкультуру, что требует ее учета, а также умения влиять (создавать) наиболее целесообразную для воспитания конкретного ребенка культурную обстановку;

— знать цель, технологию и средовые условия воспитательной деятельности;

— направленно создавать условия (культурно-воспитательную среду), стимулирующие достижение воспитательной цели;

— целенаправленно использовать многообразие форм и методов включения воспитанника в воспитательную среду самореализации;

— предусматривать возможность нейтрализации и преодоления негативных факторов среды в воспитании;

— создавать условия, стимулирующие мотивацию и активизацию самопроявления воспитанника в воспитательной среде.

Принцип единства жизни и воспитания

Доказан в социально-педагогической системе А. С. Макаренко.

Жизнь определяет цели, содержание и способы осуществления воспитательного процесса. Реальная практика является главным критерием успешности и результативности воспитательного процесса.

Основные требования принципа:

цели воспитания определяются потребностями самой жизни;

— жизнь помогает определить способы достижения целей воспитания (организационные формы и методы воспитания);

— критерии оценки воспитанности определяются из жизненного опыта и потребностей жизни;

результат воспитания оценивается самой жизнью.

Принципоткрытости воспитательной среды

Обоснован В. Н. Сопкой-Росинским и А. С. Макаренко.

Естественная открытая среда развития и воспитания наиболее полно отражает социокультурное своеобразие общества, в котором живет растущий ребенок. Требования принципа:

— воспитание осуществляется в среде, носящей открытый, доступной для общества и лиц, заинтересованных во взаимодействии с ней, характер;

— обеспечение единства жизни воспитателей и воспитанников;

— создание наиболее благоприятных возможностей для взаимодействия воспитанника с естественной средой жизнедеятельности, усвоения и проявления социального опыта;

— обеспечение доступа воспитанника к источникам национальной и региональной культуры;

— предоставление возможности каждому ребенку получения образования;

— защита прав и личного достоинства и ребенка, и воспитателя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал