![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы социальной педагогики, обусловленные технологическим фактором
Технологический фактор — это фактор, определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности. По своей сущности его принципы — это принципы воспитания общей педагогики — принцип целенаправленности; — принцип систематичности, последовательности, комплексности; — принцип опоры на положительное в личности; — принцип сознательности и активности в воспитании. Компоненты и содержание социально-педагогического процесса В работах Петра Федотовича Каптерева выделяется внутренний и внешний социально-педагогический прцессы. Внутренний педагогический процесс - процесс саморазвития человека, определяемый свойствами его организма и окружающей среды. Внутренний педагогический процесс может отражать: — общую картину того, как должно быть в социально-педагогическом развитии человека; — своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, особенности развития и воспитания человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии; — развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств, с учетом его индивидуальности. Внешний педагогический (образовательный) - процесс передачи опыта старшим поколением младшему. По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как процесс: — реализации воспитания человека вообще; решения частной педагогической задачи - технологическая сторона вопроса; — решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей - специальный технологический процесс воспитательной деятельности; — воспитания конкретного человека, решения определенной воспитательной задачи — процесс реализации частной технологии воспитательной работы. С оциально-педагогический процес с - последовательное закономерное социальное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления: социализации человека, социальных качеств личности (внутренняя сторона процесса), и обусловленную им целесообразную последовательность действий социального педагога, взаимодействия его с воспитанником, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели (внешняя сторона процесса). Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социального педагога и воспитанника, направленное на решение социально-педагогической проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Общая характеристика основных компонентов соц.-пед. процесса При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: функциональный и структурный. Функциональный подход определяет своеобразие деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтапе) его профессиональной деятельности. Субъект социально-педагогического процесса — это социальный педагог. О бъект социально-педагогической деятельности -различные категории людей, как соответствующие норме, так и имеющие те или иные отклонения, разного возраста, социально незащищенные люди. Этапы функционального подхода к педагогическому процессу: — диагностико-прогностический; — выбора технологии; — непосредственной подготовки; — реализационный; — оценочно-результативный. Структурный подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Его компонентный состав по условным признакам включает следующие этапы: — подготовительный 1) в ыявление особенностей внутреннего социальнопедагогического процесса и определение цели социальнопедагогической деятельности: Диагностика и выявление индивидуальности объект; Социально-педагогическое прогнозирование; 2)Выявление содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса — выбор технологии и способа ее реализации: Социально-педагогическое моделирование; Выбор технологии; Социально-педагогическое проектирование; Планирование деятельности; Материальная подготовка; Апробация технологии; Индивидуальный корректив технологии; — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии); — результативный. 1) предварительной оценки результативности процесса деятельности; 2) адаптации в естественных условиях самореализации; 3) общей оценки внешнего социально-педагогического процесса и его результативности; 4) о бщих (итоговых) выводов по реализации социальнопедагогического процесса.
Методика (греч. methodjke) в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Технология (греч. techne - «искусство, мастерство» и logos - «учение») понимается как совокупность форм, методов, приемов, средств преобразования объекта деятельности, а также определенная последовательность применяемых в деятельности операций и процедур. Это четкий, целесообразно установленный алгоритм и последовательность действий в рамках конкретной деятельности. В методике же главным, определяющим элементом, фактором деятельности выступает метод. Методы - это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта - совокупность приемов, операций, применяемых в практической деятельности для решения конкретной задачи ее целенаправленного изменения. Методы социально-педагогической деятельности - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или социальной реабилитации клиента.
Прием - частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Э.Ш. Натанзон в педагогике выделил «созидающие» (как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др.) и «тормозящие» (приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.) приемы. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Социальная педагогика опирается в первую очередь на традиционные методы педагогики + методы близких наук: социологии, психологии, социальной работы. Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. Требование, основная функция которого - поставить перед клиентами задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица — социального педагога. Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самой личности.
Беседа о беседах (сократическая, катехизическая, герменевтическая, эвристическая)
Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у развивающегося человека нравственное поведение. Поведение - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение человеком действий и поступков в целях образования и закрепления у него необходимых в жизни навыков и привычек. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Методы коррекции: поощрение и наказание, переубеждение, предупреждение, смена интересов, наказание. Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков человека - удовлетворение собственной деятельностью, закрепление положительных действий, стимулирование новых. Наказание связано с отрицательным самочувствием личности, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия.
Обсуждение особенностей, возможных плюсов и минусов применения метода наказания в различных конкретных ситуациях, ситуациях из личного опыта.
Переубеждение фактически — перестройка сознания, ошибочные представления, неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания человека - они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями. Предупреждение прогнозирование поступков клиента и предотвращение тех, которые имеют негативный характер. Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Тесты: Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения объективности и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые можно судить о различных психологических характеристиках личности. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает - человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.
Плюсы и минусы тестов.
Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Требования к организации интервью: - проведение интервью в привычных для испытуемых условиях, определение достаточного количества времени; - устранение или уменьшение влияния третьих лиц; - формулировка вопросов, рассчитанных не на чтение, а на ситуацию беседы. Выделяют следующие виды интервью: - свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема, направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, получение информации не нуждается в статистической обработке); - фокусирующее интервью (его цель является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться); - формализованное интервью (строго регламентированное, детально разработанные вопросы и инструкции); - стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы); - интервью с открытыми вопросами. Мониторинг - научно-обоснованная система периодического сбора и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в социуме и личности, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга - достоверность, полнота, системность информации, оперативность получения сведений и их систематическая актуализация, сопоставимость полученных данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Сущность социально-педагогического мониторинга состоит в комплексном использовании всех источников данных о социуме, в том числе и получаемых в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок и др.). Социологические опросы подразделяются на письменные (анкетирование) и устные (обращение с анкетой через устный опрос, телевидение, по телефону и др.), экспертные и массовые, выборочные и сплошные и т. д. Опрос включает следующие необходимые этапы работы: - устное или письменное обращение социального педагога к определенным категориям детей и молодежи — респондентам с вопросами; - регистрация самостоятельно и статическая обработка полученных ответов, а также их теоретическая интерпретация. Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношения к событиям, явлениям действительности. Опросы компетентных лиц называются экспертными, а результаты опроса - экспертными оценками. Экспертный прогноз - метод прогнозирования социального явления как процесса, логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения человека в той или жизненной ситуации. Биографический метод — направленное интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщение о своей жизни или отдельных ее элементах клиентом.
Обсуждение: методика – методы и технология – алгоритм, организация.
Социально-педагогические технологии предполагают сочетание педагогических и социальных технологий. Под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические методы планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения. Педагогические технологии предполагают системный анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в их взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов. Л.В. Мардахаев, выделяет наиболее существенные подходы к пониманию социальных технологий: - социальная технология — это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы; - социальная технология - это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы; - социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы. Основные компоненты социально-педагогической деятельности: целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности. Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у клиента навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь подростку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Основными принципами организации деятельности сфере социума являются: • принцип приоритетности интересов клиента. Во время осуществления конкретных действий необходимо в первую очередь исходить из потребностей самих клиентов. • принцип добровольности. Общеизвестно, что насильно помочь нельзя. Оказание помощи осуществляется по мере формирования запроса со стороны клиентов. • принцип анонимности. Точная и развернутая информация о клиенте не всегда является хорошим условием для установления доверительных отношений. • принцип конфиденциальности. Клиент, вступающий в контакт с социальным педагогом, предоставляет только ту информацию, которую сам желает предоставить. • принцип безопасности. Социальный педагог не должен нести угрозу образу жизни и ценностям клиента; • принцип защиты прав и интересов клиента. В ситуации конфликта клиента и какой-либо структуры или учреждения социальный педагог выступает на стороне клиента и защищает его права и интересы. • принцип эмпатии. Необходимое условие успешной работы — искренняя заинтересованность социального педагога личностью клиента. • принцип гибкости. Работа в условиях социума должна быть адекватна не столько утвержденному плану мероприятий социальной службы, сколько потребностям конкретных клиентов. • принцип баланса расстояния и близости. Социальный педагог должен строить систему отношений с клиентом и его ближним окружением, соблюдая дистанцию, определенную его функциональными обязанностями, и четко разграничивать сферу личных и профессиональных отношений; • принцип комплексности. Работа в условиях социума должна проводиться в комплексе с другими видами социальной помощи. • принцип прозрачности. Недопустимо ведение социальным педагогом «игры на два фронта». • принцип ориентации на ресурсы. Он предполагает зависимость содержания реабилитационной и реадаптационной деятельности, осуществляемой социальным педагогом, от возможностей конкретного клиента, а не от социального заказа общества либо культивируемых в обществе идеалов перевоспитания, реабилитации и т.п.
|