![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составляющие процесса социализации
В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность трех составляющих: - стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни; - относительно направляемой социализации в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан; - относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека. - Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. / - Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. - В последние два десятилетия в процессе стихийной социализации все большее значение приобретает Интернет как глобальная сеть и как сегмент конкретного общества (сегодня его, видимо, уже вполне правомерно рассматривать как один из социальных институтов). - Социализация человека в виртуальном пространстве Интернета происходит в процессе использования его ресурсов, среди которых особенно существенными являются возможности для коммуникации с «виртуальными агентами социализации» на форумах, в чатах, в блогах, интернет-пейджерах, on-line играх и т.п. (В. А. Плешаков). - В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим характеристикам. - Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный (самопроизвольный) характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и тому подобных средств. Причем, даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией (об этом речь будет идти в ряде последующих разделов). - Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в обязательном взаимодействии с некоторыми сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме). Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Понятие «относительно направляемая социализация» отражаем деятельность государства, нацеленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональ- ным и иным слоям населения. Относительно направляемая социализация происходит в рамках государства в целом и в рамках составляющих его административных единиц — республик, краев, областей, а также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных районов). На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и муниципальном) органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализации жителей страны, области, города, села. Например, на государственном (федеральном) уровне принимается решение о повышении импортных пошлин на автомобили, что ведет к существенному росту цен как на импортные, так и на отечественные машины. Это решение на первый взгляд не имеет никакого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически лишают целые группы населения возможности иметь автомашины. Это ограничивает их возможности и возможности их детей не только в свободе передвижения, но и в свободе выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а в целом могут лишить их некоторых возможностей для развития, самоопределения, самореализации, самосовершенствования. Относительно направляемая социализация отличается от стихийной, как минимум, двумя признаками. Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимодействии человека с обществом в целом и с его отдельными сегментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества, а относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями только как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами. Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государ- ственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных* субъектов и муниципальных образований. [ Воспитание — это относительно осмысленное и более или менее целенаправленное и планомерное взращивание человека в соответствии со спецификой целей и ценностей организаций и групп, в которых оно осуществляется. Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (семья, Социальное действие немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его: - как действие, направленное на разрешение проблем; - как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; - как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов. Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутробное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), детство (3 — 6 лет), предподростковый («6—10 лет). Стадия отрочества — младший подростковый (» 10—12 лет) и старший подростковый (~ 12— 14 лет) возраст. Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст («15 — 17 лет), юношеский возраст («18 — 23 года), молодость («23 — 30 лет). Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость («30 — 40 лет), позднюю зрелость («40 — 55 лет), пожилой возраст («55 — 65 лет). Стадия старости распадается на этапы: старость (65 — 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей, девушек, взрослых с огромным количеством разнообразных условий, более или менееактивно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия при нято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих — совсем чуть-чуть. Изученные условия, или факторы социализации, условно можно объединить в четыре группы. Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо и через другие группы факторов влияют на социализацию жителей Земли. Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствовано двумя другими группами факторов). Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контркультурные организации, микросоциум. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Агенты цх принято называть агентами социа- социализации лизации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного со- Средства циального слоя, того или иного возрас- социализации та социализируемого. К ним можно от нести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; язык и речь агентов социализации; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметнопрактической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. Каждый этнос, каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, механизмов. Существуют различные Механизмы подходы к рассмотрению механизмов социализации социализации. Так, французский соци альный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбре- нер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. А. В. Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения социальной педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие. Импринтинг (запечатление —впечатывание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Так, травматический опыт, полученный в раннем детстве (до 6 лет), — унижения, жестокое обращение и пр., — оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т. п. Другой пример — запечатленный в подростковом или юношеском возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормаль ным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо задает завышенный уровень требований к партнерше. Экзистенциальный нажим (от лат. ex (s) istentia — существование) — влияние условий бытия человека, определяющее неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды). Подражание — произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также с теми, которые предлагаются средствами массовой коммуникации. Идентификация (отождествление) — эмоциональнокогнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, рубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и опыта конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, старший, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический. Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, девушек, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социальнокультурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах наиболее существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированно- го типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
Социокультурная воспитательная среда семьи. Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Современная семья признана быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, но и детей, других родственников. Виды отношений в семье: а) психофизиологические — отношение биологического родства и половые отношения; б) психологические — отношения открытости, доверия, заботы друг о друге, взаимной моральной и эмоциональной поддержки; в) социальные — распределение ролей, материальная зависимость в семье, а также статусные отношения (авторитет, руководство, подчинение и др.); г) культурные — особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Важнейшие функции семьи: репродуктивная (рождение детей); экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов); хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства); воспитательная (семейная социализация, воспитание детей); социально-статусная (воспроизводство социальной структуры общества через предоставление определенного социального статуса членам семьи); восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха); коммуникативная (общение, обмен информацией). Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами. На основе различных критериев выделяют следующие типы семей: По составу семьи — нуклеарная (наиболее распространенный ныне тип семьи) и расширенная. Нуклеарная семья состоит из одной пары супругов с детьми или без детей; она может быть полной или неполной. Расширенная семья состоит из проживающих совместно либо поблизости друг от друга нескольких, чаще всего трех, поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек, братьев и сестер, племянников и племянниц и т.д.). По количеству детей — однодетная, малодетная, многодетная. По типу главенства в семье — эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная. По качеству отношений — благополучная, неблагополучная (конфликтная, проблемная, кризисная). Выделяют также семьи социального риска, в которых по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование в связи с неблагополучными условиями воспитания. Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, однако фактически в современных условиях семья не всегда доминирует в воспитательном воздействии. Влияние оказывают: школы, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций. Семья имеет наибольшую длительность воздействия. Здесь закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Тем не менее воспитательное воздействие семьи ограничено. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. -взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений; соответствие семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.; -этика внутрисемейных отношений; -доверие, внимание и забота, уважение, психологическая поддержка и защиты; -совместимость нравственных позиций супругов, точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. В семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Семейное воспитание — система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Воспитательный потенциал семьи составляет совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.). Наиболее общими принципами семейного воспитания являются: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность отношений в семье; оптимальность взаимоотношений в семье; последовательность старших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Различают четыре типа семейного воспитания: а) авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля); б) авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля); в) либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля); г) индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля). Стили семейного воспитания определены на основе следующих критериев: степень протекции и контроля; удовлетворенность потребностей ребенка; предъявляемые требования и способы общения с ребенком; применяемые санкции по отношению к ребенку; степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной умеренности родителей. Демократический стиль семейного воспитания определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Как правило, в семьях с демократическим стилем семейного воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакт со сверстниками, однако им не слишком присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Контролирующий стиль семейного воспитания включает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим типом семейного воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном типе воспитания детям присущи внушаемость, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедность фантазии. Исследователи выделили несколько аномальных стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер): Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за повелением ребенка, иногда доходящий до полной безнадзорности; чаще проявляется недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, егоделам, интересам, тревогам. Этот стиль способствует формированию различных форм безнадзорности. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетаются с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Данный стиль способствует формированию либо несамостоятельности, конформного поведения (при слабом типе высшей нервной деятельности), либо (при сильном типе высшей нервной деятельности) поведения, связанного со стремлением выйти из-под контроля взрослого (протестное поведение, уходы из дома и т.п.). Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Повышенная моральная ответственность-, не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. функции социального педагога: диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала); охранно-защитную (правовая помощь семье, обеспечение социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод); организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества); социально-психолого-педагогическую (психологопедагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж); прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи); координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб). Принципы Работы социально-психологических служб с семьей: принцип конгруэнтности — соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи; принцип конфиденциальности — корректное использование сведений социально-психологического характера; принцип компетентности — сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований; принцип активности — целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи. Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает: содействие адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям; улучшение экономического и социально-бытового положения семьи; оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости; адресную поддержку малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей; материальную помощь многодетным семьям, детям- инвалидам, выпускникам детских домов и т.п.; выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение их необходимой медицинской помощью; содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями; разработку и реализацию мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи; социально-правовую защиту семьи и социальную реабилитацию детей и подростков с отклоняющимся поведением; реабилитацию детей из групп социального риска; предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; профилактику негативных явлений; диагностирование, анализ и прогнозирование интегральных социально-психологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство); содействие интеграции и согласованности в социальнопсихологическом режиме работы членов семьи; помощь в реализации основных гуманистических подходов к развитию и воспитанию личности в семье — возрастного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания); информирование семьи об актуальных социальнопсихологических проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб различных организаций и учреждений; педагогическую и социально-психологическую профилактику возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи; помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др. Предупреждение социального сиротства: поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, его физическом, психологическом и духовном здоровье; утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства; разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь; возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе; организация педагогического консультирования Родителей с оказанием практической помощь в семейном носпитании, преодолении конфликтов между взрослыми и Детьми в семье; государственная поддержка талантливых детей и подростков; реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями; организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах. В систему учреждений социального обслуживания семей и детей входят Центры психолого-педагогической помощи населению. Основными задачами деятельности центров являются: повышение психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения; помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений; повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие; помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, овладении знаниями возрастных психологических особенностей детей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков; психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни; регулярный анализ обращений граждан и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактике кризисных проявлений в семье.
|