![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социализация, развитие, воспитаниеСтр 1 из 11Следующая ⇒
Групповая работа на лекции - схематично отобразить соотношение понятий. Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, реализуемое фактически на всех этапах его жизни. Развитие человека может быть условно разделено на «природное» - физическое, физиологическое и «социальное» - усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализацию. Развитие человека – общий процесс становления человека. Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями: -стихийное взаимодействие с обществом в различных жизненных обстоятельствах; - влияние государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; - целенаправленное создание условий для развития человека (воспитание); - саморазвитие и самовоспитание человека. Воспитание – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. Семейное воспитание – объект семейной педагогики. Религиозное воспитание – объект конфессиональной педагогики. Воспитание в криминальных, тоталитарных политических, квазирелигиозных сообществах – ди- или контрсоциальное воспитание. Воспитание государством и обществом в создаваемых для этого организациях – социальное воспитание (общественное), которое и является объектом изучения социальной педагогики. Задача социальной педагогики – охарактеризовать картину социально-педагогической действительности: - понять, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах; - научиться (уметь) создать благоприятные обстоятельства для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. - узнать, как можно уменьшить эффект влияния тех еблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека. Общая цель социальной педагогики – научно-педагогическое обеспечение социальной работы и формирование регулируемых отношений в макро- и микросоциуме. Категории социальной педагогики: Обсуждение: перечислить категории социальной педагогики, определить заимствованные из педагогики, акцентировать внимание, что некоторые категории педагогики тоже заимствованные, указать на связь между науками. Социальная среда– целостное психосоциальное пространство, образованное определенным кругом лиц и многообразием факторов. Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная деятельность, отношения и общение. Социальное воспитание – создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальный педагог – специалист, который оказывает помощь детям и семье в решении проблем в процессе социализации. Социализация – процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств). Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Социальное конструирование – особая форма оказание социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных форм общения. Социальная поддержка – это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий жизни семьи, детей для удовлетворения их жизненных потребностей и оказание помощи в профессиональном самоопределении. Социальная помощь - это система гуманитарных услуг: правоохранительных, образовательных, реабилитационных, консультационных, благотворительных, которые оказываются социально незащищенным людям в целях улучшения их социального положения. Разделы социальной педагогики: Совместное составление схемы. Философия социального воспитания разрабатывает трактовку сущности социального воспитания и его задач; подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д. Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания.
|