![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика воспитательных организаций
Воспитание – не линейный процесс, оно реализуется цельным социальным организмом в лице конкретного образовательного учреждения. «Воспитательная система» - комплекс взаимосвязанных компонентов процесса воспитания. Воспитательная система предполагает единство и взаимосвязь следующих компонентов: 1. Цель воспитательной системы (прогнозирование ожидаемых результатов). 2. Организация деятельности и общения. 3. Гуманизация отношений между участниками системы. 4. Создание воспитывающей среды. 5. Управление воспитательной системой, которое обеспечивает интеграцию всех ее компонентов. Общим для развития всех воспитательных систем является: – открытость воспитательной системы, ее сотрудничество с различными социальными, культурными, спортивными учреждениями; – наличие неустойчивых, нестабильных состояний (конфликты, неожиданности, непредсказуемые ситуации и др.); – важное значение для развития системы имеют процессы, происходящие на микроуровнях, противоречия между системой и личностью; – будущее состояние системы определяет ее актуальное состояние; – должны быть альтернативные варианты развития системы; – взаимосвязь традиций и инноваций (новые виды деятельности, новые участники, обогащение предыдущего коллективного опыта); – наличие зон свободного развития, в пределах которых осуществляется творческий поиск; – управление должно воздействовать на всю структуру системы. Каждая воспитательная система в своем развитии проходит ряд этапов: 1-й этап – становления системы, возникшая в педагогическом коллективе идея ведет к созданию авторского проекта образовательного учреждения, под этот проект перестраивается весь учебно-воспитательный процесс. 2-й этап – накопление опыта деятельности. Происходит рождение коллективных традиций, упорядочиваются отношения. 3-й этап – воспитательная система получает окончательное оформление и начинает работать в заданном режиме. 4-й этап – обновление воспитательной системы за счет инноваций, меняются цели, реформируются структура, деятельность, отношения. «Воспитательная среда» - окружение, совокупность условий и влияний вокруг ребенка - воспитывающий элемент, предполагающий ограждение от дурного влияния среды и использование ее позитивного потенциала в воспитательных целях. «Воспитательное пространство» предполагает установление связей, создание и организацию взаимодействия групп, ответственность за которые несут сами участники групп.
|