Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действие первое
СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ НАТАША БУДЕТ ПЕТЬ ПО-РУССКИ. Картина первая.
Утро. Наши дни. Пустой бар «Остров радости». Несколько столиков, на которых стоят перевёрнутые стулья. На стойке бара – в ряд вчерашние недопитые стаканы – три или четыре. Посетителей было немного. Деревянный свежевымытый пол. С одной стороны сцены старое, разбитое пианино, с другой – ударная установка. Небритый, в закатанных джинсах, не в самой свежей рубашке, но всё ещё красивыйбасист Гарольднастраивает контрабас, сидя на стуле, босиком…Звуки настройки. Звуки утра. Шаги в квартире наверху. Скрип половиц. Возможно, наверху что-то уронили – звон разбившегося стекла. Диалог контрабаса и просыпающейся квартиры…Кто-то снаружи открывает дверь ключом. Гарольд не оборачивается. Он полностью поглощён инструментом… Входит заспанная, в пижаме, Наташа. Её квартира прямо над баром. Каждое утро она спускается вниз приготовить кофе. Это их давний обычай. Наташа медленно идёт к стойке, она босиком, как и Гарольд. Они даже не смотрят друг на друга – у каждого своя жизнь. Им и не нужно смотреть, им нужно только слышать: Наташа чутко реагирует на звуки контрабаса. Гарольд заиграл. Наташа тут же замерла, отставив чашку с кофе. Задняя стена бара – это самодельный бархатный занавес. Занавес задёрнут. В «Острове радости» своя сцена, на которой изредка выступают. Гарольд играет «Спи, моё бедное сердце…». Наташа вслушивается, потом подходит к нему. Поёт. Диалог её чудесного голоса и контрабаса. (Пауза) ГАРОЛЬД. Ты проснулась, да? НАТАША. Нет… ГАРОЛЬД. Кофе? НАТАША. Как всегда самый дешёвый? ГАРОЛЬД. Наташ, я ж для тебя самый хороший покупаю… НАТАША (отпивает из чашки) А правда… (пауза) Гарольд, я не спала всю ночь… ГАРОЛЬД. Опять? НАТАША. Их там столько, Гарольд…Ты бы видел! Писем, нот, дневников… ГАРОЛЬД (вежливо) Я видел… НАТАША. Ну, да… С порога моей комнаты… А я читала их до утра… я же читаю ноты, как книги… и письма Ольги, как книги… и её фотографии, как кадры из старого кино… ГАРОЛЬД. Напрасно. НАТАША. Ты не понимаешь… ГАРОЛЬД. Всему своё время. НАТАША. Но… ГАРОЛЬД. Но этой музыки больше нет, Наташа, как и старого кино… Это – нафталин… НАТАША. Мы можем попробовать…Мы должны… ГАРОЛЬД. Кто – «мы»? НАТАША. Мы снова выступим…с новой программой… Только ты и я, как раньше. ГАРОЛЬД. Нет, что ты! Я больше не музыкант…Разве ты ещё не поняла? Не поняла за всё это длинное время? НАТАША. Но времени нет, Гарольд…Твои слова. Я только повторила… И ты музыкант. Ты знаешь… ГАРОЛЬД. Что ты, птичка! Что ты! (смеётся) У меня есть бар «Остров радости», и я живу его интересами. И ещё – у меня есть контрабас, как воспоминание о том, чем я жил когда-то… И сейчас я бармен из «Острова радости», играющий на контрабасе… И мне это нравится! Иногда я даже выступаю вот на этой самой сцене. Мне аплодируют… и после закрытия остаётся какая-нибудь милая девочка… И мне снова это нравится… И я очень доволен своей жизнью в Берлине! НАТАША. Девочка Эльке? ГАРОЛЬД. Нет, Эльке больше не остаётся…Она уехала с французом. Её, наконец-то, взяли в кордебалет. НАТАША. И ты грустишь? ГАРОЛЬД. Не очень …(почти равнодушно) Мне нравится жить спокойно. НАТАША. Гарольд, но ты даже не представляешь, сколько всего я нашла у Ольги! Я хочу повторить хотя бы один или два её концерта… ГАРОЛЬД. А зачем? НАТАША. Да если бы ты только знал, какая она! ГАРОЛЬД. … была… НАТАША.…была… ГАРОЛЬД. Она была хороша… НАТАША. О, да! ГАРОЛЬД. …хороша для своего времени…Русская певица в Берлине. Трогательно-красивая мода, тревожная музыка, до смешного обострённые чувства – малейший шажок в сторону и сразу же – безнадёжный провал в пошлость… НАТАША. Это не Ольга. Это девочка Эльке, которую недавно взяли в кордебалет… ГАРОЛЬД. Это неважно… НАТАША.У Ольги был голос…чу -дес - ный …(что-то напела в пол силы. На мгновение Гарольд заслушался, но тут же вздрогнул, как проснулся, как стряхнул наваждение). ГАРОЛЬД. И это неважно тоже… Любая певичка того времени с выщипанными бровями пусть даже не с голосом, просто – с голоском, вызывает сейчас точно такие же чувства… НАТАША. Но Ольга не «любая певичка»…в ней – тайна… (тихо) Я просто незнаю, как ещё тебе объяснить…Мне не хватает слов… ГАРОЛЬД. Тайна в том, что ты хочешь завернуться в меха своей русской бабки, спеть по её нотам и повторить её успех… А публика уже сыта надушенными боа и сентиментальным танго… НАТАША. Гарольд, мы сделаем всё по-другому… Гарольд, ты очень хороший музыкант! Ты сможешь снова… ГАРОЛЬД. Уже не смогу… НАТАША. Но я прошу тебя. Я умоляю. Я не сплю ночами… Ты слышишь? ГАРОЛЬД. Да… НАТАША. Мы снова выйдем на сцену вместе, как раньше…Только ты и я… И у нас снова будет успех. Ты слышишь? ГАРОЛЬД. Да… НАТАША. Скажи ещё раз «да» … (тихо) Хочу, чтобы ты повторил… (пауза) ГАРОЛЬД. Ты напрасно не спишь ночами, Наташа! Я всегда боялся успеха. Он меня утомлял… (пауза) Вот свеча, знаешь? она очень быстро, очень ярко сгорела, и только крошечный остаток фитиля плавает в парафине и долго, медленно тлеет… Так это – я… Я слишком стар для несбыточных планов. Я сгорел. НАТАША. Я не верю тебе. ГАРОЛЬД. Займись чем-нибудь, птичка. В Штац-опере идут прослушивания. Им нужно кого-то на замену в хор. В третий состав. И у тебя – неплохие шансы. НАТАША. Я не девочка Эльке из кордебалета. Не так всеядна. ГАРОЛЬД. А, знаешь, - напрасно! Это не самое худшее место в Берлине. НАТАША.Скажи, а твоей девочке Эльке уже стукнуло 35? ГАРОЛЬД.Она больше не моя девочка…Но и это неважно. НАТАША. А кстати, басиста Ольги тоже звали Гарольд! ГАРОЛЬД (смеётся) Тут, конечно, нечего возразить! Ты меня убедила…Но я больше никогда не буду выступать с тобой, Наташа… Прости… НАТАША. Правда? ГАРОЛЬД. Сказал бы «да», да и это неважно… НАТАША. А знаешь, единственное, что важно? ГАРОЛЬД. Ну? Что? НАТАША. Весь твой театр назывался: «Хотел, но боялся…». А все твои занятия музыкой - это тлеющая лужа парафина… ГАРОЛЬД. Может и так… НАТАША. Так и оставайся в обнимку со своим соло… со своим контрабасом …(идёт к выходу.Резко оборачивается). И кофе твой – полная дрянь! (хлопает дверью). ГАРОЛЬД Может и так …(заиграл ей в след пронзительное джазовое соло, из которого мы видим – Наташа права – он прекрасный музыкант).
|