Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие главной идеи. Корни насилия. Постижение корней






 

В своем подходе к разрешению конфликтов программа Дети Творчески Разрешают Конфликты (ДТРК) стремится иметь дело с корнями конфликта, а не с его симптомами. Цель программы состоит в побуждении учителей и воспитателей выйти за пределы обсуждения изолированных кризисных ситуаций, развивать позитивную динамику, которая вынуждает детей реагировать на конфликтную ситуацию конструктивно. Акцент исключительно на кризисе как таковом — возникает ли он в классе, обществе или между государствами — подобен удалению сорняка лишь у самой земли, в то время как из корней продолжают расти новые и еще более сильные побеги. Корни конфликтов глубоко скрыты в нашей культуре и отражаются в тех видах нашего поведения, которые наше общество всячески поощряет: соперничество, враждебность в ответ на агрессию или страх, постоянные «замолчи», которые мы слышим в классах, коридорах и на игровых площадках наших школ.

Мы убеждаемся, что дети развивают позитивные понятия о самих себе и учатся быть открытыми, сопереживать и сотрудничать намного более эффективно тогда, когда они становятся частью того сообщества, в котором эти качества являются нормой. В такой атмосфере дети находят более достойные способы отношения друг к другу и к самим себе. Недостаточно рассказывать об этих идеях; чтобы быть плодотворными, они должны найти отражение в жизнедеятельности класса. Сравните, например, круговое расположение учеников в классе с их обычным размещением: насколько более убедительным выражением равенства является круг. Вместо того, чтобы просто рассказывать ученикам, что насилие — это несправедливость и зло, мы учим противостоять насилию, создавая такую атмосферу в классе, в которой насилию просто нет места.

Мы знакомим детей с методами, которые поощряют их к самостоятельному поиску решений проблем и конфликтов, возникающих в реальной жизни. Сами дети решают, какие из этих методов окажутся полезными. А каким богатым воображением они обладают! К каким поразительно творческим решениям иногда приходят! Этот процесс — поощрение детей к активному участию в разрешении конфликтов — и характеризует философию ДТРК в действии. А самым лучшим способом понять теорию, лежащую в основе этого процесса, является применение ее на практике!

Кое-кто может сделать вывод, что программа ДТРК оберегает детей и делает их неспособными к жизни в реальном мире. Однако наш опыт доказывает противоположное. Когда дети учатся и живут в атмосфере любви и поддержки, они более творчески и менее насильственно решают конфликты, где бы последние не возникали, в классе или за его пределами.

Мы не стоим в оппозиции ко всякому конфликту. иногда самый значительный прогресс обязан именно конфликту, особенно когда мы учимся реагировать на него конструктивно. Но многие конфликты не являются необходимыми, носят изматывающий и бессмысленный характер. Подобные конфликты часто исчезают, когда мы эффективно воздействуем на его причины.

Родители рассказывают нам, как дети, участвующие в работе семинаров по программе ДТРК, меняют свое поведение в отношении своих братьев и сестер,, становятся более чуткими и внимательными. А одна участница нашего семинара для учителей полагает, что реализация программы ДТРК в средней школе, в которой она преподает, заметно снизила общий уровень насилия. Она отмечает, что, хотя столкновения еще бывают, ученики, вместо того чтобы занять безучастную позицию или поощрять стычки, пытаются их остановить.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал