Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика потребностей класса






 

Хотя вы можете очень много знать об отдельных учениках, первым шагом при планировании семинара должен стать сбор информации о поведении детей как класса в целом. Одним из способов сделать это является ведение записей в журнале обо всем, что происходит в классе в течение нескольких дней в виде ответов на следующие вопросы:

— Как вы относитесь к детям?

— Как дети относятся к вам?

— Насколько хорошо дети знают друг друга и вас?

— Любят ли дети друг друга?

— Веселятся ли дети?

— Бываете ли вы веселы?

— Делается ли что-то в классе спонтанно?

— Насколько свободны дети?

— Имеются ли дети с эмоциональными расстройствами?

— Ранжированы ли дети по их способностям?

— Существуют ли возрастные различия в классе?

— Принимают ли дети участие в создании каких-либо упражнений?

— Кто самый сильный?

— Подавляют ли ученики друг друга?

— Существуют ли какие-нибудь личностные проблемы в классе?

— Существуют ли группировки в классе?

— Возникают ли стычки между детьми?

— Как ведут себя дети, когда вы не наблюдаете за ними?

— Меняется ли поведение детей в ваше отсутствие?

— Как реагируют дети на замену учителей?

— Как реагируют дети на посетителей?

— Принимают ли участие родители в жизни класса?

— Какова общая атмосфера в классе?

— Отличается ли общая атмосфера в школе от атмосферы в вашем классе?

— Как дети относятся к администрации?

— Существует ли какая-нибудь система наказания? Ответы на эти вопросы должны дать вам общее представление о том, что происходит в вашем классе, и прояснить связь главных тем программы ДТРК с вашей группой. Вы могли бы задать вопросы и самому себе, чтобы непосредственно выяснить, с какими темами необходимо иметь дело в первую очередь.

— Существует ли атмосфера сотрудничества в классе?

— Испытывают ли дети положительные чувства к сами^ себе и другим детям?

— Слушают ли дети друг друга?

— Свободно ли дети общаются друг с другом?

— Как разрешаются конфликты?

Если отсутствует чувство общности, вы можете начать с игр, способствующих развитию сотрудничества. Личное самоутверждение может стать первоочередной целью, если у ученикбв наблюдается неуверенность в себе. Если общение является проблемой, вы можете начать работу по развитию навыков слушать, наблюдать и говорить. Если дети уверены в себе, сотрудничают друг с другом и легко общаются, вы можете начать работу по развитию навыков разрешения конфликтов.

Планирование семинара

 

Приступая к планированию, сформулируйте цель семинара. Что вы надеетесь достигнуть в отведенный отрезок времени? Можно поставить одну цель: ознакомиться с идеей, определить суть конфликта, развить сотрудничество, навыки общения, или решить какую-нибудь частную проблему в классе. Можно сформулировать подробнее: познакомить детей с конкретной техникой, такой, например, как ролевая игра или кукольное представление, и поработать над развитием сотрудничества и навыков разрешения конфликтов. Целью семинара может быть какая-нибудь конкретная тема, такая, как поиск творческих решений проблем, с которыми дети сталкиваются каждый день.

Следующий шаг состоит в поиске упражнений, которые соответствуют вашим целям. Мы рекомендуем просмотреть все упражнения, приведенные в этой книге, прежде чем вы сделаете выбор. План полезно составлять вместе с кем-нибудь еще из вашей группы — учеником, воспитателем, учителем, или с кем-нибудь из родителей. Обдумывайте возможные упражнения, учитывая ответы на следующие вопросы:

— Связаны ли эти упражнения с главной целью?

— Существует ли восхождение от более легких к более трудным упражнениям?

— Связаны ли занятия друг с другом и упорядочены HIM ОНИ В единой последовательности?

— Достаточно ли разнообразие в темпе занятий, чередовании разговора с действием?

— Существуют ли смешанные занятия для маленьких и больших групп?

—Каждый ли может высказаться, или существует возможность доминирования немногих?

— Могут ли дети свободно передвигаться?

— Позволяет ли сложившаяся структура группы вступать в нее новым членам?

— Будет ли детям весело?

— Будут ли в этих упражнениях участвовать все дети?

— Останется ли время для подведения итогов?

Элементы плана

 

При планировании семинара необходимо рассмотреть вопрос о том, как начать и как его закончить. Хотите ли вы начать с упражнения, повышающего настроение в группе, и если да, то с какого именно? Если вы планируете провести серию семинаров, то вы можете начать каждый из них одинаково — с какой-нибудь игры или с ритуала образования круга, взявшись за руки. Большинство учителей хорошо знают, что работает в их собственном классе. Если класс легко утомляется или испытывает затруднения в работе группой, то очень важны упражнения, усиливающие групповую сплоченность. Если класс не реагирует адекватно на какой-либо ритуал, измените вводные упражнения в соответствии с целью или темой семинара. Такие упражнения, как пение или Легкие-и-Проворные добавляют детям энергии и создают более спокойную атмосферу. Выбирайте занятия, соответствующие размеру вашей группы.

Пример планирования

 

Следующий пример показывает, как выбирать цели и планировать работу семинара в классе.

Начало учебного года. Дети не сотрудничают друг с другом и выглядят разобщенными. Большинство детей не знает имен своих одноклассников, чувство товарищества отсутствует. Вы видите, как образуются группировки, особенно среди мальчиков и девочек. Дети в классе одного и того же возраста, хотя их подготовка по чтению и письму различная. Основываясь на этих наблюдениях, вы формулируете следующие идеи: дать возможность группе развлечься, помочь ученикам запомнить имена друг друга, сформировать чувство товарищества.

 

Вы размышляете, какие из упражнений, описанные в данной книге, связаны со знакомством. В их число входят: Поем, чтобы Запомнить Имя; Играем в Куклы, чтобы Познакомиться; Запомни Имя; Познакомься с Именем. Вы не любите петь, поэтому исключаете игру Поем, чтобы Запомнить Имя. Вы опасаетесь, что дети отнесутся к куклам не очень-то серьезно, поэтому вычеркиваете игру Играем в Куклы, чтобы Познакомиться. Поскольку вы хотите, чтобы дети хорошо запомнили имена друг друга, вы решаете, что игра Запомни Имя является самым лучшим упражнением, с которого следует начать работу семинара.

Вам также хочется провести несколько занятий, чтобы расслабить и развлечь группу. Вы рассматриваете игры, включающие пантомиму: Зеркало, Изобрази Эту Вещь, так же как и серию игр под названием Легкие-и-Проворные, включая Зум и Слон и Пальмовое Дерево. Поскольку детям придется длительное время сидеть, вы выбираете игру Слон и Пальмовое Дерево, так как она вовлекает всех и поэтому носит активный характер. Кроме того, в этом упражнении имеется элемент сотрудничества, что и отвечает вашей цели формирования коллектива.

Вы хотите добавить еще одну игру, повышающую настроение. И так как вам нравится пантомима, то вы выбираете игру Эта вещь. Эта игра заставляет детей снова сесть в круг. Если же необходимо сделать акцент на идее сотрудничества, то вы обдумываете игры, требующие более длительного взаимодействия: Игрушки Медника, Группа Рисует, Искусство Хватать Мешок, Делаем Машину и Рисуем Чудовище. Игры Делаем Машину и Рисуем Чудовище обеспечивают наивысшую степень сотрудничества, но из них, как вы полагаете, последняя игра может оказаться более успешной, так как чем свободнее рисунок, тем более эффектным выглядит чудовище. Таким образом, вы выбираете игру Рисуем Чудовище. Ваш окончательный план выглядит следующим образом:

1. Запомни Имя

2. Слон и Пальмовое Дерево - 3. Профессия

4. Рисуем чудовище

5. Оценке (подведение итогов)

-Вы не уверены,, как именно следует подводить итоги, поэтому выбираете очень простой план. Вы просите учеников назвать что-нибудь, что им понравилось в процессе семинара, и что-нибудь, что они хотели бы изменить.

Вы хотели бы с успехом завершить работу семинара, но не уверены, что настроение класса в этом случае останется хорошим. Поэтому вы оставляете открытой возможность заключительной встречи, на которой и будут подведены итоги.

Гибкость ваших планов

 

Любой план должен быть гибким. План — это средство достижения цели, а не сама цель. Подобная гибкость убеждает класс в том, что семинар для него — это уникальная возможность, а не стандартная процедура, правилам которой они обязаны соответствовать. Когда ученики могут высказываться обо всем, что происходит, возрастает их участие в жизни класса и в результате формируется атмосфера доверия. Вы можете вносить изменения в план либо в начале, либо в процессе работы семинара.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал