Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система педагогических наук. описательная - изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обученияСтр 1 из 31Следующая ⇒
Теоретические описательная - изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения объяснительная - выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания прогностическая - прогнозирование дальнейшего развития педагогической теории и практики Технологические (прикладные) преобразовательная - новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания, моделей школы оценочная - экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику коррекционная – внесение корректив в организ-ю образ.проц., исправление ошибок. Категории педагогики: Воспитание (в широком смысле) - функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта; (в узком смысле) - специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога. Обучение (преподавание + учение) – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых. Образование - процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальноесреднее, высшее) и содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое). Связь педагогики с другими науками Фундаментом педагогики является философия. Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и разработки педагогических концепций. Связь педагогики с психологией очевидна. базируется на знании психологии развития человека, особенностей различных психических процессов, психологии обучения и воспитания учащегося. Связь педагогики с физиологией обусловлена необходимостью знания педагогом анатомо-физиологической сферы человека, возрастных физиологических особенностей учащихся при организации педагогического процесса, обучения и воспитания. Тесные связи педагогика имеет также с социологией, политологией, экономикой, медициной и другими науками. Система педагогических наук В структуру содержания педагогики-науки входят: История педагогики – изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах, развитие педагогических идей и практики обучения с древнейших времен до наших дней. Общая педагогика - изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспитание. Возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых) - изучает особенности педагогического процесса в соответствии с возрастом учащихся, возрастные аспекты обучения и воспитания. Дошкольная и школьная педагогика, андрогогика (обучение взрослых) составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания человека внутри определенных возрастных групп.
Специальная педагогика - изучает воспитание, образование и обучение людей с отклонениями в развитии (глухих – сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, лого- и дефектопедагогика). Сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой. Социальная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебного заведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-политических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека. Профессиональная педагогика – изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса, осуществления профессиональной педагогической деятельности в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей функцией (спортивная, военная, медицинская педагогика). Частные методики – изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика преподавания иностранного языка).
2. Воспитание и развитие личности в мировой педагогике. Личность - это социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений и общения с другими людьми. Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Структура личности (по Платонову):
|