![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы развития личности
Биологический фактор - это прежде всего наследственность - врожденные и унаследованные от родителей психо-физиологические особенности и свойства человека. Родившийся ребенок получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений, а также структуру мозга. К социальным факторам относятся среда и воспитание. Концепции развития личности: 1.Биогенетические - признают ведущую роль наследственности и внутренней активности Богословская (перформистская) психоаналитическая (Фрейд) – развитие и поведение человека зависят от полового инстинкта либидо гуманистическая (Маслоу, Роджерс) – развитие личности определяется внтренней потребностью к самоактуализации 2.Социогенетические - ведущая роль среды и воспитания бихевиористская (Скиннер) – «стимул-реакция» (рейтинговая система) например - личность-совокупность поведенческих реакций культурно-историческая (Выготский) – развитие личности определяется исторической эпохой, культурными ценностями, специальной организацией социальной среды в процессе обучения и воспитания. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития: 1) «зона актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития». Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста. Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности. Периодизация: Педагогическая: 1 Младенчество (0-1год); 2 Раннее детство (1-3года); 4 Дошкольный возраст (3-7лет). Младший школьный возраст (7-11лет); 5 Средний школьный возраст (11-15лет); 6 Старший школьный возраст (15-18лет) Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Младенчество: ведущая деят-ть – непосредственно-эмоциональное общение, новообр-ия – потребность в общении, эмоц. отн-ия. Раннее детство (1-3) – предметно-манипулятивная деят-ть, новобор – наглядно-действенное мышление, речь; Дошкольный возраст (3-7) – сюжетно-ролевая игра, новообр – потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деят-ти. Психолого-педагогические доминанты развития · развитие речи и мышления; · развитие внимания (от непроизвольного к произвольному), памяти (от образной к словесно-смысловой); развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка); · формирование адекватной самооценки; · формирование первоначальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе последовательности поступков. Ведущая идея в организации педагогического процесса: Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возможность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития индивидуально-психологических качеств), педагогически (овладение первоначальными навыками социального поведения и учебной деятельности). Основные направления педагогической деятельности · организация игровой деятельности; · помощь семье в организации полноценного общения; · формирование разумных (необходимых) материальных потребностей; · формирование гуманных отношений в детском коллективе.
|