Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития личности






Биологический фактор - это прежде всего наследственность - врожденные и унаследованные от родителей психо-физиологические особенности и свойства человека. Родившийся ребе­нок получает по наследству от своих близких и далеких предков строе­ние тела, органов чувств и движений, а также структуру мозга.

К социальным факторам относятся среда и воспитание.

Концепции развития личности:

1.Биогенетические - признают ведущую роль наследственности и внутренней активности

Богословская (перформистская)

психоаналитическая (Фрейд) – развитие и поведение человека зависят от полового инстинкта либидо

гуманистическая (Маслоу, Роджерс) – развитие личности определяется внтренней потребностью к самоактуализации

2.Социогенетические - ведущая роль среды и воспитания

бихевиористская (Скиннер) – «стимул-реакция» (рейтинговая система) например - личность-совокупность поведенческих реакций

культурно-историческая (Выготский) – развитие личности определяется исторической эпохой, культурными ценностями, специальной организацией социальной среды в процессе обучения и воспитания. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития: 1) «зона актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития». Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.

Периодизация: Педагогическая: 1 Младенчество (0-1год); 2 Раннее детство (1-3года); 4 Дошкольный возраст (3-7лет). Младший школьный возраст (7-11лет); 5 Средний школьный возраст (11-15лет); 6 Старший школьный возраст (15-18лет) Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Младенчество: ведущая деят-ть – непосредственно-эмоциональное общение, новообр-ия – потребность в общении, эмоц. отн-ия.

Раннее детство (1-3) – предметно-манипулятивная деят-ть, новобор – наглядно-действенное мышление, речь;

Дошкольный возраст (3-7) – сюжетно-ролевая игра, новообр – потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деят-ти.

Психолого-педагогические доминанты развития

· развитие речи и мышления;

· развитие внимания (от непроизвольного к произвольному), памяти (от образной к словесно-смысловой); развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка);

· формирование адекватной самооценки;

· формирование первоначальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе последовательности поступков.

Ведущая идея в организации педагогического процесса: Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возможность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития индивидуально-психологических качеств), педагогически (овладение первоначальными навыками социального поведения и учебной деятельности).

Основные направления педагогической деятельности

· организация игровой деятельности;

· помощь семье в организации полноценного общения;

· формирование разумных (необходимых) материальных потребностей;

· формирование гуманных отношений в детском коллективе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал