Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Министерством высшего и среднего специального образования БСССтр 1 из 33Следующая ⇒
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ Допущено Министерством высшего и среднего специального образования БСС в качестве учебного пособия для студентов специальностей 2229 «Интерьер и оборудование», 2230 «Промышленное искусство», 2231 «Монументальнодекоративное искусство»
Минск «Вышэйшая школа» 1984 ББК 22.343 я 73 М64 УДК 535.64 Рецензенты: кафедра промышленного искусства Государственного художественного института Литовской ССР: П. П. Ревякин, др архитектуры, проф. живописи Московского архитектурного института м 1704050000—102 22_84 М304 (05) —84 С) Издательство «Вышэйшая школа», 1984. ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблема цвета всегда была и остается актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора — для всех, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного средства должны закладываться на школьной скамье, так же как и основы владения рисунком и живописью. Но, хотя наука о цвете для художников и существует, она практически недоступна учащимся, так как рассеяна по десяткам и сотням источников. В данной книге сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о цвете как элементе культуры различных времен и народов и на этой основе воссоздать некоторую общую картину возникновения и развития науки о цвете, а также показать ее современное состояние. В наше время преподавание любой художественной дисциплины немыслимо вне связи с историей искусства и духовной культуры. Предмет цветоведения, конечно, не составляет исключения. Автор убежден, что решение проблем колорита и цвета базируется на глубоком знании и осмыслении опыта, накопленного человечеством в этой области. Поэтому сравнительно большое место в книге отведено историческому обзору развития науки о цвете. Сам по себе феномен цвета непрост: в нем содержится и объективное начало (свет) и субъективное (зрение). Поэтому даже элементарные основы цветоведения опираются на данные множества наук: оптики, математики, физиологии, психологии и смежных с ними. Если же рассматривать цвет как явление культуры и средство изобразительного искусства, то в круг наук, фундаментальных по отношению к теории цвета, включаются также философия, эстетика, теория и история искусства, этнография, филология, археология, теория и история литературы. В свою очередь, наука о цвете используется в самых разнообразных отраслях науки и материального производства, во всех жанрах искусства. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете. Материал, приведенный в книге, как текстовой, так и иллюстративный, скорее дает читателю повод для самостоятельных размышлений и поисков истины, чем навязывает какиелибо готовые решения. Литература по всем затрагиваемым вопросам приведена в книге, причем выделена литература XX в., отражающая современное состояние науки о цвете. Из обобщающих работ по проблемам цвета в изобразительном искусстве хочется особенно порекомендовать книгу: Rzepiň ska М. Historia coloru w dziejach malarstwa europejskego, Krakó w, 1970, t. 1; Krakó w, 1970, t. 2. Автор с признательностью отмечает особую роль в создании этой книги кандидата философских наук А. Андрияускаса, ценные замечания которого способствовали улучшению текста. Автор выражает также благодарность рецензентам книги — доктору архитектуры, профессору живописи П. П. Ревякину и возглавляемой им кафедре живописи Московского архитектурного института, старшему преподавателю Г. А. Фледжинскене и кафедре дизайна Государственного художественного института Литовской ССР, а также кандидату архитектуры А. Н. Заневскому и доценту М. В. Беляеву. Автор и издательство будут благодарны читателям за советы по дальнейшему улучшению книги, представляющей собой первый опыт подобного рода на русском языке и потому, безусловно, не свободной от недостатков. Автор ВВЕДЕНИЕ
|