Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лоббизм как неформальный политический институт. Механизм и формы лоббистской деятельности
Целенаправленное воздействие групп давления на органы власти с целью реализации своих специфических интересов получило название «лоббизм». Идеи лоббизма были сформулированы еще федералистом Джеймсом Мэдисоном в 10 статье послания президенту. Лоббизм – это деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятия и осуществления указанными органами законодательных актов и административных решений. Словом «лобби»(от англ. lobby — кулуары) в 40-х гг. XVII в. назывались вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп давления и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализм а. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти: • выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; • привлечение к выработке нормативных документов экспертов; • личные встречи, контакты, переговоры; • подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; • организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти; • финансирование избирательных кампаний; • прямой подкуп должностных лиц. Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США (1946 год в США «Закон о лоббизме) и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан не один соответствующий законопроект, но ни один не принят. Лоббирование может быть ведомственным (со стороны министерств и ведомств); отраслевым (со стороны монополистических или олигархических отраслевых кланов), региональным (со стороны представителей регионов, краев, областей, республик); иностранным (со стороны зарубежных групп давления). Кроме этого, эксперты предлагают выделить следующие направления лоббирования: вертикальное (обращенное к самым высоким должностным лицам, вплоть до президента и его советников) и горизонтальное (рассчитанное на более широкий круг лидеров общественного мнения). В зависимости от уровня власти, на котором действуют группы давления, различают лоббирование федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.
|