Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лоббизм как неформальный политический институт. Механизм и формы лоббистской деятельности






Целенаправленное воздействие групп давления на органы власти с целью реализации своих специфических интересов получило название «лоббизм». Идеи лоббизма были сформулированы еще федералистом Джеймсом Мэдисоном в 10 статье послания президенту.

Лоббизм – это деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятия и осуществления указанными органами законодательных актов и административных решений.

Словом «лобби»(от англ. lobby — кулуары) в 40-х гг. XVII в. назывались вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп давления и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализм а. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти:

• выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

• привлечение к выработке нормативных документов экспертов;

• личные встречи, контакты, переговоры;

• подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;

• организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;

• финансирование избирательных кампаний;

• прямой подкуп должностных лиц.

Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США (1946 год в США «Закон о лоббизме) и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан не один соответствующий законопроект, но ни один не принят.

Лоббирование может быть ведомственным (со стороны министерств и ведомств); отраслевым (со стороны монополистических или олигархических отраслевых кланов), региональным (со стороны представителей регионов, краев, областей, республик); иностранным (со стороны зарубежных групп давления). Кроме этого, эксперты предлагают выделить следующие направления лоббирования: вертикальное (обращенное к самым высоким должностным лицам, вплоть до президента и его советников) и горизонтальное (рассчитанное на более широкий круг лидеров общественного мнения). В зависимости от уровня власти, на котором действуют группы давления, различают лоббирование федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал