Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы процесса принятия политических решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Принятие решений — это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Подготовительный этап принятия решений. На этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политический характер. Таким образом, формируется повестка дня, т.е. совокупность проблем, которые необходимо решать политическими средствами и методами регулирования. Как правило, на этом этапе различные группы отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные проблемы. Избирательное отношение к актуальности тех или иных социальных вопросов может определяться идеологическими требованиями, ролевыми ожиданиями представителей правящих кругов, личными симпатиями, прошлым опытом и другими причинами. Таким образом, происходит взвешивание и анализ предложенных вариантов, ФОРМУЛИРОВКА И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ (2). Активную роль в этом процессе играют различные структуры — формальные (парламентские комитеты, комиссии, лоббирующие группы) и неформальные (межличностные объединения политиков, экспертов и т.д.).
На основе выработанной и скорректированной ПРОБЛЕМЫ формулируются политические цели развития и средства их достижения. Цели могут ставиться краткосрочные и долгосрочные, промежуточные и окончательные, первостепенные и второстепенные. При этом главным является формулирование фактических целей, которые могут существенно отличаться от декларируемых правительством и предназначенных в основном для общественного мнения. Как правило, политические цели формулируются как бы на пересечении действия трех типов институтов: официальных органов государственной власти, групп интересов и механизмов общественности (например, независимых средств массовой информации). Но центральную роль в этом процессе всегда играют высшие институты государства. Так, происходит этап окончательного выбора, формулировки и принятия политических решений (легитимация) – (3). Следующий (4) этап – это Реализация и приведение в политическую практику принятых решений. Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. Методы принятия решений: В настоящее время существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений («метод ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, наиболее соответствующих поставленным целям. На практике более применим «метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность прирощенных поправок, дающих возможность реализовать частичные цели. В целом этот этап характеризуется нарастанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть, тем не менее, приняты ими для исполнения. Все предлагаемые решения должны быть как минимум облечены в правомочную (узаконенную) форму. Они также должны предусматривать ответственность конкретных лиц за исполнение (неисполнение) решений и обладать определенной адресностью. Необходимо правильно оценить и возможную степень сопротивления принятым решениям. И последний - (5) Контроль (и обратная связь). Разрешение конфликтов, работа системы надзора и арбитража, обеспечивающей действие 'обратной связи'. Все это связано, прежде всего, с судебно-конституционным процессом и функционированием контрольно-надзорных институтов (прокуратура).
|