Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регион как объект хозяйствования и управленияСтр 1 из 39Следующая ⇒
ОТВЕТЫ на Вопросы
Регион как объект хозяйствования и управления На современном этапе в условиях перехода развития экономии на интенсивный путь развития, особую важность приобретают социально-экономические процессы регионального (территориального) управления во взаимосвязи с централизованным и отраслевым управлением. Регион представляет собой административно-территориальное образование с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, являющееся подсистемой соответствующего крупного экономического района страны. Например, государство РФ – Дальневосточный экономический округ – Приморский край (регион). В экономической и географической литературе регионами зачастую называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами. Деление страны на регионы предполагает не только административно-территориальное, но и социально-экономическое устройство со своими органами власти и управления. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ таковыми являются республики, края, области и другие территории, представляющие субъекты Российской Федерации. Региональная организация управления для своего функционирования (жизнеобеспечения) требует определенных экономических условий и механизмов, которые в совокупности характеризуют регион как объект хозяйствования. Соединение экономики и регионального управления, а также требований вышестоящих органов управления государства на основе рыночных отношений реализуется в рамках системного подхода. С системной точки зрения региональное хозяйство рассматривается функциональной и структурной организации производства. Функционирование региона определяется целями и задачами региональной экономической политики региона, адаптацией к изменяющим условиям внешней среды и сохранения целостности системы. Структура производства региона направлена на реализацию вышеперечисленных функций. Она зависит от производственной структуры отдельных элементов региона (предприятий, фирм, отраслей, рынков, муниципальных образований) и взаимосвязей между ними. В совокупности производственная структура региона обеспечивают жизнедеятельность и воспроизводство природной среды, населения и экономики [5]. Природная среда – это региональный блок, который описывается показателями, характеризующими природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, плотность населения на единицу площади и др. Анализ этих показателей за прошлый период показывает: · с одной стороны, какое влияние природно-ресурсный потенциал оказывал на развитие производительных сил региона и его межотраслевого распределение, и дается оценка состояния окружающей среды, степени ее использования; · с другой стороны, такой анализ дает возможность прогноза использования природно-ресурсного потенциала региона в развитии производительных сил на будущий период и разработки мероприятий по охране окружающей среды, оценки возобновления биологических ресурсов – сельскохозяйственных, лесных, рыбных и др. Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно - добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и др. Требования блока " Природная среда", предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды. Население - этот региональный блок характеризуется показателями определяющими: численность и структуру населения, его смертность, рождаемость; трудовые ресурсы, как потенциальную величину рабочей силы, его занятость, безработица, образовательный уровень, творческие способности; рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.; среднюю заработную плату. Требования блока " Население", предъявляемые к управлению состоят в повышении жизненного уровня всего населения региона, т. е. в росте перечисленных выше показателей. Экономика – этот региональный блок зависит от организации региональной экономической системы и может быть представлена: · производством, включающим все предприятия с их производственными мощностями, оборудованием, разделенных по отраслям, видам экономической деятельности, и в совокупности определяющих производственный потенциал региона; · финансами, представленные финансовыми организациями, и предоставляющие предприятиям и населению финансовые услуги (перевод денежных средств, кредиты и пр.), в ответ предприятие оплачивает услуги в виде процентов; · домашними хозяйствами, потребляющими продукцию, произведенную в регионе; · государственными учреждениями, направленных на реализацию «социальной направленности государства», согласно Конституции РФ. Все эти подсистемы экономики взаимосвязаны между собой посредством производства и реализации товаров населению как внутри региона, так и на межрегиональном рынке товаров. Их взаимосвязь представим их на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Материальные, финансовые, инвестиционные и информационные связи в процессе производства в регионе
Производство и потребление определяется движение материальных, финансовых, инвестиционных и информационных потоков между основными подсистемами экономики региона. · Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки - рынок материальных ресурсов - производство товаров, услуг в регионе - реализация рынке товаров и услуг – их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона. · Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки - рынок товаров и услуг - финансы региона (накопление) - оплата за материальные и трудовые ресурсы, налоги государству, проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям - получение прибыли. В совокупности это движение формирует финансовые рынки. · Инвестиционные процессы, протекающие в рамках финансовых потоков, направлены на воспроизводство основных фондов производственных и не производственных предприятий, в совокупности определяющие функционирование всех отраслевых рынков региона. Именно инвестиционные потоки определяют отраслевые сдвиги и закладывают темпы и пропорции дальнейшего экономического развития региона. Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион. Цели развития региона вытекают из общенациональной политики государства, в соответствии с которыми формируются региональная политика, включающая экономические и финансовые взаимоотношения между государством и регионом, а также регионов между собой. Реализация целей развития региона осуществляется в блоке " Экономика", представленного всеми отраслевыми предприятиями (фирмами), цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, желании уменьшить налоговые отчисления, снизить затраты на теоретические исследования и прочее). А ведь этим определяется социальный, научный и экономический потенциал государства и региона, как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен: разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона; содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [56], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета. Поэтому в связи с возросшей хозяйственной самостоятельностью и экономической ответственностью регионального и муниципального управления требуется решение вопросов, связанных с прогнозированием экономики региона, и как следствие необходимость моделирования ее развития, в рамках которой отражается в выполнении народнохозяйственных целей и функций их реализующих.
|