Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика рынка региона.






 

Рынок, как место обмена товаров, возник в глубокой древности и формировался по мере развития товарного производства. Объективная необходимость рынка определяется теми же причинами, что и развитие товарно-денежных отношений. В современной трактовке возникновение рынка определено следующими условиями:

первое связано с общественным разделением труда и специализацией производства, т.е. различными способностями человека к тому или иному виду деятельности;

второе определяется появлением юридически самостоятельных субъектов торговли независимых в принятии производственно-хозяйственных решений, одна часть из которых – производители - может произвести и предоставить в любой момент готовые товары, услуги, а вторая часть – потребители - имеет денежные и иные средства, с помощью которых может приобрести эти товары и услуги;

третье условие связано с необходимостью обмена товарами и услугами между производителями и потребителями, для дальнейшего существования и тех и других. Дадим определение.

Рынокэто система экономических взаимоотношений между производителями продукции и ее потребителями, которая определяется свободными ценами на товар, услуги в зависимости от спроса и предложения.

Покажем условно эти взаимоотношения на схеме рынка, представленной в нижней части рис. 5.1.

Эти взаимоотношения сначала имели локальный характер, но с развитием промышленно-индустриального производства и товарно-денежных отношений, они объединились в общенациональный рынок. В дальнейшем, возникает возможность разделения процессов купли – продажи и формирования новой структуры общественного воспроизводства в виде сферы обращения.

По мере разделения труда между отдельными странами начал формироваться мировой рынок, который интенсивно развивается в настоящее время. Поэтому рынок может трактоваться как общественный институт, сводящий вместе продавцов (производителей) и покупателей на различных уровнях экономических отношений для совершенствования сделки купли - продажи товара, услуги. В широком смысле рынок можно рассматривать как форму товарных и экономических отношений.

 

Исходные данные -рынок на момент времени tÎ T Модель рынка Векторная задача: Opt F(X(t+t)), G(X(t))£ B, X(t+t))³ 0. Результаты решения - рынок на момент времени (t+t)Î T
ЛПРПринятие решения tÎ T        
          Рынок – Объект исследования
Производитель 1 Предложение       Спрос Потребитель 1
    Товар Товар (Услуга) Товар    
Производитель q   Потребитель l
    Цена Цена    
Производитель Q       Потребитель L
                   

Рис. 5.1. Схема рынка и его взаимосвязь с моделью рынка

Экономические (товарно-денежные) отношения определяются движением товара от производителей к покупателям продукции, являющихся субъектами рынка. Экономические взаимодействия (обмен) посредством товара между ними создает спрос и предложение, что и показано на рис. 5.1. Товар в этих взаимоотношениях выступает как объект рыночных отношений. Объектами рыночных отношений могут быть материальные ценности, изделия, услуги, факторы производства (земля, здания, сооружения оборудование и пр.), полезные ископаемые, а также капитал, трудовые ресурсы и пр.

Результатом деятельности рынка является определение цены товара, как денежного выражения его стоимости, и совершение акта купли-продажи товара по этой цене, или отказ от покупки. Цена - важнейшая категория рынка. Динамика изменения цен определяет распределение и перераспределение общественных доходов [4].

Развитие рынков предполагает развитие его объектов – товаров и субъектов товаропроизводителей и потребителей, которое связано с развитием товарно-денежных отношений. При этом происходит разделение рынков. Это можно представить, проанализировав место производственной фирмы в обществе. Внутри производственной фирмы имеется два основных уровня деятельности: производство, т. е. переработка поступающих ресурсов в товары, услуги; и управляющий уровень, в задачу которого входят руководство и контроль деятельности организации. В своей производственно-хозяйственной деятельности фирмы вступают во взаимоотношения (в процесс обмена) и функционируют на различных рынках.

Виды рынков по классификации – предмет обмена - включают в себя.

Рынки ресурсов он включает в себя рынки трудовых, материальных ресурсов и рынки производственных мощностей.

Рынки труда – это область рыночных отношений между фирмой и личностью, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы, функцией которого является труд. Рынки труда подразделяются на а) территориальные, которые включают в себя местные, локальные, региональные и общегосударственные, и б) межгосударственные. На этих рынках основными факторами, определяющих динамику развития является спрос и предложение на рабочую силу. Спрос на труд определяется техническим и органическим строением капитала, т. е. соотношением стоимости оборудования и стоимости труда людей, работающих на этом оборудовании, квалификацией рабочей силы, в совокупности все это определяет рост производительности труда. Предложение на труд зависит от численности трудоспособного населения, уровня образования, половозрастной структуры, национальных традиций и пр. На предложение труда оказывают влияние уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня, отпуска и пр., а эти факторы зависят общественной производительности труда.

Рынки материальных ресурсов, где поставщики предлагают сырье, материалы, полуфабрикаты, энергию и другие ресурсы, которое предприятие (потребители) должно оплатить по рыночным ценам;

Рынки капиталов (производственных мощностей) связаны с куплей-продажей средств производства, зданий сооружений, оборудования, станков и т. п. Спрос и предложение на производственные мощности определяется той прибылью, которую может получить инвестор: а) от вложения денежных средств в создание новых капитальных благ, или, б) от вложения этих же средств (капитала) в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные другими фирмами, государством. Следовательно, финансовый рынок оказывает значительное влияние на рынок капиталов и неотрывно связан с ним.

Рынки товаров и услуг, где потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство) потребляют произведенные предприятием товары, услуги и оплачивают их стоимость.

Посредником при проведении всех производственных торговых и иных операций используются, как правило, деньги, а их движение и обращение обеспечивают финансовые рынки, на которых финансовые организации предлагают предприятию финансовые услуги - перевод денежных средств, кредиты и пр., в ответ предприятие оплачивает услуги в виде процентов.

Финансовые рынки включают в себя:

Инвестиционные рынки – вложение денежных средств и создание новых производственных мощностей.

Инновационные рынки – вложение денежных средств в инновации.

Валютные рынки – операции с валютой.

В финансовых операциях, проводимых на рынках, участвует также государство, которое обеспечивает правовой и законодательный порядок, создает инфраструктуру и предпринимает меры по стимулированию предпринимательской деятельности, требуя от предприятий выплаты необходимых налогов и отчислений, обеспечивая тем самым контроль рыночных процессов.

Процесс производства сопровождается процессом создания и движения стоимости (добавленной стоимости) и это является движущей силой развития производства на предприятии.

Каждый из перечисленных выше рынков находится под воздействием социально-экономических факторов:

Факторы экономического воздействия является результатом таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данная фирма. Изменение этих факторов представляют как угрозы, так и возможности для фирмы.

Факторы политико-правового воздействия - это ограничения в процессе принятия решений, являющихся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых фирма должна, или же могла бы действовать.

Факторы технологического воздействия определяется развитием технических и прикладных наук. Фирмы должны внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса. Анализ новых технологий позволяет своевременно увидеть те возможности, которые наука и техника открывает для производства новой продукции, для ее усовершенствования и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Факторы демографического воздействия дают возможность выявления основных тенденций, которые будут преобладать в будущем и оказывать влияние на развитие предприятия. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих развития покупателей товаров и услуг.

Факторы экологического воздействия определяется теми изменениями, которые происходят в окружающей среде, и оказывают воздействие на товары и услуги, которые производят фирмы и предлагают рынку.

Факторы социально-культурного воздействия включают традиции, ценности, психологию потребления и общественные ожидания от бизнеса.

Факторы международного воздействия обусловлены уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране и должны учитываться в производственной деятельности фирмы.

В экономике рынок выполняет ряд функций.

Функция конкурентообразующая. Она определяет процесс взаимодействия, соперничества и борьбы товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и как следствие получение прибыли. Конкуренция, с одной стороны является двигателем научного и технического прогресса, она принуждает производителей к деловой активности, повышению производительности труда, поиску новых возможностей экономического роста, а с другой способом антагонистические борьбы по уничтожению конкурента. Функция конкуренции является как бы входной функцией и характеризует с чем субъекты (участники) входят на рынок., т. е. функция определяет целенаправленность участников рынка. Производитель, пришедший на рынок, хотел бы сделать продукцию как можно проще (с наименьшими затратами), а продать подороже. Но таких производителей множество и между ними возникает конкуренция за быструю реализацию. У потребителя цели противоположные - купить продукцию более качественную, с наиболее приемлемыми функциональными характеристиками, но заплатить при этом минимальную цену. Возникает противоречие (конкуренция) при реализации своих целей, и главная задача рынка сразу или в течение некоторого промежутка времени найти определенный компромисс, который удовлетворит всех участников рынка – это функция основная и ей уделим внимание в следующем разделе. Все остальные функции являются как бы выходными и определяют, как решается проблема конкуренции.

Функция формирования спроса. Она отражает потребности покупателя и характеризует тот ассортимент товара, его объем, который покупатели готовы приобрести за приемлемую цену в определенный промежуток времени. В совокупности потенциальные покупатели формируют платежеспособный спрос.

Функция формирования предложения. Она формирует номенклатуру и объемы, т. е. то количество товара, которое производители готовы произвести, а продавцы продать покупателю в конкретном месте в конкретное время. Объем и структура предложения определяется размерами и возможностью совокупного производства.

Функция регулирования общественного производства и потребления. Она определяет, какие товары в ком объеме потребуются обществу. И хотя каждая фирма в меру своих возможностей проводит исследование рынка, анализирует конъюнктуру рынка, и на этой основе планирует развитие своей деятельности, в действительности все становится ясным только после поступления товара на рынок. Устанавливаемые на рынке соотношения спроса предложения определяют, какие товары, в каком количестве необходимы потребителю. В соответствии с этим происходит корректировка производства относительно потребностей и запросов покупателей. Но такая ситуация может обуславливать и кризис перепроизводства.

Функция соединения производителей и потребителей. Рынок соединяет производителей товара и его потребителей. Он заставляет производителей, которые, используя свои производственные мощности, начать производство новых товаров, а потребителям, используя произведенные товары поддерживать свою жизнедеятельность.

Функция ценообразующая. Рынок определяет требования к условиям производства, уровню затрат, качеству продукции, уровню затрат, качеству продукции формирует уровень ценпо которым происходит реализация товаров и услуг.

Функция информационная. Она тесно связана с ценообразующей, дает оперативную информацию о потребностях рынка и является основой для разработки оперативных, долгосрочных и стратегических планов развития фирмы.

Функция санирующая. Она определяется тем, что в рыночных условиях многие фирмы не выдерживают конкуренции, терпят убытки и разоряются, т. е. рынок представляет механизм, с помощью которого происходит санация экономики, - те субъекты, которые не выполняют требования предъявляемые потребителями к товару, услуге прекращают свою деятельность (разоряются). Тем самым национальная экономика освобождается от слабых, нежизненных субъектов рынка.

Функция стимулирования заключающаяся в том, производитель, конкурируя с другими, должен постоянно снижать свои затраты на изготовление продукции, повышать качество, внедряя для этого различные новшества.

В своем историческом развитии при выполнении вышеперечисленных функций рынок претерпел три формы развития: неразвитый рынок, свободный и регулируемый рынок.

Формы развития рынка.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный и, чаще всего, товарный (бартерный) характер, но и в таком виде он способствовал развитию производительных сил [63].

Свободный рынок практически предлагает условия совершенной конкуренции:

Наличие неограниченного числа участников рынка (производителей (продавцов) и покупателей) и свободная конкуренция между ними;

неограниченная свобода передвижения капитала;

наличие полной информации о рынке, в т. ч. о спросе – предложении, норме прибыли и пр.;

полная однородность одноименных товаров;

невозможность влияния на рыночную цену, т.к. ни один из продавцов или покупателей не обладает существен­ной долей рынка;

цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

Отсутствия монополии, монопсонии и государственного регулирования.

В реальной жизни свободный рынок не существует.

Регулируемый рынок. Это такой рынок, в котором возможно искусственное изменение основных факторов рынка (цены, спроса, предложения, и прочее), как отдельными участниками рынка, так и государством.

Достоинства и недостатки рынка.

Достоинства рынка. Они вытекают из положительной реализации функций рынка. Обычно рынку и, прежде всего, свободному (классическому) рынку относят следующие достоинства:

1. Рынок соединяет товаропроизводителей и потребителей продукции, при этом дает возможность реализации тем производителям, которые, конкурируя между собой, выпускают наиболее качественную и дешевую продукцию, т. е. опережают в конкуренции.

2. Рынок формирует спроса на ту продукцию, которая нужна обществу, тем самым является механизмом регулирования капиталовложений в производство.

3. Рынок формирует предложение той продукции, которая наиболее полно удовлетворяют спрос, разнообразные потребности общества и сравнительно быстро достигают рыночного равновесия.

4. Свойство саморегулирования рынка определяется тем, что ему присуща высокая гибкость и адаптация к изменяющимся условиям, т. е. выполняется функция общественного производства и потребления.

5. Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, что связано со свободными ценами и потоками капиталов в те или иные отрасли, где отдача (прибыль) выше.

6. Рынок дает возможность широкого использования результатов научно-технического прогресса, это определяется целью получения максимальной прибыли, для реализации этой цели используются передовые технологии при создании новых товаров.

7. Рынок обеспечивает информацией все рыночные структуры, которая является основой для разработки оперативных, долгосрочных и стратегических планов развития все участников рынка. И прочие достоинства.

Недостатки рынка.

Фирма, конкурируя с другими участниками рынка, стремится к полному захвату рынка производимых ею товаров, т.е. цель каждой фирмы – это стремление стать монополистом на рынке (другое дело получается ли это?). Но, если есть выигравшие, то имеются и побежденные. И недостатки рынка вытекают из негативных результатов выполнения (реализации) функций рынка, к ним относятся следующие недостатки.

1. Конкуренция не всегда выполняет свои функции, ибо любой производитель (фирма) на рынке стремится к монополизации власти: монополистическая конкуренция – олигополия – монополия (монопсония). Это приводит к деформации формирования свободной цены, как правило, в сторону увеличения в пользу монополиста.

2. Рынок, как результат действия конкуренции приводит к дифференциации уровня жизни. Это, с одной стороны, обеспечивает высокую мотивацию к труду, а с другой, не обеспечивает социальную " защиту" населения. Социальные последствия свободного рынка – это безработица, разорение, бедность достаточно большой группы населения [63]. С обще человеческих позиций рыночное распределение благ не справедливо, так как не может обеспечить минимальный уровень жизни для всех.

3. Рынок не может создать условия по реализации права на труд. Трудоустраиваются те, на чью рабочую силу имеется спрос, т. е. свободный рынок не гарантирует право на труд всех членов общества.

4. На большинстве рынков отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды. Это связано с тем, что в погоне за прибылью, производитель не уделяет внимание экологическим проблемам, затраты на которые бывают весьма значительными, что в итоге ведет к загрязнению окружающей среды.

5. Рынок не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования, т. е. тех товаров которые в итоге не создают прибыли, но важны для общества (оборона, государственное и муниципальное управление, защита окружающей среды, общественные блага: дороги, транспорт, образование и пр.).

6. Рынок не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

7. С рынком связана недобросовестная, " наглая" (термин взят из [1]) реклама, которая возникает при ожесточенной конкуренции между производителями за рынки сбыта произведенной продукции. Типичный пример – это производство медицинских товаров (препаратов, лекарств), которых производится в два-три раза больше, чем необходимо человеку для его выздоровления, т. е. функционирование рынка, направлено на увеличение прибыли производителя, а не на решение проблем человека с наименьшими для него затратами.

Анализ приведенных недостатков рынка показывает, что, несмотря на определенные достоинства, рынок нуждается в его регулировании. И эти функции по регулированию рынка должно брать, и берет (правда не так активно, как бы хотелось бы) на себя государство.

Более того, все маркетинговые, эконометрические исследования и моделирование рынка различных товаров направлено на получение информации (показателей) о будущем состоянии исследуемого рынка, и использования полученной информации при производстве, т. е. в планировании производства этих товаров.

Таким образом, рынок из свободного превращается в регулируемый, следовательно, свободного рынка не существует, - свободный рынок - это абстракция, необходимая для экономических сравнений. Свободный рынок может служить эталоном для сравнения полученного результата и с тем, что произойдет, если не предпринимать никаких действий по регулированию рынка. Это регулирование рынка находит отражение в системе управления фирмой.

Место региональных рынков в воспроизводительном процессе.

Анализ моделей, рассматриваемых в теории фирмы, представленных во второй главе, исходит из предположения, что произведенная продукция полностью будет закуплена потребителями продукции. Отсюда процесс воспроизводства продукции региона включает в себя не только производство, но и распределение, обмен и потребление товаров, услуг, т. е. формируются региональные и межрегиональные рынки.

Внутрирегиональные экономические связи интегрируют единичные процессы воспроизводства на уровне предприятий в региональный воспроизводственный процесс. Смена фаз воспроизводства формирует общерегиональные условия и предпосылки, необходимые для развития региональных предприятий и организаций.

Межрегиональные экономические связи обеспечивают:

· взаимодействие регионального воспроизводственного процесса с экономикой страны;

· формирование материальных, финансовых и трудовых ресурсов воспроизводства региона за счет межрайонного обмена;

· участие региональной системы в формировании общегосударственных материально-вещественных, финансово-кредитных, трудовых ресурсов, а также в производстве определенной части национального дохода страны [58].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал