![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моделирование поведения отдельного производителя с учетом статистической функции предложения
Для построения модели поведения отдельного производителя на какой-либо период с учетом статистических данных используем результаты эконометрического анализа функции предложения q-го производителя. Рассмотрим линейную функцию предложения [3]: q где q b o ', b x, b w, b r, b h – это фиксированные коэффициенты, величины которых могут быть получены на основе исследования статистических данных реализации товара, используя регрессионный анализ. Преобразуем это выражение, предполагая, что факторы сw, pr, hx не изменяются, а q
где b o ''=b o ' +b wpw +b rp r +b hhx. Вычислим из этого выражения цену товара: pх = b o + b l где b o =(b o ' +b wpw +b rpr +b hhx)/b x, b l =1/b x. Перенесем в этом уравнении все (L+1) переменные в левую часть и приведем равенство к стандартному виду: p - где p = pх, al=bl, bs = b o. Цель любого производителя продать как можно больше товара по наиболее возможно высокой цене, с тем, чтобы получить, возможно, высокую прибыль. Эту целенаправленность можно представить в виде задачи математического программирования (ЗМП): " q Î Q max fq (X (t))= при ограничениях p -
где fq (X (t)) - целевая функция (критерий), управляющие переменные p q = pq - aq и xql, " q Î Q представлены в задаче произведением, а отсюда задача оптимизации (5.2.27)-(5.2.29) – не линейна, в ней производитель максимизирует свои прибыли за счет изменения стоимости; (5.2.28) - ограничения по предложению на данном рынке (функция предложения); (5.2.29) - ограничения по ресурсным возможностям q -го производителя. Задача (5.2.27)-(5.2.29) является моделью поведения любого q Î Q производителя на дискретный период t Î T. Методологию построения модели и моделирования покажем на примере решения оптимизационной задачи (5.2.27)-(5.2.29). Пример 7.3. (Нелинейная модель производителя с функцией предложения). Дано. Статистические данные о цене и производстве (с последующей продажей) телевизоров. Они получены путем опроса десяти производителей телевизионных приемников на предмет объема производства при заданной цене. Объем производства приемников будем считать величиной переменной, а цену – исходной. Вид статистических данных представлен в табл. 5.2. Таблица 5.2 Статистические данные о цене и количестве произведенных телевизоров
Рассматривается две фирмы, выпускающие один продукт. Обозначим: x 1, x 2 – вектор переменных, характеризующий объемы продукции, произведенные первым и вторым производителем соответственно. На объем производства и соответственно продажи оказывают влияние производственные возможности фирм: a 1, a 2 - затраты на производство продукта у обоих производителей; bq, q =1, 2, - финансовые возможности фирм при производстве продукта; b Примем: a 1= a 2=400, b 1= b 2=150000, b Требуется провести регрессионный анализ статистических данных, т. е. построить линию регрессии и определить статистические параметры регрессии, построить функцию предложения, оптимизационную модель предложения с использованием этой функции и рассчитать оптимальную цену и объемы производства обоих производителей. Решение проведем в три этапа: используя, статистические данные табл. 5.2. построим функцию предложения, на ее основе построим оптимизационную модель, которая ее учитывает, и проведем расчет оптимальной цены и объемов производства. Построим функцию предложения, для чего проведем регрессионный анализ статистических данных табл. 5.2. Введем статистические данные табл. 5.2 в электронные таблицы программы Statistica (Система программного обеспечения анализа данных) [8] и поведем расчет. В результате расчета получим: средние значения цены и реализуемого товара, а также данные регрессионного анализа. Таким образом, линейной функцией предложения на телевизоры, при которой минимизируется квадрат погрешностей между множеством фактических точек и линией, произведенной через это множество, является уравнение: q Это уравнение и соответствующие параметры регрессионного анализа показаны на рис. 5.3. Рис. 5.3. Функция предложения и параметры регрессионного анализа
Построим оптимизационную задачу с учетом функции предложения. Функция предложения представлена уравнением: q x 1 + x 2 - 2.11p= -566.07, (5.2.31) где p = pх определяет величину рыночной стоимости на товар – телевизоры, при совокупном объеме производства: q Используя (5.2.31) построим задачу нелинейного программирования: max f (X) = (p -400) x 1 + (p -400) x 2 , (5.2.32) при ограничениях x 1 + x 2 - 2.11 p = -566.07, (5.2.33) 100000≤ px 1 + px 2 ≤ 300000, (5.2.34) 400 x 1≤ 150000, 400 x 2≤ 150000, x 1, x 2, с ³ 0, (5.2.35) где X ={ x 1, x 2, p } – вектор неизвестных, определяющий конструктивные параметры рыночного предложения индивидуального производителя. Решим задачи нелинейного программирования (5.2.32)-(5.2.35), используя алгоритм, представленный в системе Matlab (функция fmincon (…)) [39]. В результате решения получим: X *={ x 1=357.8, x 2=203.6, p =534.4}, f *=75431. Максимальный уровень производства фирмы определяется кривой предложения: x 1 + x 2 -2.11 p = 357.7785+ 203.6442 -2.11*534.3567=-566.07. Результаты: q Если решать задачу минимизации - min f (X), то в результате решения получим: X *={ x 1=128.25, x 2=128.25, p =389.8483}, f* =2604.0, при этом x 1 + x 2 -2.11 p = 128.25+ 128.25+2.11*389.85=-566.07, т. е. результат также удовлетворяет кривой предложения. Таким образом, в рассмотренной оптимизационной модели индивидуального производителя (5.2.32)-(5.2.35) полученный результат учитывает, с одной стороны, мощности производителя, а с другой соответствие функции предложения.
|