Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нелинейная модель рынка
Методологию моделирования рынка с учетом функции спроса и предложения проведем в три этапа: постановка задачи, построение модели вида (5.3.1)-(5.3.5) и непосредственно моделирование. Постановка задачи. Дано. Предположим, что известны статистические данные о покупках и производстве телевизионных приемников: спрос (цена - объемы покупок), предложение (цена - объемы продаж) [26], т. е. решается задача в условиях неопределенности. На объем производства и соответственно продаж оказывают влияние: · производственные возможности производителей: a 1= a 2=400 - затраты на производство продукта у обоих производителей, b 1 =b 2 = 150000 - финансовые возможности фирм при производстве продукта; · финансовые возможности потребителей: b = 100000, b = 300000, " l Î L – минимальный и максимальный объем финансовых средств, которые они может выделить на покупку продукта от разных фирм. Максимальная цена, которую в состоянии оплатить потребители, pmax =800. Построить оптимизационную модель рынка с учетом функций спроса и предложения и рассчитать оптимальную цену, объемы спроса-предложения. Построение модели рынка с учетом функции спроса и предложения выполним за два шага: используя статистические данные, сформируем функции спроса и предложения, на их основе построим модель вида (10.1)-(10.5). Построим функцию спроса и предложения, проведя регрессионный анализ статистических данных с использованием пакета программ Statistica [8]. В результате расчета получим: средние значения цены и объемы реализуемого товара, а также данные регрессионного анализа, в т. ч. функции линейного спроса и предложения: q = – 2, 60 сх + 1631, 47, q = 2, 11 сх -566, 07. (5.3.17) Эти уравнения и соответствующие параметры регрессионного анализа показаны на рис. 5.2, 5.3. Построим модель рынка, для этого, используя исходные данные, преобразуем задачу математического программирования (5.3.1)-(5.3.5) с учетом функций рыночного спроса и предложения (5.3.7). В итоге получим векторную задачу нелинейного программирования: opt F (X) = { max f 1(X) = (p- 400) x 1 + (p- 400) x 2, (5.3.18) min f 2(X) = px 1 + px 2}, (5.3.19) при ограничениях 1468.33£ 2.60 p + x 1+ x 2 £ 1794.6, (5.3.20) -622.67 £ -2.11 p + x 1+ x 2 £ -509.67, (5.3.21) 100000 ≤ px 1+p x 2 ≤ 300000, 400 x 1≤ 150000, 400 x 2≤ 150000, (5.3.22) 400£ p £ 800, x 1, x 2³ 0, (5.3.23) где X= { p, x 1, x 2} – вектор неизвестных, определяющий цену и конструктивные параметры рыночного спроса – потребления; (5.3.18)-(5.3.19)– функции, определяющие цели индивидуального производителя и индивидуального потребителя; (5.3.20) – функция спроса, в ней bd- 10% bd= 1631.47-10%*1631.47=1468.33, bd+ 10% bd= 1794.6; (5.3.21) – функция предложения: bs- 10% bs =-566.07-10%(-566.07)=-622.67, bs+ 10% bs =-509.47. (5.3.22) - ограничения по бюджету потребителей и производственным мощностям производителей; (5.3.23) – ограничения, накладываемые на цену и на не отрицательность объемов произведенной и проданной продукции. Моделирование развития рынка (в нашем примере исследование) выполним путем решения двух вариантов векторной задачи (5.3.18)-(5.3.23) с различными ограничениями: функции спроса-предложения представлены равенствами, неравенствами (5.3.20)-(5.3.23). Результаты решения проиллюстрируем на рис. 5.3 и 5.4. 1 вариант. Решение равенств (5.3.17), т. е. определения точки равновесия спроса и предложения, представим в системе Matlab. [ q, c ] =solve ('q+ 2.60 *p= 1631.47', 'q- 2.11 *p =-566.07'). (5.3.24) В результате решения получим: Xd=s= { p= 466.569, q = 418.39}. Эта точка представлена на рис. 5.4 в центре. 2 вариант. Для решения векторной задачи (5.3.18)-(5.3.23) используем метод, основанный на нормализации критериев и принципе гарантированного результата, на каждом шаге которого применяется алгоритм решения однокритериальной задачи нелинейного программирования, представленный в системе Matlab (функция fmincon (…)). Шаг 1, 2. Решается задача (5.3.18)-(5.3.23) по каждому критерию отдельно – ищется наилучшее X , k= (К =2) и наихудшее решение X , k= . В результате решения получим: X ={ p =513.2, x 1=230.11, x 2=230.11}, f = f 1(X )=-52107, X ={ p =419.9, x 1=188.2, x 2=188.2}, f = f 1(X )=7512; X ={ p =443.9, x 1=157.03, x 2=157.03}, f = f 2(X )=139430, X ={ p =489.2, x 1=261.3, x 2=261.3}, f = f 2(X )=255670. Эти точки представим на рис. 5.4 точками с соответствующими координатами: X 1 max ={ p =513.2, d =460.22}, X 1 min ={ p =419.9, d =376.4}, X 2 min ={ p =443.9, d =314.06}, X 2 max ={ p =489.2, d =522.6}, где с – стоимость товара, d = x 1+ x 2 - объем спроса-предложения. Область, ограниченная этими точками представляет собой область спроса-предложения.
Рис. 5.3. Функции спроса-предложения и результаты решения задачи Результаты решения X , X получены при условии, что каждому участнику рынка (производителю и потребителю) предоставляются наиболее благоприятные условия, т. е. при оптимизации учитываются только ограничения, накладываемые на их производственную деятельность и финансовые возможности. Практически показатели X , f - это монополия для производителя, а X , f - монопсония для потребителя. Эти смоделированные показатели берем за цели, к которым стремится каждый участник рынка. Шаг 3. Выполняется стандартная нормализация критериев и анализ результатов решения, полученных по каждому критерию. fk (X ) = , l k () = . На этом этапе цели каждого участника р f , f по числовой величине выравниваются, в результате получим нормализованные цели l = l k(X )= 1, " k Î К, к которым должен стремиться каждый участник рынка. Шаг 4. Построение и решение l-задачи: l o= max l, (5.3.25) l - £ 0, (5.3.26) l - £ 0, (5.3.27) 1468.33£ 2.60 p +x 1 +x 2£ 1794.6, (5.3.28) - 622.67 £ -2.11 p+x 1 +x 2 £ -509.67, (5.3.29) 100000≤ px 1+ px 2 ≤ 300000, 400 x 1≤ 150000, 400 x 2≤ 150000, x 1, x 2³ 0,
Рис. 5.4. Целевые функции производителя и потребителя на области спроса-предложения В l-задаче целенаправленность определяется нижним уровнем l =min (l k (X), k= ), " X Î S. l рассчитывается для всех критериев - как для производителей, так и для потребителей измеренных в относительных единицах, и в l-задаче этот уровень устремляется к максимуму, который в итоге равен lo. В результате решения l-задачи получаем точку оптимума Xo= { p= 477.9, x 1=202.2, x 2=202.2} см. рис. 5.3 и 5.4 и максимальную относительную оценку lo=0.5373 см. рис. 5.4, которая является максимальным нижним уровнем для всех относительных оценок lo=min (l k (Xo), k= 1, 2), т. е. гарантированным результатом в относительных единицах, который гарантирует, что в полученной оптимальной точке Xo все критерии равны или лучше lo, т. е. выполняются условия l k (Xo)³ l o, k =1, 2 или в общем виде: l o ≤ l k (Xo), k= . Действительно: f 1(Xo)=31488, f 2(Xo)=193210. l1(Xo) = 0.5376, l2(Xo)=0.5373. Покажем функции, определяющие цели индивидуального производителя (5.3.8) и потребителя (5.3.9) на рис. 5.4. Область спроса-предложения X1maxX2minX1minX2max, рассмотренная на рис. 5.4, представлена четырехугольником, который искусственно опущен до l= -1. Точка Xo , принадлежащая области спроса-предложения, является «седловой», в ней, во-первых, спрос равен предложению l1(Xo)=l2(Xo)=0.5373, во-вторых, это равенство максимальное. В терминах стоимостей финансовые затраты производителей и потребителей также равны между собой: få q (X) = (pq +aql) xql=få l (X) = pqxql, (5.3.30) т.е. предложение равно спросу. Заключение. Таким образом, в рассмотренной оптимизационной модели рынка (5.3.1)-(5.3.5) и его числового варианта (5.3.9)-(5.3.11) полученный результат – (равновесная цена и объем спроса – предложения) учитывает, во-первых, бюджет потребителя и возможности производителя, во-вторых, лежит в области, определяемой функциями спроса - предложения.
|