Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель рынка совершенной конкуренции






(Рассказывать в общем виде без цифр)

Построение и моделирование численной модели совершенной конкуренции покажем на основе базовой модели (5.4.6)-(5.4.10) и выполним в три этапа:

· построение численной модели совершенной конкуренции;

· решение векторной задачи, лежащей в основе модели;

· математический и графический анализ результатов решения численной модели совершенной конкуренции.

Построение численной модели совершенной конкуренции. Для совершенной конкуренции характерно то, что производственные параметры (затраты на производство продукции и стоимость продаж), как правило, у обоих производителей равны. Эти требования отразим в математической модели рынка.

Дано. Введем обозначения, уточняющие модель (5.4.6)-(5.4.10):

p 1 = p 2 = p 3 =p 4=50 - цены на продукт; a 1 = a 2 = a 3 =a 4 = 40 - затраты;

p1=p2=p3=p4 =(p 1 -a 1 )= 10 - прибыль от производства и продажи продукта;

b =3500, b =5000, l= 1, 2; bq= 5000, q= 1, 2.

Связь спроса и предложения решена следующим образом.

Спрос определяется: а) максимальной суммой, которую могут выделить потребители для своей покупки: x +x =200, где x =x = b /p1 = b /p2 =100 единиц продукта, и ее стоимостью в pq(x +x )= 10000;

б) минимальной суммой, которую необходима для наименьшего потребления продукта, в x +x = 140, где x =x = b /p1=b /p2 =70 единиц продукта, и ее стоимостью в pq(x +x )= 7000.

Предложение вытекает из того, что каждая фирма может изготовить не более x =bq/aq =125, q =1, 2 единиц товара или с учетом стоимости pqx =6250. Это, с одной стороны, несколько больше, чем минимальная потребность одного потребителя, но меньше минимальной суммы потребностей обоих потребителей, т.е. 3500 =b ≤ pqx ≤ pq(x +x )= 7000,

а с другой, сумма x + x =250 и ее стоимость pq (x + x ) превышает максимальные потребности финансовых средств, которые могут выделить на покупку продукта от разных фирм оба потребителя.

Следовательно, в модели (5.4.6)-(5.4.10) с предлагаемыми числовыми параметрами, предложение превышает спрос, хотя модель может быть использована и при других взаимоотношениях спроса и предложения.

Построить оптимизационную модель рынка и рассчитать объемы спроса-предложения.

Построение модели рынка. Математическая модель рынка с двумя производителями и двумя потребителями (модель 2*2) введенными параметрами представим в виде векторной задачи линейного программирования:

opt F (X) = { max f 1(X) = 10 x1 + 10 x 2, max f 2(X) = 10 x 3 + 10 x 4, (5.4.11)

min f 3(X) = 50 x1 + 50 x 3 , min f 4(X) = 50 x2+ 50 x 4}, (5.4.12)

при ограничениях

3500 50 x1+ 50 x3 5000, 3500 50 x2+ 50 x4 5000, (5.4.13)

40 x1+ 40 x 2 5000, 40 x 3+ 40 x4 5000, (5.4.14)

x 1, x 2, x 3, x 4 ³ 0. (5.4.15)

Для решения векторной задачи (5.4.11)-(5.4.15) используются методы, основанные на нормализации критериев и принципе гарантированного результата, представленные во третьей части.

Моделирование поведения всех производителей и потребителей с учетом их целенаправленности выполним с помощью решения векторной задачи (5.4.11)-(5.4.15) в целом, т. е. с четырьмя критериями.

Решения векторной задачи (5.4.11)-(5.4.15) при равнозначных критерияхпредставим в виде последовательности шагов.

Шаг 1, 2. Решается задача (5.4.11)-(5.4.15) по каждому критерию отдельно.

Критерий 1. max: X = { x 1 = 62.5, x 2=62.5, x 3=37.5, x 4=37.5},

f 1(X )=1250, f 2(X )=750, f 3(X )=5000, f 4(X )=5000,

min: X ={ x 1= 7.5, x 2= 7.5, x 3= 62.5, x 4=62.5},

f 1(X )=150, f 2(X )=1250, f 3(X )=3500, f 4(X )=3500.

Критерий 2. max: X ={ x 1=37.5, x 2= 37.5, x 3= 62.5, x 4= 62.5},

f 1(X )=750, f 2(X )=1250, f 3(X )=5000, f 4(X )=5000,

min: X ={ x 1= 62.5, x 2=62.5, x 3= 7.5, x 4= 7.5},

f 1(X )=1250, f 2(X )=150, f 3(X )=3500, f 4(X )=3500.

Критерий 3. min: X ={ x 1=35.0, x 2=50.0, x 3=35.0, x 4= 50.0},

f 1(X )=850, f 2(X )=850, f 3(X )=3500, f 4(X )=5000,

max: X ={ x 1=50.0, x 2=50.0, x 3=50.0, x 4= 50.0}.

f 1(X )=1000, f 2(X )=1000, f3(X )=5000, f 4(X )=5000.

Критерий 4. min: X ={ x 1=50.0, x 2= 35.0, x 3=50.0, x 4= 35.0}.

f 1(X )=850, f 2(X )=850, f 3(X )=5000, f 4(X )=3500,

max: X ={ x 1= 50.0, x 2=50.0, x 3= 50.0, x 4= 50.0}.

f 1(X )=1000, f 2(X )=1000, f 3(X )=5000, f 4(X )=5000.

Экономическая сущность решения векторной задачи (5.4.11)-(5.4.15) на первом шаге состоит в том, что каждому участнику рынка предоставляются наиболее благоприятные условия, т. е. при расчете учитываются только их ограничения и определяются их оптимальные возможности. В результате решения получим оптимальные решения f = fk (X ), k = - цели, к которым стремится каждый участник рынка, K =4.

Результат - оптимальные объемы продукции, которые в принципе может выпустить первый и второй производитель, и купить первый и второй потребитель.

Шаг 3. Выполняется стандартная нормализация критериев:

Анализ результатов решения, полученных по каждому критерию, выполним на основе нормализации:

l k (X )=(fk (X )- f )/(f - f ), q, k =1, 2, 3, 4.

l1(X )=1.0, l2(X )=0.545, l3(X )=0.0, l4(X )=0.0,

l1(X )=0.545, l2(X )=1.0, l3(X )=0.0, l4(X )=0.0,

l1(X )=0.632, l2(X )=0.632, l3(X )=1.0, l4(X )=0.0,

l1(X )=0.632, l2(X )=0.632, l3(X )=0.0, l4(X )=1.0.

Экономическая сущность решения векторной задачи (5.4.11)-(5.4.15) на втором шаге состоит в том, что цели каждого участника рынка по числовой величине выравниваются. В результате решения получаем нормализованные цели

l = l k (X ) = 1 (100%), " k Î К,

к которым стремится каждый участник рынка.

Шаг 4. Построение и решение l-задачи:

l o = max l, (5.4.16)

при ограничениях

l - (p1 x 1+ p2x2 - f 1(X ))/(f 1(X )- f 1(X )) £ 0, (5.4.17)

l - (p3 x 3 + p4 x 4 - f 2(X ))/(f 2(X ) -f 2(X )) £ 0,

l - (p 1 x 1 + p 3 x 3- f 3(X ))/(f 3(X )- f 3(X )) £ 0,

l - (p 2 x 2 + p 4 x 4 - f 4(X ))/(f 4(X ) -f 4(X )) £ 0, (5.4.18)

3500 ≤ p 1 x 1 + p 3 x 3 ≤ 5000, 3500 ≤ p 2 x 2 + p 4 x 4 ≤ 5000, (5.4.19)

a 1 x 1 + a 2 x 2 ≤ 5000, a 3 x 3 + a 4 x 4 ≤ 5000, x 1, x 2, x 3, x 4 ³ 0. (5.4.20)

Экономическая сущность решения l-задачи (5.4.16)-(5.4.20) состоит в том, что l-задача устремляет критерии (относительные оценки) всех четырех участников рынка к своему оптимуму l = 1, k= .

Решение l-задачи (5.4.16)-(5.4.20).

Результат решения при равнозначных критериях:

l o = 0.60714. Xo ={ x 1= 40.893, x 2= 40.893, x 3= 40.893, x 4= 40.893}.

f 1(Xo) = 163.572, f 2(Xo) =163.572, f 3(Xo) = 817.858, f 4(Xo) = 817.858,

l1(Xo)=0.60714, l2(Xo)=0.60714, l3(Xo)=0.60714, l4(Xo) =0.60714.

Выполняются условия l o ≤ l q (Xo), q= 1, 2, 3, 4, а в соответствии с теоремой 2 все критерии противоречивы. Любое улучшение (увеличение) одного из них приводит к ухудшению другого.

Конец

 

Математический и графический анализ модели совершенной конкуренции. Для оценки модели совершенной конкуренции введем некоторые преобразования: объем продукции, произведенной первым производителем, обозначим как X 1= x 1+ x 2, а вторым как X 2= x 3+ x 4. Отсюда ограничения (5.4.13)-(5.4.14) примут вид: 3500≤ 25 Х 1+25 Х 2≤ 5000, 3500≤ 25 Х 1+ 25 Х 2 ≤ 5000. 40 Х 1≤ 5000, 40 Х 2 ≤ 5000. Покажем их в системе Matlab на рис. 5.5.

Рис.5.5. Ограничения и точки оптимума в модели совершенной конкуренции

На рис. 5.5 представлены:

X1max, Х1min, X2max, Х2min – точки оптимума (наилучшее и наихудшее значение), полученные по первому и второму критерию соответственно;

Хо - точка оптимума, полученная при (четырех) равнозначных критериях, т. е. с учетом всех производителей и потребителей;

Xор 21, Xор 12 - точки оптимума, полученные при приоритете второго критерия над первым и первого над вторым соответственно;

Хоо - точка оптимума, полученная только при двух равнозначных критериях (т. е. с учетом только производителей);

Xоор 21, Xоор 12 - точки оптимума, полученные при приоритете второго критерия (производителя) над первым и первого над вторым соответственно.

Покажем эту область ограничений на трех мерном графике - рис. 5.6, где в качестве третьей координаты представим ось l - относительные оценки.

Рис. 5.6. Целевые функции в модели совершенной конкуренции на области ограничений

На этом рис. представим три функции (в относительных единицах), определяющие цели:

во-первых, индивидуальных производителей:

l1(X) = , l2(X) = ,

где f 1(X)=10 Х 1, f 2(X)=10 Х 2- текущее значение 1, 2-го критерия в допустимых точках, т. е. " X Î S; f =1250 - величина k-го критерия в точке оптимума X , k =1, 2; f =150 - наихудшая величина k-го критерия в точке X , k =1, 2;

во-вторых, потребителей:

l3(X) = ,

где f 3(X)=25 Х 1+25 Х 2 - текущее значение 3-го критерия в точках " X Î S; f =3500 - величина k -го критерия в точке оптимума X , k =3; f =5000 - наихудшая величина k -го критерия в точке X , k =3;

На рис. 5.6 область ограничений, как и на рис. 5.5, представлена точками X 1 maxX 2 minX 1 minX 2 max, образующих четырехугольник, который искусственно опущен до l= -3, (чтобы был виден). На нем также показаны точки Xo и Xo o.

Точка оптимума Xo отражает целенаправленность производителей и потребителей продукции (в виде соответствующих функций) в совокупности. Она является седловой, в ней:

· во-первых, критерии равнозначны l o =l1(Xo)=l2(Xo)= l3(Xo)=l4(Xo)= 0.607, т. е. в этой точке интересы (критерии) как производителей, так и потребителей учтены в равной мере;

· во-вторых, это равенство максимальное, т. е. не существует другой точки, в которой бы увеличение одного критерия не приводило бы к уменьшению другого, причем такая точка, только одна;

· в третьих, в терминах стоимостей финансовые затраты производителей и потребителей также равны между собой:

f å q (X)= (p q + aql) xql = f å l(X)= pqxql,

т. е. агрегированный спрос равен агрегированному предложению.

Точка Xoo учитывает целенаправленность только производителей продукции, деятельность которых в относительных единицах представлена кривыми l1(X) и l2(X). На рис. 5.5 эти кривые проходят через точки: X 2 max - Xоор 21- Xоо-Xоор 12- X 1 max, а на рис. 5.6 они представлены функциями (отрезками) l2 max -l o -l1 max. Эти отрезки, как указывалось ранее, представляют собой модель Курно, Штакельберга, Бертрана и Эджуорта [3, 53] и отражают конкуренцию, которая возникает во взаимоотношениях только производителей (фирм).

Точка Xoo также является седловой, в ней:

критерии равнозначны l o =l1(Xoo)=l2(Xoo)= 0.7764, т. е. в этой точке интересы (критерии) производителей учтены в равной мере;

это равенство максимальное, т. е. не существует другой точки, в которой бы увеличение одного критерия не приводило бы к уменьшению другого, причем такая точка только одна;

В терминах стоимостей финансовые затраты производителей и потребителей также равны между собой, т. е. выполняется выше приведенное равенство, но оно учитывает интересы только потребителей.

В реальной жизни необходимо учитывать не только деятельность производителей, но и их взаимоотношение с потребителями, что и показано кривыми на рис. 5.6. Эти кривые проходят через точки X 2 max - Xoр 21- Xо - Xoр 12- X 1 max, (на рис. 5.6 промежуточные точки не показаны). Эти кривые отражают конкуренцию, которая возникает во взаимоотношениях не только производителей друг с другом, но и производителей и потребителей друг с другом. И это отражается в балансе интересов производителей и потребителей, в цифровом виде это отражено равенством относительных оценок (относительно своих оптимумов).

Здесь возникает социальный аспект взаимоотношений между производителями и потребителями по вопросу распределения прибыли. Разность между относительными оценками в точках оптимума Xoo и Xo:

Dl=l(Xoo)-l(Xo)=0.7764-0.607=0.167,

показывает объем прибыли, полученный производителями, за счет интересов (целей) потребителей.

В общем, то об этих недостатках моделей подобных Курно, говорилось и раннее, но не было математического аппарата, учитывающего влияние (целенаправленность) различных фирм. И только векторная оптимизация, в которой методы решения задач построены на принципе гарантированного результата и нормализации критериев, позволила решить эту проблему.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал