Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение модели рынка монополии
Для анализа рыночной структуры монополии рассмотрим представленную модель для наиболее простой ситуации, когда на рынке с одним товаром (две модификации) действуют производитель и два потребителя этого продукта, хотя модель позволяет анализировать и более крупные. Дано. Числовые данные аналогичны модели олигополии, которая представлена в виде векторной задачи (5.4.21)-(5.4.25). Но в этой задаче будет один производитель, выпускающий два продукта. Взаимосвязь спроса и предложения решена аналогично, как и для модели олигополии, т. е. в модели (5.4.21)-(5.4.25) с предлагаемыми числовыми параметрами, предложение превышает спрос, хотя модель может быть использована и при других взаимоотношениях спроса и предложения. Построить оптимизационную модель рынка монополии и рассчитать объемы спроса-предложения. Построение математической модели рынка. Модель рынка монополии с одним производителем и двумя потребителями в виде векторной задачи линейного программирования представим следующим образом: opt F (X)={ max f 1(X) = 10 x 1 + 10 x 2 + 10 x 3+ 10 x 4, (5.4.31) min f 2 (X) = 50 x 1 + 60 x 3 , min f 3(X) = 50 x 2+ 60 x 4}, (5.4.32) при ограничениях 3500 ≤ 50 x 1+60 x 3 ≤ 5000, 3500 ≤ 50 x 2+60 x 4 ≤ 5000, (5.4.33) 40 x 1+ 40 x 2 + 50 x 3+ 50 x 4 ≤ 10000, (5.4.34) x 1, x 2, x 3, x 4 ³ 0. (5.4.35) Исследование модели монополии, представленной в виде векторной задачи (5.4.31)-(5.4.35), проведем с учетом целенаправленности производителя и обоих потребителей, во-первых, при условии их равнозначности, во-вторых, приоритете потребителей и, в-третьих, приоритете производителя. Решение векторной задачи (5.4.31)-(5.4.35) при равнозначных критериях. Шаг 1, 2. Решаем задачу (5.4.31)-(5.4.35) по каждому критерию. Сначала для производителя – монополиста предоставляются наиболее благоприятные условия, т. е. при оптимизации учитываются только его целенаправленность и ограничения, накладываемые на его производственную деятельность, в результате решения получим оптимальные объемы продукции, которые в принципе может выпустить первый производитель, - X X f 1(X X f 1(X Создаются благоприятные условия для обоих потребителей последовательно, т. е. решается векторная задача (5.4.31)-(5.4.35) с критериями (5.4.32). В результате решения получим точки оптимума X X X X X Шаг 3. Выполняется стандартная нормализация критериев и анализ оптимальных результатов решения, полученных по каждому критерию: f * =[ f 1(X f 1(X f 1(X l* = [l1(X l1(X l1(X Шаг 3. Построение l-задачи. Она по своей структуре аналогична задаче (5.4.26)-(5.4.30). Шаг 4. Решение l-задачи. lo = 0.5814, Xo ={ x 1=82.5581, x 2=82.5581, x 3= 0, x 4= 0}. f 1(Xo) =1651.2, l1(Xo) =0.5814, f 2(Xo) =4127.9, l2(Xо) =0.5814, f 3(Xo) =4127.9, l3(Xo) =0.5814. r 1 =4127.9, r 2=4127.9, r 3=7430.2. Точка Xo оптимальна по Парето - любое улучшение (увеличение) одного из них приводит к ухудшению другого. Моделирование рынка-монополии при приоритете потребителей. Решаем векторную задачу (5.4.31)-(5.4.35) при заданном приоритете второго и третьего критерия (потребителей) над первым критерием (производителем). Задаем вектор приоритетов P1= { p l o = 0.6849, Xo ={ x 1=79.45, x 2=79.45, x 3=0, x 4=0}. f 1(Xo) =1589.1, l1(Xo) =0.5069, f 2(Xo) =3972.7, l2(Xo) =0.6849, f 3(Xo)=3972.7, l3(Xo)=0.6849. lo= p Моделирование рынка-монополии при приоритете производителя. Решаем векторную задачу (5.4.31)-(5.4.35) при заданном приоритете первого критерия (производителя) над вторым и третьим критерием (потребителями). Задаем вектор приоритетов P 1={ p l o = 0.6524, Xo ={ x 1= 85.51, x 2=85.51, x 3=0, x 4=0}. f1(Xo) = 1710.3, l1(Xo) =0.6524, f 2(Xo) =4275.8, l2(Xo) =0.4828, f 3(Xo) = 4275.8, l3(Xo)=0.48. l o = p В рамках монополии нет разделения произведенной продукции между производителями, возможно лишь разделение продукции между потребителями.
|