Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регион – Объект управления
Регион, как объект управления, включает в себя три крупных взаимосвязанных блока: природная среда, население, экономика. Рассмотрим систему показателей, характеризующих экономику региона по этим блокам. Региональный блок – " Природная среда " описывается показателями, характеризующих природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, площадь населения на единицу площади и прочие показатели. (Ресурсы – RX, см. рис. 12.1). Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно-добывающей промышленности, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и сельского хозяйства. Требования блока " Природная среда", предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды. Региональный блок – " Население " характеризуется показателями определяющими: численность и структуру населения, трудовые ресурсы; рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.; среднюю заработную плата. (Трудовые ресурсы – Z1, см. рис.12.1). Требования блока " Население", предъявляемые к управлению состоят в повышении, в росте перечисленных выше показателей. Региональный блок " Экономика " в большой степени зависит от организации региональной экономической системы и включает в себя производство, движение материальных, финансовых и информационных потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, объединенных в отрасли, домашними хозяйствами и государственными учреждениями. · Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки - рынок материальных ресурсов (AX)- производство товаров, услуг в регионе (X) – их воспроизводство - реализация рынке товаров и услуг (AX+Y) - их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона. · Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки - рынок товаров и услуг (Z) - финансы региона (накопление) - оплата за материальные (A′ X) и трудовые ресурсы (Z1), налоги государству (Z2), проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям - получение прибыли (Z4). В совокупности это движение формирует финансовые рынки. Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион. Требования блока " Экономика", предъявляемые к управлению, весьма сложны и не однозначны. Это связано с тем, что налоговые поступления зависят от производственной деятельности всех предприятий (фирм) региона, цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, уменьшения налоговых отчислений). Их меньше всего интересуют всевозможные теоретические разработки, например, «нанотехнологии», отдача от которых будет через десять-пятнадцать лет. А ведь этим определяется научный и экономический потенциал государства и региона как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен: а) разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона; б) содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [46], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета.
|