![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и функции руководителя
Роль руководителя - это форма его поведения в коллективе, в отделе, в организации. Современный руководитель выступает в нескольких ролях (рис.1): - управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом; —лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авто- —дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, ус-
—воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, спо- —новатор, понимающий роль нововведений в современных условиях, —просто человек, обладающий высокими знаниями, способностями, В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за исполнением; подготовка отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление с новинками, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации. Принятие решений - главная функция руководителя, которую выполняют президент фирмы, председатель правления, ищущие новые пути достижения целей и берущие на себя всю ответственность за риск; ее выполняет руководитель, ответственный за распределение ресурсов и организационную работу, или представитель фирмы, ведущий переговоры. Работа руководителя характеризуется большим разнообразием дейст- вий (до 200 видов в день) и мест их осуществления, широкими коммуникациями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, действий и людей. Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего - это партнеры, которые нередко могут быть весьма сложными в общении, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В деловом общении с ними следует выражаться четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, излагать мысли кратко. Ставя какую-либо проблему, лучше сразу же предлагать варианты ее решения, чтобы начальник не занимался решением проблемы от начала до конца. С подчиненными общение должно быть доверительным и доброжелательным: от них в решающей степени зависит судьба руководителя. И наконец, руководитель постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может, поэтому здесь особенно необходимо уметь вести переговоры, торговаться и убеждать. В процессе коммуникации (общения, взаимодействия) руководитель координирует работу групп людей и упрощает диалог между ними, обеспечивает прием, передачу и обработку различного рода информации. Руководители высшего звена обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Руководители среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяют их функциональные обязанности и цели, ведущие к совершенствованию производственного процесса. Руководители низшего звена ближе всего находятся к исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированны на повышение производительности труда и повышение квалификации отдельных работников. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «что делать?», а «как делать?». С точки зрения работы с подчиненными (контактности) выделяют несколько типов руководителей. Первый тип: те, кто большую часть времени, примерно две трети, тратит на своих подчиненных, и только одну треть - на осуществление внешних связей. Второй тип: те, кто уделяет тому и другому примерно одинаковое количество времени. Третий тип: те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает общаться с коллегами своего уровня. Четвертый тип: те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, третий тип руководителя вообще не отвечает требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Выстраивая свои отношения с подчиненными, руководитель должен уметь правильно оценить свои возможности, возможности и поступки подчиненных, обладать здоровым оптимизмом и уверенностью в себе. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, иметь возможность действовать независимо от руководства, уметь побуждать людей к исполнению, творчеству, должен терпимо относиться к слабостям людей и нетерпимо ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения, знать и способствовать реализации их идеалов.
|