![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностные и деловые качества руководителя
Не существует и не будет существовать руководителя, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Система управления предъявляет требования к качествам руководителя: личностным, профессиональным, организаторским и деловым. К личностным качествам относятся честность и порядочность, предполагающие соблюдение норм общечеловеческой морали, по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным, стремиться к сотрудничеству, заботиться о людях и учитывать при этом их интересы. Руководитель должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца ценности, которые исповедует, помогать обретать эти ценности посредством личного примера, а не морализования, твердо держать данное слово. Одним из важнейших личностных качеств лидера должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, успешно справляться со стрессами. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, уметь формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, добавляющую солидности. Профессиональные качества руководителя. Это компетентность, то есть система специальных знаний и практических навыков (компетентность бывает специальной и управленческой). Это культура — общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Руководителя отличает хорошее знание действительности, понимание целей организации и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без высокого интеллекта, без умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать, быть энергичным и решительным. Но самое важное для руководителя - уметь связывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. Организаторские и деловые качества руководителя определяют его как менеджера, управленца. Они отражают уровень организаторской культуры, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделения, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем. К организаторским качествам относят целеустремленность (формирование ясных и обоснованных целей и стремление к их реализации), деловитость (умение четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках), энергичность (способность заражать людей уверенностью, стремление действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма), дисциплину и самоконтроль (без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность; поэтому руководитель должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению и уметь правильно организовать и поддерживать дисциплину подчиненных), повышенную работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом». Обобщающей характеристикой руководителя выступает авторитет, лидерство в коллективе.
Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям, в соответствии с которыми и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности. и отдаленные последствия своих действий, на стремлении к самосовершенствованию, на способности вселять в подчиненных уверенность, на сознании необходимости совершать те или иные поступки, так как поведение сотрудников чаще всего отражает то, что от них ждут. Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства и умело использует это в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет гибкость и умение идти на компромисс. Чтобы стать лидером, необходимо личное желание занять высокий пост (которое есть далеко не у всех) и способность взять на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий влияет на психологический климат в коллективе в частности и на управление в целом. Власть-полномочия дает лидеру право принуждать, наказывать или поощрять индивидов, пытаясь достичь поставленных целей. Ключевое понятие здесь — «законное право», оно официально дается руководителю организации или группы, позволяя ему вести себя так, чтобы достигать цели организации. Власть-авторитет - это способность индивида увлекать других, убеждать и побуждать их на достижение необходимых целей; это способность влиять на других. В то время как власть-полномочия может присваиваться индивидом, власть-авторитет дается индивиду только группой, которая затем позволяет индивиду вести ее к достижению цели и успеху. Особенность власти-авторитета состоит в способности оставаться неизменной перед лицом власти-полномочии и власти-авторитета других людей. Она может по-настоящему мотивировать людей и вести их к большим достижениям. Хотя руководитель может действовать с помощью силы своих полномочий, этот вид власти обычно приносит проблемы. Одна из них - текучесть кадров. Можно выделить два вида текучести кадров - физическую и умственную. Физическая текучесть охватывает тех служащих, которые покидают организацию. Умственная текучесть кадров касается тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но на самом деле не принимают активного участия в ее деятельности. Этот вид текучести не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда. Служащие демонстрируют пассивное сопротивление; они присутствуют физически, но «умственно отсутствуют». Они редко производительно работают в течение дня, делают лишь самое необходимое, или, хуже того, работают недостаточно качественно. Руководители, которые полагаются только на власть-полномочия (им нравится обладать законным правом применять силу) со временем порождают множество таких служащих, которые постепенно обременяют лидера серьезными проблемами, препятствующими достижению целей организации. Руководители, пользующиеся большим уважением, организуют свою деятельность в рамках пяти типов взаимоотношений (четырех внутри и одного вне организации). Эти взаимоотношения высоко интегрированы, включены в их личный успех, успех организации, создание и управление их собственной властью. Они могут быть представлены следующим образом: 1) взаимоотношения с собой, 2) взаимоотношения с другими, 3) взаимоотношения с организацией, 4) взаимоотношения с бизнесом, 5) взаимоотношения с обществом. Взаимоотношения с собой предполагают, что человек находится в мире с самим собой, понимает себя и уверен в себе. Такие руководители интроспективны. Они знают себя весьма хорошо. Они присматриваются к своим сильным и слабым сторонам, к своей мотивации, интересам, целям и т. д. У них входит в привычку изучать себя, чтобы знать себя лучше. Первое правило хорошего руководителя: руководитель, который научился говорить правду себе, автоматически научится управлять людьми. Такие руководители обычно оптимистичны. Они предпочитают видеть возможности там, где другие видят лишь препятствия. Пребывание рядом с ними вдохновляет, поскольку их оптимизм заразителен. Их «язык тела» обычно соответствует их словам. У таких руководителей имеется избыток энергии, который происходит от очень сильного стремления к достижению цели. Они достаточно умны, чтобы сплавить свои личные цели с целями организации. Следовательно, их мотивация и энергия усиливаются гармоничным соединением личных целей и целей организации.
|