Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование личности в процессе физического воспитания
Воспитание в широком смысле – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъекта о субъектных отношениях, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач [10, с. 19–20].
Воспитание в узком смысле – это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов [10, с. 20].
Воспитательный процесс – это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция») в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам [10, с. 20].
Рисунок 78 – Взаимосвязь физического воспитания с другими видами
воспитания
Таблица 2 – Умственное воспитание в физическом воспитании (по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову)
Умственное воспитание в физическом воспитании
| Задачи
| Средства
| Методы
| – обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию
научного мировоззрения;
– развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.),
познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
– стимулирование развития потребности и
способностей к самопознанию и самовоспитанию
| - физкультурные занятия;
- специально
организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации,
анализ, принятие решения
и т. п.)
| – опрос по преподаваемому
материалу;
– наблюдение и сравнение;
– анализ и обобщение
изучаемого материала;
– критическая оценка и анализ
двигательных действий
| | |
| Таблица 3 – Трудовое воспитание в физическом воспитании (по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову)
Трудовое воспитание в физическом воспитании
| Задачи
| Средства
| Методы
| - воспитание
трудолюбия;
- формирование сознательного
отношения к труду;
- овладение
элементарными
трудовыми умениями и навыками
| - учебный труд (в процессе академических
занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по
самообслуживанию и обслуживанию группы
(подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.);
- общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.)
| – практическое приучение к труду;
- беседа;
- оценка результатов труда;
- пример образцового труда (например,
исключительно добросовестное отношение
спортсмена к тренировке и выполнение учебно-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом)
| Таблица 4 – Нравственное воспитание в физическом воспитании (по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову)
Нравственное воспитание в физическом воспитании
| Задачи
| Средства
| Методы
| - формирование нравственного сознания (т. е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной),
согласующихся с нормами высокой морали;
- формирование нравственныхчувств (любвик Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы,
чувства непримиримостик
нарушениям нравственныхнорм и др.);
- формирование нравственных качеств, привычек соблюдения
этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам
духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим,
честносности, скромности,
добросовестности и др.);
- воспитание волевых черт и
качеств личности (смелости,
решительности, мужества, воли к
победе, самообладания и др.)
| - содержание и
организация учебно-тренировочных занятий,
спортивный режим,
соревнования (строгое
выполнение их правил),
деятельность преподавателя (тренера) и др.
| - убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;
- беседы при совершении занимающимися
какого-либо проступка;
- диспуты на этические темы;
- наглядный пример (прежде всего достойный
пример самого педагога, тренера);
- практические приучения (суть: постоянно,
настойчиво упражнять занимающихся в
дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в
перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и
соревнования);
- поощрение; одобрение, похвала, объявление
благодарности, награждение грамотой и др.;
- оказание доверия в выполнении обязанностей
помощника преподавателя, начисление команде
поощрительного очка при подведении итогов
соревнований и др.;
- наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), временное исключение из состава команды и др.
|
Таблица 5 – Эстетическое воспитание в физическом воспитании (по Ж. К. Холодову и В. С. Кузнецову)
Эстетическое воспитание в физическом воспитании
| Задачи
| Средства
| Методы
| - обогащение занимающихся
специальными знаниями;
- воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;
- воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
- воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении
товарищей и в окружающей обстановке
| - разнообразные виды самого физического воспитания,
праздники и выступления;
- природные и
гигиенические условия, а также обстановка занятий;
- специальные средства
художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений
искусства) и т. п.
| – эмоционально-выразительное объяснение
физических упражнений, образное слово;
- технически совершенный и эмоционально-выразительный;
- показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным;
- вдохновляющий пример в действиях и
поступках;
- практическое приучение к творческим
проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями
|
Тема 6
|