Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 11. История древней философии.
1. Рождение философской теоретической мысли. 2. Философия Древнего Востока: буддизм, конфуцианство, даосизм. 3. Человек в философии и культуре Древнего Востока. 4. Философия древних греков. ЛИТЕРАТУРА Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. Васильев Л. С. История религий востока. М., 1983. Краткий очерк истории философии. М., 1971. Корнев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983. Абаев А. Н. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Волгов Г. У колыбели науки. М., 1971. Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975. Темы рефератов и докладов. Учение Демокрита. Философия Платона и Аристотеля. Философия Средневековья, ее основные черты. Философия Возрождения. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Философия зародилась в двух, регионах развития человеческой цивилизации: на Древнем Востоке и в Древней Греции. Восточная философская мысль более древняя по сравнению с западной. Она обладает уникальной специфичностью и иной направленностью по сравнению с европейским знанием. Структура (парадигма) восточного мышления характеризуется целостностью, фрактальностью, эмпатичностью, децентрацией, элиминированностью объекта и преодолением иллюзий чувственного познания. Фрактальностью эмпатичностью, децентрацией, элиминированностью объекта и преодолением иллюзий чувственного познания. Фрактальность представляется самоподобием, эмпатичность — сопричастностью и соизмеримостью психических состояний, децентрация — устранением Я-субъекта, элиминирование объекта — устранением субъект-объектной схемы рассмотрения действительности, преодоление иллюзий - - в отказе от чувственно-наглядном представлении о первичной реальности В связи с этим приоритет отдается не рациональным способам познания; опора" на интуицию и образность вместо текстов, языка и логики. Следует отметить, что философия в чистом виде никогда не существовала на Востоке. Она всегда была вплавлена в контекст всей культуры и ориентирована прежде всего на самого человека, на развитие его психофизических 4 способностей. Восточная мысль не создала технику и технологию, направленную на преобразование природы, как это сделала западная цивилизация. Но зато Восток создал психотехнику и технологии, направленные на преобразование и развитие самого человека и прежде всего его психических и физических задатков. Среди обширного разнообразия оттенков философской мысли древнего Востока необходимо выделить буддизм, оказавший значительное влияние на весь Дальневосточный регион. Согласно буддистской доктрине существуют четыре основные истины учения: 1) вся жизнь — это страдание; 2) существует причина страдания; 3) только истинное знание указывает путь к прекращению причин, порождающих страдание; 4) существует путь прекращения страданий и освобождения причин, порождающих их, приводящий к просветлению — качественной трансформации человеческого сознания (нирване). Согласно буддистским представлениям в основе мира лежит пустота и дхармы - своего рода первоэлементы, обладающие психофизическими свойствами. Выделяют северное направление буддизма — махаяна («большая колесница») и южное — хинаяна («малая колесница»). Их различия связаны с пониманием природы первичной реальности (природы будды) и способов достижения просветления Особым своеобразием отличается философия древнего Китая. В ней можно отметить две школы — конфуцианство и даосизм. Основоположником конфуцианства является Конфуций. Он создал своего рода философию чиновников. Согласно этой философии человек нуждается в жесткой культурализации, приобщению к культурным нормам и правилам общества, культуры и следованию их рекомендациям на протяжении всего жизненного пути. Даосизм, напротив, видит причины неблагополучия человека в обществе как раз в излишней социализации, он выступает против чрезмерного диктата и давления культуры на индивида. Чем больше запретов и правил, тем больше людей, нарушающих их. Основоположником даосизма является Лао-цзы. Он выступил против насилия и подавления личности, за реализацию естественной спонтанности, заложенной в человеческом поведении. Другим центром философской мысли была Древняя Греция, явившаяся интеллектуальной основой европейского духа. Европейская парадигма мышления иная, нежели на Востоке. Она характеризуется атомистичностью, объективизмом, дедуктивной и логической направленностью. В целом она рационалистична. И хотя в период своего зарождения превалирует созерцательность и умозрительность, все же это попытка построить рациональную картину мира. Греческая философия неоднородна, в ней можно отметить по крайней мере два истока развития — это ионийская (Милетская) и италийская философия. К первой принадлежат такие философы как Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Ко второй — Пифагор, Парменид, Зенон, Анаксагор. Центральной проблемой, рассматриваемой греческими мыслителями этого периода, являются природные процессы, в связи с чем их называли физиками. Начиная с Сократа, в греческой философии происходит переориентация интере- са на человека и его бытие. Здесь на первое место выдвигаются вопросы этики, логики, взаимоотношения его с обществом. Греческая философия, включая римский период, просуществовала около тысячи лет, заложив фундамент всей европейской философской мысли.
|