Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов. Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии.
Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии. Рассудок и разум в классическом рационализме XVIII— XIX веков. Биогенетические и операционально-эмпирические концепции интеллекта в современной психологии. Основой выполнения умственной деятельности человека являются интеллект и мышление. Первый из них представляет умственные способности, воплощающие основные способы информационно-мыслительного отношения к действительности. Второй рассматривается как конкретная мыслительная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект выступает в качестве глубинной психологической структуры, определяющей мыслительный процесс. В этом понятии отражен основной диапазон умственных задатков человека, осуществляющих переработку и понимание информации, создание новых форм логической деятельности. Общие структуры интеллекта отражают не только индивидуальный опыт, но и общие закономерности, определяющие способность человека овладевать и производить знания. Логическая структура человеческого интеллекта состоит из таких уровней организации, как здравый смысл, рассудок -'л разум. Здравый смысл — уровень интеллекта, отвечающий за реальность и практическую значимость мышления. Он оберегает от самых грубых ошибок, нелепостей, выступая в качестве логико-семантического фильтра, предохраняющего человеческий интеллект от абсурдных мыслительных схем. Рассудок — уровень интеллекта, опосредованный структурой знания. Обладая набором.логических инструментов, понятий, эталонов, аксиом, а также и заблуждений, рассудок на их основе строит свои отношения с действительностью. Это своего рода компьютерный уровень человеческого интеллекта, действующий согласно незыблемым правилам и по отработанным схемам. Рассудок универсален абстрактно, как обобщение массы ситуаций, но не гибок; все возможные варианты его деятельности предопределены, он не может выйти за пределы сложившихся форм. В нормально развитом человеческом интеллекте рассудок и здравый смысл существуют в гармоничном и пропорциональном воплощении. Подобное единство может быть названо здравым рассудком. Вместе с тем рассудок не исчерпывает способностей интеллекта. Высшие творческие потенции присущи разуму, который необходимо отличать от рассудка, действующего по застывшим схемам. Разум осуществляет изменение исходных установок рассудка и обыденного мышления, преобразует их в новые формы, создавая иные типы мыслительной деятельности. В отличии от одномерного и дихотомического рассудка, деятельность разума носит многопараметровый характер. Разрывая застывшие рассудочные формы, разум переструктурирует исходные аксиоматические положения, продуцируя новые матрицы для рассудочной деятельности. Выступая в качестве высшего творческого потенциала человека, разум обеспечивает нестандартность мыслительного процесса, добиваясь высокой адекватности в познавательной и мыслительной деятельности. Таким образом, интеллект представляет собой иерархическую структуру, включающую в себя ряд уровней, которые работают дифференцированно, находясь в сложных взаимоотношениях друг с другом. Развитый интеллект интегрирует в себе иерархию своих гармонично организованных уровней, полифоническая деятельность которых сливается в единую целостность. В психологии представления об интеллекте связаны с измерительными процедурами, в основе которых лежат тестовые методы. Они, по мнению ряда психологов, должны фиксировать уровень врожденного умственного потенциала и оценивать генетическое состояние в информационных возможностях человека. Был введен показатель, отражающий эти параметры, который получил название коэффициента интеллекта 10. Имеются убедительные доказательства генетической детерминации человеческого интеллекта. Так, целый ряд хромосомных и моногенных изменений вызывают тяжелую умственную отсталость. Вместе с тем, обнаружено стимулирующее генетическое влияние на творческий индивидуальный процесс. Согласно имеющейся гипотезы, существуют гены одаренности, благодаря которым удается объяснить повышенную частоту в популяции лиц с суперинтеллектом. Ивсе же важную роль в реализации генетического потенциала играет окружающая среда. Так, богатство знаний и многообразие информации определяют возможности в достижении личности социально значимых результатов. Без создания социальных условий для раскрытия и реализации врожденного генетического интеллектуального потенциала, он может быть потерян и не востребован обществом. Между тем, некоторые исследователи прямо связывают возможности научно-технического прогресса с количеством высоко интеллектуальных людей. По их мнению, насущной задачей является выяснение причин и условий, приводящих к появлению большого числа творческих гениев. Поэтому общество, которое сумеет максимально стимулировать творчество и создаст возможности в реализации совокупного интеллектуального потенциала своих сограждан, обеспечит себе приоритеты в социально-экономическом и научно-техническом развитии.
|