Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и докладов.






Аналитическая философия, герменевтика.

Отечественная философия XX века. (Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский).

Идея бессознательного и психоанализ 3. Фрейда и его последователей.

Марксистская мысль XX века. Герменевтика.

Определение «позитивизм» происходит от французско­го positivizme, латинского positivus, что означает положи­тельный. Все знание, согласно учению позитивизма, должно быть получено как результат исследования частных наук и их синтетического обобщения. Философия как отдельная наука, претендующая на самостоятельное исследование ре­альности, якобы не имеет права на существование. Позити­визм возник в 30-х годах XIX века, его основоположником является О. Конт, По мнению позитивистов, наука не нуж­дается в какой-либо философии, стоящей над ней, но не исключает проблему синтеза. Позитивизм отвергает спеку­ляцию, т. е. метафизику, а в связи с этим материализм и идеализм. Пережитки метафизики, такие, как например, причина, должны быть удалены из науки. Науки отвечают на вопрос «как»?, а не «почему?». В конце XIX — начале XX веков возник кризис концепций обобщения философов позитивистов. Попытка выхода из кризиса привела к махиз­му, который просуществовал недолго и трансформировался в неопозитивизм,

Неопозитивизм появился в 20-х годах в Австрии, Англии, Польше. В первые 10 лет известен как логический позити­визм. Источники неопозитивизма коренятся в развитии ло-

гики, математики, неевклидовой геометрии, математической логики. Характеризуется операциональным пониманием фи­зических процессов (эфирный ветер ненаблюдаем, значит его не существует). Американский философ Р. Карнап про­вел жесткое разграничение философии от науки. С его точ­ки зрения философия «ненаучное, т. е. не поддающееся сравнению с фактами знание. В гносеологии истина стала пониматься как соответствие предложений чувственно дан­ным фактам и как логически согласованное знание. Важней­шей проблемой в неопозитивизме является верификация — опытная проверка знания через сопоставление с фактами.

В конце XX века неопозитивизм трансформировался в постпозитивизм, важнейшими проблемами исследования ко­торого стали логика и методология науки. Постпозитивизм подверг анализу и -изучению механизмы развития самой на­уки и способов производства знаний. К представителям постпозитивизма следует отнести таких американских фило­софов как Т. Кун, П. Лакатос, Л. Фейербенд, французских — М. Фуко, Г. Башляр.

В рамках позитивизма выделилась в самостоятельную форму аналитическая философия. Ее основной задачей яви­лось выявление неадекватных языковых средств, употреб­ляемых в научном знании. С точки зрения аналитической философии не существует реальных философских проблем, а есть неадекватное применение языковых терминов и зна­чений. В структуре философии возникло такое направление как лингвистическая философия, средством исследования которой является логический анализ научных понятий. Уточ­нение содержания и объема научных понятий приводило к устранению философских моментов из научного знания, что трактовалось как преодоление самой философии как нена­учной формы знания.

В 60-х годах во Франции появилось новое направление философской мысли, получившее название структурализма. Его творцами являются К. Леви-Стросс, Ф. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида. Основная задача французского структурализ­ма — изучить, описать и объяснить те продукты человечес­кой духовно-культурной деятельности, которые приобрета­ют обобщенную, всеобщую форму для определения исто­рических периодов. Центральным понятием структурализма

выступают структура, синхрония и диахрония. Структура — это совокупность скрытых отношений, выявляемых силой абстракции в ходе движения от явления к сущности. Син­хрония — это метод вневременного описания объекта, а диахрония— находящегося во временном измерении. Вы­деляются три основные посылки структурализма: 1) все социальное поведение человека закодировано; 2) внутрен­ние структурные качества человека ограничивают возмож­ности кодирования, а тем самым и поведения; 3) основной принцип кодирования - - бинарная оппозиция. Главная цель — понять объективные законы мысли и ее механизмы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал