Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов.
Аналитическая философия, герменевтика. Отечественная философия XX века. (Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский). Идея бессознательного и психоанализ 3. Фрейда и его последователей. Марксистская мысль XX века. Герменевтика. Определение «позитивизм» происходит от французского positivizme, латинского positivus, что означает положительный. Все знание, согласно учению позитивизма, должно быть получено как результат исследования частных наук и их синтетического обобщения. Философия как отдельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, якобы не имеет права на существование. Позитивизм возник в 30-х годах XIX века, его основоположником является О. Конт, По мнению позитивистов, наука не нуждается в какой-либо философии, стоящей над ней, но не исключает проблему синтеза. Позитивизм отвергает спекуляцию, т. е. метафизику, а в связи с этим материализм и идеализм. Пережитки метафизики, такие, как например, причина, должны быть удалены из науки. Науки отвечают на вопрос «как»?, а не «почему?». В конце XIX — начале XX веков возник кризис концепций обобщения философов позитивистов. Попытка выхода из кризиса привела к махизму, который просуществовал недолго и трансформировался в неопозитивизм, Неопозитивизм появился в 20-х годах в Австрии, Англии, Польше. В первые 10 лет известен как логический позитивизм. Источники неопозитивизма коренятся в развитии ло- гики, математики, неевклидовой геометрии, математической логики. Характеризуется операциональным пониманием физических процессов (эфирный ветер ненаблюдаем, значит его не существует). Американский философ Р. Карнап провел жесткое разграничение философии от науки. С его точки зрения философия «ненаучное, т. е. не поддающееся сравнению с фактами знание. В гносеологии истина стала пониматься как соответствие предложений чувственно данным фактам и как логически согласованное знание. Важнейшей проблемой в неопозитивизме является верификация — опытная проверка знания через сопоставление с фактами. В конце XX века неопозитивизм трансформировался в постпозитивизм, важнейшими проблемами исследования которого стали логика и методология науки. Постпозитивизм подверг анализу и -изучению механизмы развития самой науки и способов производства знаний. К представителям постпозитивизма следует отнести таких американских философов как Т. Кун, П. Лакатос, Л. Фейербенд, французских — М. Фуко, Г. Башляр. В рамках позитивизма выделилась в самостоятельную форму аналитическая философия. Ее основной задачей явилось выявление неадекватных языковых средств, употребляемых в научном знании. С точки зрения аналитической философии не существует реальных философских проблем, а есть неадекватное применение языковых терминов и значений. В структуре философии возникло такое направление как лингвистическая философия, средством исследования которой является логический анализ научных понятий. Уточнение содержания и объема научных понятий приводило к устранению философских моментов из научного знания, что трактовалось как преодоление самой философии как ненаучной формы знания. В 60-х годах во Франции появилось новое направление философской мысли, получившее название структурализма. Его творцами являются К. Леви-Стросс, Ф. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида. Основная задача французского структурализма — изучить, описать и объяснить те продукты человеческой духовно-культурной деятельности, которые приобретают обобщенную, всеобщую форму для определения исторических периодов. Центральным понятием структурализма выступают структура, синхрония и диахрония. Структура — это совокупность скрытых отношений, выявляемых силой абстракции в ходе движения от явления к сущности. Синхрония — это метод вневременного описания объекта, а диахрония— находящегося во временном измерении. Выделяются три основные посылки структурализма: 1) все социальное поведение человека закодировано; 2) внутренние структурные качества человека ограничивают возможности кодирования, а тем самым и поведения; 3) основной принцип кодирования - - бинарная оппозиция. Главная цель — понять объективные законы мысли и ее механизмы.
|