Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы докладов и рефератов. Завоевательные походы А. Македонского
Завоевательные походы А. Македонского. Проблема смысла жизни в философских учениях эллинизма. Искусство риторики и великие ораторы античного мира. Римское право. ЛИТЕРАТУРА Словарь античности. М., 1989. История Рима: курс лекций. М., 1986. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1985. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. М., 1988. Период эллинизма в истории античной культуры (338 г. до и. э. — 30 г. до н. э.) ведет свое начало с завоевательных походов царя Македонии Александра Великого. На территории образованного им огромного государства в Средиземноморье возник новый тип культуры -- эллинистический, синтезировавший в себе элементы греческой и восточной культур, при определяющем воздействии греческой культурной традиции. Повсюду распространялся эллинский образ жизни и духовно-нравственные ценности, эллинская образованность. Если в предыдущий период духовным лидером античного мира были греческие полисы, то в эпоху эллинизма возникают новые культурные центры — Пергам, Александрия, Антиохия, с которыми связан расцвет античной науки и медицины. В это время в трудах Архимеда обосновываются законы механики и гидростатики, Эвклид в «Началах» создает логическую систему геометрии, а в «Альмагесте» Птолемея формулируется геоцентрическая система мироздания. Период эллинизма известен своими выдающимися достижениями в технике: гигантские Фаросский маяк и «Колосс Родосский» считались чудесами света. Не менее знамениты Александрийская библиотека и Мусейон как центры наук и просвещения. Успехи эмпирического познания привели к окончательному отделению от философии точных и гуманитарных наук: географ Эратосфен первым назвал себя ученым, а не философом. В области медицины было сделано также немало выдающихся открытий: была изучена нервная система, внутренние органы, описаны строение глаз, печени, проведено сравнение анатомии человека и животного, а врач Герофил анатомически обосновал роль мозга как центра умственных способностей. Духовную жизнь эллинистического периода определяет идеология космополитизма. Космополит — гражданин Вселенной, его жизнедеятельность и духовные горизонты уже не ограничены греческим полисом, напротив, он чувствует свою сопричастность всему миру. С другой стороны, разрушается традиционная античная система духовно-нравственных ценностей, основанная на идеях гражданственности и патриотизма. Человек уже не ощущает себя необходимой частью общества, его внимание переключается с интересов полисной жизни на себя, свой внутренний мир. Поэтому среди философских наук центральное положение занимает этика. Проблемами смысла жизни, счастья' и способов защиты от страданий занимаются такие направления в этике, как эпикуреизм, стоицизм, химизм. В искусстве и литературе гражданственная тематика и патетический стиль сменяются изображением частной жизни, сельских идиллий, душевных переживаний личности.
|