Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика докладов и рефератов. «Фауст» Гете и его влияние на европейскую культуру
«Фауст» Гете и его влияние на европейскую культуру. Английские поэты романтического направления. Концепции культуры Ф. Ницше. ЛИТЕРАТУРА Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1992. Ильина Т. В. История искусств. М., 1993. Киссель М. А. Гегель и современный мир. Л., 1982. Ницше Ф. Сумерки кумиров. М., 1989. Быховский Б. Шопенгауэр. М., 1975. С конца XVIII— начала XIX века в Англии, Германии и Франции формируется новый культурно-исторический тип— Романтизм. Идеология Просвещения, возлагающая основные надежды на разум в справедливом переустройстве мира, подготовила Великую французскую буржуазную революцию, в результате которой был уничтожен феодально-абсолютистский строй и утверждены капиталистические отношения. Однако, вместо общества, основанного на принципах равенства, свободы и справедливости, во Франции возникла империя, а в европейских политических режимах усилились реакционные тенденции. Наполеоновские войны внесли в западный мир эмоциональные потрясения и нестабильность, разрушались традиционные устои и ценности. Все это привело к серьезным сомнениям в способности разума преобразовать мир и в возможностях такого преобразования вообще. В этой социокультурной обстановке складывается мироощущение и концепция Романтизма, проникнутые глубоким пессимизмом. Романтики считали действительность враждебной человеку и (исключали возможность ее изменения к лучшему. Они избрали путь духовного бегства от реальности в сферу прекрасного утопического идеала, который создает искусство. С этим связано огромное внимание романтиков к творчеству, и самой личности художника, В произведениях Дж. Г. Байрона, Р. Б. Шелли, Э. Т. А. Гофмана, П. Мериме и других создается вымышленный мир или идеализируется далекое прошлое — чаще всего средневековая Испания или Восток. Герой в этих произведениях обречен на трагическое одиночество, и как правило — это художник., В философии романтизма на первый план выдвигается эстетическая проблематика, искусство рассматривается как высшая форма духовной деятельности, отрицается рационализм, а выше интеллекта ставится интуиция, фантазия, вдохновение. Так, в учении Ф. Шеллинга о природе как «развивающемся мировом организме» и «мировой душе» единственным способом целостного познания мира объявляется эстетическое созерцание. Рассматривая историю развития человечества, философы романтической ориентации отрицали эволюционистскую концепцию, согласно которой мировая история движется однонаправленно и прогрессирует. В романтической культурфилософии формируется идея культурного релятивизма, признающая равную ценность культурных эпох. Особое внимание романтики уделяли не общему, а особенному в развитии каждой культуры, стремились выявить национальное своеобразие и специфику культурно-исторических типов. Также отличает их и отношение к народному искусству, которое в предшествующие эпохи не считалось равным профессиональному. Именно романтики впервые подчеркнули культурную значимость народного творчества, первыми серьезно обратились к его собиранию и изучению и использовали элементы фольклора в своих произведениях. Несмотря на то, что в XIX веке идеология Просвещения отрицалась или значительным образом перерабатывалась, просветительская концепция теории общественного прогресса имела своих продолжателей. В философской системе Г. В. Ф. Гегеля мировая история представляет собой историю развития мирового духа, который в своем движении к свободе проходит три стадии, аналогичные трем культурно историческим эпохам: восточной, греко-римской и германской. При этом на каждом этапе единой исторической эволюции главенствует одна нация, выражающая дух нового типа культуры. Идею единства мировой истории в ее движении к прогрессу продолжает развивать марксизм. Согласно К. Марксу, каждой из пяти общественно-экономических формаций соответствует свой тип культуры, а материальное и духовное развитие общества, представляющее собой единый процесс, в конечном счете определяется материальным производством. Среди художественных направлений в западноевропейском искусстве в начале века господствует романтизм, а к середине столетия складывается и утверждается эстетическая система реализма, развивающаяся в трех основных формах: социально-психологической (Г. Мопассан), социально-философской (А. Доде), и героической (Р. Роллан). В творчестве Ш. Бодлера, А. Рембо, М. Ветерлинка, О. Уайльда формируется, символизм, объявляющий действительность символом мира идей, постигнуть который можно интуитивно. В живописи к 80-м годам возникает искусство импрессионизма (Э. Мане, К. Писсаро, О. Ренуар), основными тенденциями которого являются приближение к природе, стремление художественно воспроизвести неповторимость каждого момента. К концу XIX века это направление сменяется постимпрессионизмом (А. Тулуз-Лотрек, П. Гоген, П. Сезанн, Ван Гог).
|