Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика докладов и рефератов. Древнерусская иконопись и архитектура
Древнерусская иконопись и архитектура. Русский драматический театр. Поэзия и ее роль в общественной жизни России. Медицинская наука в России: школы, направления, открытия, ЛИТЕРАТУРА Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1976. Древнерусская литература. Хрестоматия. М., 1986. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974. Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII веках. М., 1978. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990. Духовная культура России представляет собой очень богатое, сложное и интересное явление. Эстетическое сознание русского народа начинает свое формирование в глубокой древности — в мифологии и народном творчестве восточных славян. Еще в языческий период славянские города были известны своими каменными и деревянными по стройками, было развито декоративно-прикладное искусство, а фольклор (устное народное творчество) отличался жанровым и тематическим разнообразием: это свадебные песни, похоронные плачи, трудовые и колыбельные песни, гадания, хороводы, игры, загадки и пословицы. В X веке сложился героический былинный эпос, в произведениях которого рассказывается об исторических событиях и героях Древней Руси. Литература появляется на Руси с конца X века - - это одна из древнейших литератур в Европе. Ее распространение связано с принятием христианства на Руси. Древнерусская литература существовала в различных жанрах: это летописи, жития (рассказы о жизни святых или исторических деятелей), художественные произведения. В связи с возрастающим интересом к научному и гуманитарному знанию в XIV—XVII веках переводится иностранная литература; «Христианская топография», «Шестоднев», «Физиолог» и многое другое. В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг создал книгопечатание, а в 1553 году Иван Федоров начал книгопечатание в России, издав первую русскую книгу — «Апостол», он же выпустил первый русский букварь. К началу XVII века возникают новые виды литературы -драматургия и стихотворчество, а при дворе царя Алексея Михайловича организуется театр. Особую роль в древнерусском искусстве играла иконопись. Это культовое искусство перенесено на Русь из Византии. Решение изображать Бога на иконах не сразу было принято церковью — после острой дискуссии среди богословов на 7 Вселенском соборе было утверждено иконопочитание, а затем был специально разработан иконописный канон — правило написания икон. Первоначально иконы для русских храмов создавали греческие мастера, но уже в XI— XII веках появляются русские иконописцы, а в XIV—XV столетиях возникают национальные иконописные школы (Нов- городская, Псковская, Московская), появляются выдающиеся иконописцы Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, возникает уникальное явление мирового искусства — русская иконопись. Из Византии Древняя Русь заимствовала так же и каменную архитектуру, причем очень скоро русские архитекторы начали создавать храмы, превосходящие греческие образцы: это знаменитые Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Собор Спаса Преображения в Чернигове. К XV! веку в русской архитектуре преобладающим становится шатровый стиль, ярким образцом которого может служить церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, которую считают одним из самых совершенных и гармоничных памятников мировой архитектуры. Средневековый период в истории России, особенно период Киевской Руси, отличался высоким уровнем образованности городского населения. Широко распространено было знание иностранных языков, существовал повышенный интерес к естественным и историческим наукам, а также к философскому знанию. Важное значение придавалось школьному образованию, обучению чтению, письму, арифметике и основам вероучения. При крупных монастырях существовали школы высшего типа, где давали знания по грамматике, философии, истории, географии, естествознанию и богословию. В 1687 году было основано первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Научная мысль XVII столетия развивалась по нескольким основным направлениям: особенно значительный вклад русская наука этого периода внесла в географию — была составлена сводная карта России (Большой чертеж); исследована и описана Сибирь, составлены географические карты и атласы Азии, а благодаря исследованиям Н. Спафария европейские ученые получила подробные, неизвестные до того времени сведения о Китае. Большой интерес вызывала также астрономия, причем астрономические наблюдения велись с помощью оптических приборов. Появилась первая печатная работа по истории — «Синопсис» И. Гизеля, содержащая очерк русской истории. Медицинская наука основывалась на трудах иностранных ученых, но в то же время накапливался к обобщался собственный опыт врачевания — тек, священник Афанасий издал «Лечебник», в котором описал различные заболевания и лекарственные средства. Большое значение придавалось лекарственным травам, их лечебные свойства описывались в популярных «Травниках». Для развития практической медицины был создан Аптекарский приказ. Средневековая Русь отделяется от новой России реформами царя Петра I, которые глубоко изменили духовную и социальную жизнь русского общества и настолько ускорили развитие экономики, промышленности, строительства, военного дела, образования, что за короткий срок Россия.стала одной из самых развитых стран Европы, а благодаря военным победам над турецким флотом и шведской армией, считавшимися в то время сильнейшими, усилила свое политическое влияние как на Западе, так и на Востоке. Глубина и темпы преобразований во всех областях социальной жизни, происходившие в Петровской России, не имели аналогов в Европе. В то же время, политика европеизации, насаждение европейских культурных ценностей и западного образа жизни встречали сопротивление в народе и по-разному оценивались в последующих веках. XVIII век в истории и культуре России отмечен глубоким влиянием европейского, и особенно французского Просвещения. В этот период формируются новые представления о мире и человеке, распространяются идеи западного рационализма, большое влияние уделяется образованию, открываются государственные учебные заведения, стремительно развивается научная мысль. Формирование русской науки связано, в первую очередь, с именем М. В. Ломоносова — первого русского академика, ученого и поэта. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, его научная деятельность была исключительно разносторонней: большую научную ценность представляли его труды по геологии, физике, геофизике, химии, металлургии, астрономии, истории, он сформулировал и экспериментально доказал закон сохранения материи и движения, который позднее снова был открыт А. Лаваузье. Не случайно А. С. Пушкин сравнивал Ломоносова с целым университетом, а университет в Москве, открытый в 1755 году благодаря этому ученому, носит его имя. Русское общество XVIII века проявляло большой интерес к естествознанию, проводились исследования по анатомии и физиологии. В этот период создаются основы государственной медицины, открываются первые аптеки и больницы, а врачи занимаются не только практической деятельностью, но и научной, складывается система среднего и высшего медицинского образования (медицинские училища, медицинский факультет Московского университета). Хотя высшего фармацевтического образования в России до конца XVIII века не было, но знания по фармации постоянно накапливались. Так как лекарственные средства того времени имели растительное происхождение, аптекари должны были самостоятельно выращивать и собирать растения, поэтому при столичных аптеках создавались ботанические сады, где велась активная исследовательская работа. В художественной жизни XVIII столетия во всех европейских странах, включая Россию, классицизм был господствующим стилем. Ранний этап становления этого направления в России был связал с творчеством В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова; во второй половине века классицизм достигает вершины своего развития в драматургии Д. И. Фонвизина, Б. Н. Капниста, В. И. Майкова, Г. А. Державина. В архитектуре и скульптуре в стиле классицизма построены Дом Пашкова в Москве (архитектор В. И. Баженов), здание Сената в Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старое), создан знаменитый «Медный всадник» Э. Фальконе. К классицистскому направлению относится живопись В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и многих других русских художников. Конец XVIII — начало XIX веков — это период становления русского национального самосознания. Огромное влияние на этот процесс оказала победа в войне с Наполеоном и освобождение в 1812 году русской армией Западной Европы. В результате в русском обществе усилились патриотические и гражданственные тенденции. Но феодальные отношения, неограниченная монархическая власть, отсутствие политических прав и свобод мешали социальному и культурному развитию России, вызывали в нем глубокие противоречия и конфликты. Ответом на эти негативные явления стало движение декабристов и возникший в 40-е годы XIX века и продолжающийся до сих пор спор между сторонниками западной ориентации развития страны и приверженцами ее самобытного, национального пути. В XIX столетии особенно интенсивно развивается русская наука, многие ее открытия и достижения имели мировое значение. Так, в 20-е годы XIX столетия М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду, а позднее российский путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, а также Ч. Ч. Валиханов, Н. Н. Миклухо-Маклай совершили географические открытия мирового уровня. Выдающимся событием всемирной науки стала разработка Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии, которая глубоко изменила представления о пространстве и его свойствах. В области техники европейское признание получили открытия Н. П. Яблокова, Б. С. Якоби, В. В. Петрова и многих других русских ученых. Крепостные мастера братья Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Всемирно известны достижения русских авиаторов А. Ф. Можайского, Н. Е. Жуковского, а в конце XIX века начал свою работу в области ракетодинамики основоположник современной космонавтики, школьный учитель из города Калуги К. Э. Циолковский. Нельзя не вспомнить выдающееся открытие А. С. Попова - радиотелеграф. В это время также создается русская химическая школа, которую основали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров, а в 1869 году Д. И. Менделеев открывает периодический закон химических элементов. Не менее значительны были достижения русской науки и в области медицины: Н. И. Пирогов явился основателем военно-полевой хирургии и впервые применил наркоз в роенных условиях, а его «Топографическая анатомия» была признанным учебным атласом в европейских странах. Огромный вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности внесли работы Н. М. Сеченова и среди них его выдающийся труд «Рефлексы головного мозга». Н. И. Мечников и О. А. Ковалевский создали сравнительную эмбриологию, кроме того, Мечников заложил основы учения об иммунитете, открыл явление фагоцитоза. Основоположником эволюционной морфологии стал А. Н. Бекетов, а в области физиологии растений выдающиеся открытия принадлежат К. А. Тимирязеву. Рубеж XVIII — первая половина ХIХ веков в художественной культуре России отмечен значительным влиянием романтизма. В искусстве преобладают идеалы свободы, а художественный язык отличается глубокой эмоциональностью. Черты нового направления можно проследить в портретной живописи О. А. Кипренского, пейзажах С. Щедрина, творчестве К. П. Брюллова, поэзии В. А. Жуковского. В архитектуре по-прежнему преобладает классицизм — в этом стиле разрабатываются городские ансамбли Москвы и Петербурга, создает свои шедевры К. И. Росси (Михайловский дворец, здания Сената и Синода). К середине столетия общей тенденцией русского искусства стал реализм, что нашло отражение в творчестве великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского. К концу столетия русская литература достигает вершины своего развития в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В этот же период формируется объединение русских композиторов «Могучая кучка», в которое входили М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, развивающие в своем искусстве традиции русской музыкальной культуры, заложенные М. И. Глинкой и А. Ф. Даргомыжским; становится популярным творчество •П. И. Чайковского. В русской живописи возникает художественное объединение «Товарищество передвижников», в которое входят такие мастера, как И. И. Левитан, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие. Название группы появилось в связи с программой передвижения выставок по разным городам России. Творчество художников этого направления отличается демократизмом языка, стремлением к абсолютной реалистичности изображения социальных конфликтов. Другое популярное объединение — «Мир искусства», в которое входили художники К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. А. Врубель, основывается на эстетическом принципе «искусство для искусства», утверждающего самоценность и свободу художественного творчества. Конец XIX— начало XX веков получил название «серебряного века» русской художественной культуры. В это время параллельно существуют самые разнообразные стили и направления в искусстве, формируется эстетика и художественная практика модернизма. Его подготовительными стадиями был символизм (поэзия 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, К. Д. Бальмонта, акмеизм, (творчество поэтов Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. А. Мандельштама), футуризм (к нему принадлежали В. В. Хлебников, В. В. Маяковский). Событием мирового значения стал возникший в начале века русский авангард (В. В. Кандинский, П. Н. Филонов, К. С. Малевич, М. 3. Шагал и другие), оказавший решающее влияние на дальнейшее развитие европейской художественной культуры. В советский период единственным направлением и официальным искусством стал социалистический реализм, на первом плане в котором стояла не художественность, а идейность. Однако, и в рамках этого направления возникали выдающиеся явления мирового искусства — музыка С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, литературные произведения М. А. Шолохова, А. М. Горького, фильмы режиссеров А. Довженко, Г. В. Александрова и других. В 60-е годы формируется оппозиционное соцреализму направления - контркультура, которая сегодня получила не только национальное, но и международное признание. Российская наука советского периода развивалась в сложных политических условиях — ученые почти не имели контактов с зарубежными коллегами, преследовалось и запрещалось свободомыслие и отступление от партийных принципов, в естественных и гуманитарных дисциплинах насаждался вульгарный материализм, философия могла развиваться только в рамках марксизма. Многие деятели русской культуры и науки были подвергнуты репрессиям — в 20-е годы страну покинули выдающиеся философы и ученые, среди них Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин и другие, образовавшие явление «русского зарубежья», а многие из оставшихся погибли в сталинских лагерях. С 50-х годов в связи со смертью И. В. Сталина в советском обществе наступает более благоприятный период для развития науки и культуры. На этом этапе научно-технического прогресса ведущая роль принадлежит физике, причем фундаментальные исследования в этой области имели мировое значение. Так, за разработку теории жидкого гелия выдающемуся физику Д. Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия; в 1957 г. группой российских ученых был создан синхрофазотрон и в физической науке возникло новое направление — физика высоких и сверхвысоких энергий. Исследования Н. Г. Басова и А. М. Прохорова в области квантовой электроники были отмечены также Нобелевской премией, впервые был создан лазер и открыта цветная голография. Всемирно известны работы российских авиаторов, а в области космонавтики, благодаря работам К. Э. Циолковского, С. П. Королева и других был осуществлен первый в истории человечества запуск искусственного спутника земли, а затем космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. Мировое признание получили успехи российских ученых в области химии — широко известны работы А. Е. Арбузова, Б. А. Арбузова; Нобелевской премией отмечена разработанная Н. Н. Семеновым теория химических цепных реакций. Так же интенсивно развиваются биология и медицина — крупным научным открытием стали работы по расшифровке структуры белка, ученым удалось получить искусственные гены. Российская наука развивается по многим направлениям и с каждым годом вносит разнообразный и значительный вклад в мировую научную мысль.
|