Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефераты
Византия и Древняя Русь: к проблеме взаимодействия культур. Русская православная церковь и ее роль в истории России. Монастырь в русской культуре и общественной жизни. Эстетическое сознание и художественное творчество восточно-славянских племен. Кирилл и Мефодий — создатели письменности Киевской Руси. ЛИТЕРАТУРА Карамзин Н. М. История государства Российского М., Т. 1, 1989. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. СПб., 1994. Славянская мифология. Словарь. М., 1995. Древнерусская литература. М., 1993. Русская душа. М., 1994. Мифы древних славян. М., 1993. Русская культура представляет собой сложное явление для изучения. В своем генезисе и развитии она взаимодействовала с различными культурно-историческими типами, испытывала разнообразные влияния и сама, в свою очередь, оказывала воздействие на культурные миры других народов. Российская историческая наука сравнительно поздно начала систематическое изучение культурного прошлого России — только к началу XVIII столетия относятся первые исторические исследования российской древности, а оригинальные концепции ее культурно-исторического развития появляются лишь к 40-м годам XIX века. Сегодня целостное представление о феномене русской культуры складывается на основании разнообразных источников — прежде всего, это труды историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, К А. Бердяева; очень ценны в этом отношении памятники древнерусского летописания и книжности - с XI века в русских монастырях зарождается традиция летописания. Летописи - это рукописные изложения исторических событий по годам (летам), откуда и происходит их название. Самой древней из дошедших до нас является «Повесть временных лет», в которой изложены многие важнейшие события древнерусской истории. Духовный мир Древней Руси отражен в фольклоре — устном народном творчестве, в который входят сказания, былины, пословицы, обряды. Русская история и культура имеют свою типологизацию: Киевская Русь, Московская Русь, Петровская или императорская Россия и новейшая история, начинающаяся с XX века. Один из самых сложных вопросов культурологической науки — проблема возникновения древнерусской культуры и истории. Ее решение осложняется множеством до сих пор не решенных и спорных вопросов. Прежде всего, это вопрос об этнической принадлежности восточного славянства: сегодня насчитывают более 20 неславянских народов, когда-то проживающих на Русской равнине — это скифы, сарматы, хазары, готы, печенеги и многие другие. Современная историческая наука не считает возможным проследить происхождение славян от какого-либо одного народа, поскольку особенности географического расположения Русской равнины сделали ее открытой для заселения разным племенам и народностям. Академик А. Б. Рыбаков относит корни славянства к древнейшему индоевропейскому единству, от которого произошли такие этносы, как германский, романский, иранский, индийский, арабский и другие. Дискуссионной является и проблема происхождения российской государственности: согласно летописной «Повести временных лет» государственный строй на Руси основали приглашенные новгородскими старейшинами норманнские князья, один из которых — Рюрик и считается основателем российской правящей династии. Так возникла норманская теория, которая отказывает славянам в способности создания собственного государства и управления им. Оппозиционное направление, во главе которого стоял М. В. Ломоносов, напротив, доказывает, что государственность у славян возникла естественным путем из общинного быта. В исторической науке существует множество версий об этнической принадлежности самих норманнов — варягов: их считают норвежцами, выходцами из Пруссии, литовцами, финнами, а некоторые историки видят в них единоплеменников славян. Несмотря на то, что в науке до сих пор нет единого мнения по этому поводу, не отрицается факт варяжского присутствия в русской истории и их довольно быстрая славянизация. Следует отметить, что аналогичные эпизоды основания первых королевств норманнами имели место в истории Англии, Франции, Италии. Роль варягов в государственном устройстве Древней Руси сводилась к созданию политической надстройки над уже сложившейся общинной организацией. Древние славяне вели оседлый образ жизни, что было известно еще античным историкам - - упоминание о славянских племенах, которые греки и римляне называли венедами, есть в трудах Плиния и Тацита. Под именем «ругов» славяне постоянно торговали на Дунае, а скандинавы именовали Древнюю Русь «страной городов», древнейшими из которых были Новгород, Полоцк, Киев, Смоленск и Чернигов, расположенные на речных путях. К VI веку у славян формируются основы государственности - - народное собрание (вече), совет старейшин, общинные принципы управления. До принятия христианства древние славяне исповедовали языческую религию. Боги славянской мифологии представляли различные природные силы: так, был солнечный бог Хоре, бог грозы Перун, покровитель скотоводства Белес и многие другие. Славяне верили также в духов воды, огня, земли. Богам приносили в жертву птиц, животных, были известны и человеческие жертвоприношения. Культовые действия совершались жрецами-волхвами на особых святилищах, которые назывались капищами. В их центре устанавливалась каменная или деревянная скульптура бога, вокруг которой жгли жертвенные костры и приносили жертвоприношения. Обряды погребения у древних славян были разнообразными: кремация (сожжение), трупололожение, также нередко умершего хоронили в лодке и затем поджигали ее, а при захоронении в земле над могилой насыпали курган, причем обряд погребения нередко включал в себя и умерщвление (убийство) жены. Древнеславянская языческая религия не имела общего пантеона богов для всех славянских племен, различия в верованиях мешали государственному и культурному объединению славян. Кроме того, язычество создавало трудности в торговых и дипломатических отношениях с другими странами. Эти причины привели киевского князя Владимира к необходимости принятия единой для всех славян веры. Как рассказывается в летописях, он отправил своих послов к другим народам, чтобы они собрали сведения о существующих религиях. Познакомившись с иудаизмом, мусульманством и христианством, Владимир сделал выбор в пользу последнего, причем его привлекла не господствующая на Западе римско-католическая вера, а греческое православие. Новую веру Киевская Русь приняла в 988 году от Византии. Выбор князя Владимира был обусловлен прежде всего социально-политическими и экономичен кими причинами: торговые, культурные и политические связи Древней Руси были прочнее с христианским миром, чем с исламским, а в восточной и Юго-Восточной Европе (Болгария, Грузия, Армения, Греция, Хорватия) исповедовали православие. Кроме того, если в католичестве власть римской церкви распространялась и на государственные структуры, то в православном варианте христианства церковь и государство существовали раздельно. Последствия христианизации для Руси были благоприятны — на основе единой религии укреплялось единство славянских племен, упрочивались связи с христианскими страхами Западной и Восточной Европы, развивалась торговля и ремесло, распространялась письменность, возникла книжность, смягчились жестокие нравы и обычаи. Древняя Русь приобщилась к мировой христианской культуре и очень скоро стала полноправным политическим и экономическим партнером западноевропейских государств, а также оказывала значительное влияние на развитие общеевропейской культуры.
|