Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 23. Индо-буддистский тип культуры
1. Исторические особенности возникновения древнеиндийской культуры. Основные течения религиозной жизни в древнем Индостане. 2. Система ценностей индо-буддистской культуры. 3. Художественная культура и научное знание в истории Индии. Древнеиндийская культура возникает в долине Ганга, во II тысячелетии до н. э. Именно в это время там появляются индоевропейские племена, связанные с племенами индоариев и иранских ариев, прямых предков населения Ирана. Специфической особенностью индийского общественного устройства явилось существование общины, остававшейся неизменной многие века. Ее функционирование неразрывно было связано с природными и географическими факторами, с 'необходимостью постоянного поддержания сельскохозяйственных работ. Ведущее место здесь, в условиях жаркого и засушливого климата, занимало ирригационное и поливное земледелие. Древнеиндийское общество имело сословно-кастовый характер, в нем существовала система строго зафиксированных статусов — сословий, называвшихся варнам и или, позднее, кастами. Их было четыре брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Общинно-кастовая структура древнеиндийского общества получила свое закрепление и освящение в религии с ее пышными ритуалами и кровавыми жертвоприношениями, всеопределяющей роли жрецов, строго следивших за сохранением кастовых различий. Об этом можно судить по памятнику законодательства и релизии древней Индии — Законах Ману (составлены около V в. до н. э.). Согласно этому кодексу главным богом является Брама или Брахма. Именно он определяет кастовое устройство; по мифу, сложившемуся в эту эпоху, все касты произошли из разных частей тела Брахмы: из его уст — брахманы, из рук — кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног — шудры. Всем им Брахма и предназначил определенный род деятельности. Этот период в развитии религии, называемый брахманским, приходит на смену религии ведического периода. Культ приобретает уже чисто аристократический характер. Руководство всеми ритуалами стало осуществляться только брахманами. Боги становятся кастовымим: Брахма является богом брахманов — только они могли обратиться к нему с молитвами; Инда -древний ведический бог, превращается в бога кшатриев; Рундра — становится богом вайшья. Шудры оказываются вообще без всякого официального культа. В брахманский период в индийской религии складывается в довольно развитой форме идея перевоплощения. Если раньше представления о загробной судьбе были расплывчаты, а вера в перевоплощение души, практически отсутствовала, то в новых условиях создается представление о переселении души человека после его смерти. Причем, оно, это перевоплощение, стало зависеть от его поведения в жизни, от соблюдения правил кастовой жизни. Только в случае выполнения кастовых законов оказывался возможным переход человека в другую касту, конечно,.имелось в виду перевоплощение человека уже после его смерти. Человек, нарушающий законы своей касты, не может рассчитывать на такое перерождение, он может превратиться в низшее животное. Учение о перевоплощении получило свое обоснование с помощью общей концепции кармы. В своей элементарной форме закон кармы означает, что все поступки человека, хорошие или плохие, вызывают и сопутствующие последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с целью достижения каких-то результатов. Все эти поступки получают свое награждение или наказание уже в посмертной жизни, в будущем воплощении. Поэтому судьба человека есть результат этих поступков, от них зависит его перерождение — человек сам создает свою судьбу, свою будущую судьбу. Свобода оказывалась, конечно, мнимой, поскольку выбраться из сансары — земного мира страданий оказывалось возможным только с помощью бога, соблюдения магических обрядов, осуществляемых жрецами. Основной задачей человека согласно этим принципам является вознесение человеком своего «Я» к высшему бытию, во всей своей абсолютной чистоте представленному в Брахме и проявляющемуся в брахманах. Этой задаче и служит религиозная деятельность — она, фактически направляется на освобождение человека от естественного, реального бытия посредством его отрицания, полного отвлечения от него. Главное внимание, таким образом обращалось на внутреннюю духовную жизнь; внешний мир не представлял для древнейших индийцев никакого интереса. Поэтому из всех областей знания у них высокого уровня достигает математика; создаются алгебра как самостоятельная дисциплина, а также десятичная система исчисления. Но выше всего ценилось религиозное знание. И здесь важное значение имела религиозно-философская литература, - в брахманский период появляется множество самых различных трактатов, называемых в целом Упанишадами. Обычно их сводят к нескольким основным типам: Веданта, Миманса, Санхья, Йога, Нъяя, Вайшешика.- Первые две из них являлись чисто жреческими трактатами. Санхья, а особенно Вайшешика, принадлежавшие светской касте кшатриев, имели материалистическую направленность. Йога представляла собой аскетическое учение, совокупность практических рекомендаций, сведений, необходимых для самосовершенствования, сохранения чистоты тела и совершенствования духа. В VI—V вв. до н. э. возникают такие мощные религиозные системы как буддизм и джайнизм. Их появление во многом было предопределено «размыванием» кастовой структуры. Эти два учения были очень близки между собой, в них отрицался кастовый строй, признавался закон кармы и перерождение, большое внимание уделялось нравственным аспектам поведения человека. Однако судьба их сложилась по-разному. В джайнизме, основателем которого считался легендарный Вардахмана Махавира или Джинна (происходил из кшатриев), основное внимание обращалось на освобождение человека от материального мира, представляющего собой зло. Отсюда вытекали и основные требования аскетического поведения, доходившие до самых крайних пределов (отказ от ношения одежды, требование целомудрия и безбрачия, неубиения. любых живых существ). Распространялся джайнизм в основном среди купцов и городского населения. Он существует в Индии и в настоящее время — последователей этого учения насчитывается около 3 млн. человек, но за пределы этой страны он не проник. Буддизм часто называют «экспортной формой индуизма», поскольку в своем раннем виде он представлял собой про- должение брахманской религии. Но в дальнейшем, в ходе его развития, из него были исключены элементы, касающиеся освящения кастового строя, функций спасения, которыми наделялись только брахманы, почитание святых книг (веды) и ритуальных действий, специфических для Индии. Расцвет буддийской религии происходит с III в. до н. э. — при Маурьях и после них. Очень важно иметь в виду, что буддизм складывается как религия горожан, в ней преодолевались этнические, общинные и кастовые различия. Основой раннего буддизма выступили «четыре возвышенные истины», открытые Гаутамой. Это учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания. Жизнь, согласно буддизму, есть сплошное страдание, проявляющееся в страхе, старости, смерти, горе, желаниях, жалобах, заботах. Причиной страдания является привязанность к жизни, к своему телу, жажда бытия. Именно эта последняя определяет постоянный переход «от возрождения к возрождению». Прекращение страдания возможно только как устранение «этой жажды через полное уничтожение желания». Четвертая причина как раз и говорит о том, как придти к уничтожению желания. Оно достигается с помощью «восьмеричного пути», составленного из восьми ступеней: праведные взгляды, праведная решимость, правильная речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные промыслы, праведное созерцание. Только пройдя через эти все 'необходимые ступени, человек сможет достичь совершенства, стать архатом — святым и погрузиться в нирвану, предельное идеальное состояние, в котором уже нет ни движения, ни желания, ни стремлений и вообще нет [Никакого бытия. Таким образом, чувства и желания человека рассматриваются в буддизме как нечто недостойное, гибельное, поскольку они связаны с жизнью, с перевоплощениями, с господством кармы. Необходимо заглушить свои инстинкты, жажду жизни, воздерживаться от любой деятельности, добиваться равнодушия к жизни. Только так можно нейтрализовать карму, избежать неизбежных для земной жизни перевоплощений. Достигнуть состояния нирваны можно в ходе длительной концентрации мыслей и медитации. Только через размышление и созерцание человек может постигнуть истину, найти правильный путь спасения и, соблюдая пять моральных принципов (панча-шила), придти к совершенству. Моральные заповеди буддизма первоначально носили запретительный характер: не убивай, не воруй, не нарушай супружеской верности, не лги. К ним присоединялся еще запрет на алкоголь. Главное внимание уделялось при этом стремлению к добру, любви и милосердию ко всем живым существам. Характерной особенностью при этом являлось то, что в центре внимания находилось только пассивное отношение ко всему, спокойное, терпеливое и бесстрастное отношение к любым жизненным проявлениям, «Тот, кто рассердится, когда разбойники и убийцы начнут распиливать одного за другим, тот живет не согласно моему учению», - эти слова приписываются основателю буддизма Гаутаме. Примечательным фактом язвилось то, что в буддизме нет понятия о существовании такой постоянной субстанции в человеке как душа. Жизнь, согласно буддизму, есть непрерывный ряд состояний, каждое из которых зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние. Человек представляет собой только условное название совокупности различных составных частей: материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно тому, как колесница состоит из некоторой совокупности колес, осей, оглоблей и т. д. Единство личности, таким образом, здесь отрицается, основой психической жизни человека выступает не душа, а отдельные дхармы (основной смысл этого понятия -- «носитель душевных свойств»). Существует большое число таких дхарм, связанных с чувственным восприятием мира, самим сознанием, нирваной. После смерти человека происходит распад дхарм и затем под воздействием той дхармы, которая была создана человеком во время его жизни и в предшествующих перевоплощениях, они соединяются в новое целое. Тем самым существует вечный круговорот в мире, представляя собой «колесо бытия», выйти за пределы. Буддийская религия имела большой успех в Индии — ее возникновение было неразрывно связано с образованием буддистских общин, представлявших собой братства людей самых разных каст. Хотя вместе с тем следует отметить, что в эти общины не принимались рабы, солдаты, преступники, должники. Ранние общины подчинялись довольно строгим правилам, организация культа была упрощена, здесь не было дорогих жертвоприношений, сложных обрядов. С течением времени буддизм становится государственной религией -это случилось в царствование Ашоки, третьего царя династии Маурьев. Именно в это время начинают создаваться буддийские монастыри, строиться ступы — хранилища священных реликвий. Происходят изменения и в самом учении буддизма: появляется большое число сект (свыше 30), а около I в. н. э. происходит раскол буддизма на два направления — хинаяна («малая колесница» или «узкий путь» спасения) и махаяна («большая колесница» — «широкий путь» спасения). Особенностью буддизма являлось то, что его религиозная система сложилась и приобрела мировое значение гораздо раньше, чем христианство. Однако после нескольких веков своего расцвета буддизм уступает свое место индуизму. Более прочное положение он стал занимать в странах, которые гораздо позже стали на путь государственного 'И кассового развития: Цейлоне, Бирме, Корее, одно время в Японии, в некоторых районах Индокитая, а также в центральной Азии - Тибете и Монголии. Буддизм в Индии фактически являлся религией городского населения. На сельское население он не оказал никакого влияния; в деревнях, где сохранилась община и где основное место занимали отношения прямой личной зависимости, продолжали верить в старых богов. С упадком древних городских общин — буддизм отходит на второй план и уже к XII в. практически полностью исчезает. В борьбу с буддизмом, оказавшим такое сильное влияние на самые широкие массы населения, происходит преобразование старой брахманской религии. Более демократичным становится культ, создаются новые обряды, церемонии, способные привлечь большое количество народа; устанавливаются святилища, места паломничества, строятся храмы. Как подражание буддийским храмам, появившимся гораздо раньше, возникают внушительных размеров брахманские храмы. Особую популярность в этот период получают массовые театрализованные праздник и с танцами, музыкой, торжественными обрядами. Боги становятся более доступными для простых людей, создаются образы народных богов. Возникает характерное для этого периода учение об аватарах, рассказывающее о нисхождении небесных богов, их перевоплощении в земные божества. Создается даже целый пансион таких народных ботов-спасителей. Одним из самых популярных среди них становится Крашна — спаситель, представляющий собой одну из аватар Вишну. В южной Индии таким божеством становится Рама — герой эпоас «Рамаяна». Характерной особенностью новой религии - - индуизма выступило наличие многочисленных сект. Во главе (их становятся религиозные руководители — гуру, выступающие как посредники между человеком и богами и как воплощение божества, Большое распространение получает культ божеств, являющихся покровителями отдельных каст, общин, профессий. Другой характерной чертой индуизма явилась его пантеистическая направленность, обожествление творческих сил природы. Это нашло свое выражение в культе животных, растений, воды, почитания священной реки Ганга. Складываются мистически-эротические культы. В качестве главных божеств в индуизме предстают Вишну и Шива, в соответствии с ними и разделяют все секреты. Брахма хотя и признается верховным богом, однако почитание его остается чисто умозрительным, поскольку его культа не существует. Конечно, трудно назвать индуизм единой, целостной системой, в него фактически входят несколько видов религии, причем заметно отличающихся друг от друга. Обязательными догматами считаются признание священного автопитета Вед, учение о карме и перевоплощении душ, вера в божественное происхождение каст. В центре внимания здесь находится представление об абсолютном духе, выражением которого является земной мир. Порядок, существующий во Вселенной, космосе, определяет весь строй, ритм жизни человека, общества. Каждый человек, а он согласно индо-буддийским представлениям живет в мире сансары, наполненной страдания- мим, разрушающими желаниями, изменениями и т. п., должен придерживаться четырех этических норм: Дхарма, артха, кама и мокша. Дхарма представляет собой часть основного морального закона, определяющего жизнь Вселенной, в ней содержатся нормы поведения людей, функций и обязанностей различных каст. Артха содержит в себе нормы практического поведения. Кама связана с регулированием удовлетворения чувственных побуждений. Мокша выступает учением об избавлении от сансары. В индуизме и буддизме по-разному понимается ценность земной жизни. Можно сказать, что индуизм обращает значительное внимание на значимость праведной жизни, чувственных радостей. Для буддизма характерно более умеренное отношение к жизни, здесь в центре находится воздержание, стремление к отрешенности от земной жизни. Особое место в каждой из религий занимает понятие нирваны, понимаемой как непостижимое состояние блаженности, в котором устраняются все факторы бытия. В рамках индо-буддистской культуры в Индии возникло и получило широкое распространение религиозно-реформаторское движение Махатмы Ганди (1869—1948). Главное внимание индийский лидер обратил на закон любви, существующий в природе. С ним он связывал проповедь ненасилия, справедливости, чистоты помыслов, отсутствие зависти и стяжательства, доброты и мягкости. Все эти принципы легли в основу политики М. Ганди. Ядром древнеиндийской духовной культуры являются Веды. Они включают в себя сборники гимнов в честь богов, жертвенных формул и заклинаний. Их возникновение относят к III тысячелетию до н. э. Важнейшей из них являлись Ригведы (1028 гимнов богам). Впоследствии вокруг Вед стала образовываться «ведическая литература», представлявшая собой толкования, комментарии Ведических тестов. Самыми значительными явились Упанишады (в переводе — «сидеть около» ног учителя). Важно учитывать, что ведическая литература имела не только религиозный характер. В ней содержались и необходимые для поддержания функционирования религиозно-духовной жизни знания в самых различных областях — ма- тематике, геометрии, астрономии; в нее входили правила почитания предков, поведения человека, наука о демонах, военная наука. Веды и Упанишады, по сути дела, были первыми памятниками, имеющими не только религиозно-нравственную направленность, но и художественную ценность. Они были созданы на древнеиндийском языке санскрите. Важнейшей чертой индийского искусства является тесная связь с природой, ощущение «всех ее настроений», стремление к выражению на этом уровне гармонии с природой и вселенной. Это видно по другому памятнику литературного творчества — «Махабхарата». В центре этого произведения преклонение перед Богом, его могуществом и всесилием: «Поистине Брахман — это бессмертие. Брахман - впереди, Брахман — позади, Брахман — справа и слева, он простирается вниз и вверх, он всесущее, он величайший». Примечательно, что уже здесь встречается известная нравственная заповедь — «Не делай другому человеку того, что не хотел бы делать себе». Выдающееся место в древневосточной культуре принадлежит также и такому произведению, как «Рамаяна», представляющему собой энциклопедию индийской народной мудрости. «Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных, зная это непрестанно твори добро». «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие», украшения спокойствия -• отвага, украшение отваги — мягкость». «Здоровье, стойкость, могущество - - великие блага, но они бесполезны, если нет наслаждения любовью». «Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины». Большое внимание в индийских поэтических произведениях уделялось вопросам любви, воспеванию наслаждений и чувственных удовольствий. Они затрагивались в таком известнейшем произведении как «Кама-Сутра». Здесь, по сути дела, была изложена культура половой жизни, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Несколько отлично художественное творчество в русле буддистской традиции. В нем основное внимание уделяется теме перемен, вечного круговорота, смены времен года, состояния души, чередованию рождения и смерти. Цен- тральное место в индо-буддистской эстетике занимает понятие «югэн», означающее скрытую от внешнего взора красоту, ту красоту, которая выявляется с помощью сосредоточенного созерцания, отреченное™ от жизненной суеты. «Югэн» относится не к разуму, а к сердцу, связанному с высшим началом, «космическим законом». Вот почему все восточное искусство содержит в себе множество символов. Важное место в индо-буддийской культуре занимает почитание знаний. Один из древнеиндийских афоризмов гласит: «Высшим благом среди всех зовух знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает». В Древней Индии развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, химия. Их характерной чертой являлась практическая направленность, отсутствие логического, рационального подхода. ЛИТЕРАТУРА Индия // Советская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 1964. С. 846-910. Буддизм. // Философский энциклопедический словарь. М.. 1983. С. 63—64. Ганди М. Моя жизнь. М., 1969. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1990. Индия: религия и политика в общественном сознании. М., 1991. Индо-буддийская культурная традиция // Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. С. 139—156. Индуизм: традиции и современность. М., 1983. Неру Джавахарлал. Открытие Индии. В 2-х книгах. М., М., 1989. Новые духовные ценности. Учение Бахай. М., 1992. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.
|