![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика докладов и рефератов. Научно-технический прогресс и культура
Научно-технический прогресс и культура. Темь) и образы современного искусства., Образ культуры будущего. ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993. Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Спб., 1995. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. Социокультурная ситуация рубежа XIX—XX веков большинством философов общепризнана как кризисная, причем этот кризис касается глубинных основ европейской духовной культуры и цивилизации. Еще в прошлом столетии у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других возникла идея саморазрушающейся западной цивилизации, которую продолжает развивать и всесторонне анализировать философская мысль XX века. Г. Зиммель, Н. А. Бердяев, 3. Фрейд, А. Швейцер размышляют о причинах культурной катастрофы, поразившей западный мир, по-разному оценивают противоречия между современной цивилизацией и культурой и нередко прямо противоположно смотрят на будущее Европы. Можно выделить несколько общих подходов к осмыслению данной проблемы: пессимистический взгляд на неизбежность гибели рационалистической западной культуры предельно широко выразил О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы»; напротив, с оптимизмом рассматривает кризис западной цивилизации А. Швейцер, который связывает его прежде всего с философско-этическими причинами и видит возможность выхода из него путем духовной переориентации человечества. В культурологии XX века по-новому представлена проблема типологизации всемирной истории. Так, в концепции О. Шпенглера отрицается единый путь развития всего человечества к прогрессу. Вместо этого философ предлагает рассматривать мировую историю как совокупность множества самостоятельных культурных типов, развивающихся независимо друг от друга. Как считает Шпенглер, в эволюции человечества таких культур было восемь, причем каждая культура уникальна, неповторима и недоступна пониманию представителями других культурных образований. Кроме того, он сравнивает тип культуры с биологическим организмом — культура, как и природа, имеет свою «биографию», ее время жизни — 1100 лет и в своем развитии она проходит все стадии, присущие живому организму — от рождения до смерти. Как и все живое, культура обречена на гибель, и современная кризисная ситуация в западной культуре как раз и является подтверждением ее приближающейся смерти. С идеями О. Шпенглера во многом согласен английский историк культуры А. Тойнби. В своем «Исследовании истории» он пытается понять историю как целое и «открыть ее смысл и цель». Как и Шпенглер, Тойнби представляет человеческую историю как последовательную смену 21 типа цивилизаций, не зависимых друг от друга. Каждая цивилизация проходит в своем развитии 5 стадий: рождение, рост, перелом, разложение, гибель — после чего исчезает, уступая место другой. Подобно биологическому виду каждая культура имеет и свой ареал — среду обитания, поэтому географические условия имеют очень важное значение в генезисе и развитии цивилизаций. Хотя Тойнби отрицает единство человеческой истории, он считает возможным выявить некоторые общие законы, присущие развитию цивилизационных типов. Один из них — «закон вызова и ответа»: прогрессивное развитие цивилизации определяется способностью «творческого меньшинства» дать адекватный ответ на «вызов» исторической ситуации, то есть разрешить основные противоречия в цивилизациоиной системе. Если такой «ответ» найден не будет, культурно-исторический тип обречен на гибель. Многие идеи, высказанные О. Шпенглером и А. Тойнби, еще в середине XIX века были сформулированы русским философом Н. Я. Данилевским в известной книге «Россия и Европа». Данилевский отрицает единство развития мировой истории, представляя ее как совокупность десяти культурно-исторических типов. Народы, создающие цивилизации, называются у философа прогрессивными, а разрушающие культуру — реакционными (монголы, гунны), остальные являются неисторическими. Анализируя кризис европейской цивилизации, Данилевский доказывает необходимость духовного лидерства славянства, которое должно было образовать новый культурно-исторический тип. Единственную возможность прогрессивного развития русской цивилизации Данилевский видит в ее сопротивлении западным культурным ценностям и в образовании славянского союза во главе с Россией. Его мысли продолжает развивать один из самых противоречивых представителей философской науки, врач К. Н. Леонтьев. В основе его философии лежит мысль о смертности культур, которые являются социальными организмами и проходят в своей эволюции несколько стадий. Предел существования организма -- от 800 до 1100 лет. Леонтьев считал невозможным применять понятие прогресса к историческому процессу, поскольку прогресс он рассматривал как движение вперед, и причем не к лучшему, а к худшему, то есть к смерти. На этом пути находится, как считал Леонтьев, западный мир, в котором преобладает стандарт во все сферах жизни и мышления. Чтобы спасти Россию, которая все сильнее подвергается европейскому влиянию, Леонтьев предлагает ее «заморозить», затормозить ее развитие. Тогда российская цивилизация сохранит свои индивидуальные черты и со временем станет основой новой цивилизации. О судьбах Европы, мировой цивилизацией и культуры, об исторической миссии России спорили многие выдающиеся русские философы -- В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бедряев и другие. Своими философскими идеями они внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой культуры. Проблема кризиса современной культуры, ее враждебность личности является предметом особого внимания в психоанализе. В концепции культуры 3. Фрейда культура представлена как выработанный обществом способ подавления и принуждения личности как социального и биологического существа, причем с прогрессом культуры усиливается ее репрессивная функция. Анализируя влияние культуры на душевную жизнь личности, Фрейд приходит к выводу, что культура, основанная на принуждении и подавлении «первичных порывов» (сексуальности и агрессивности), наносит огромный вред психическому здоровью личности, приводя ее к невротизации, поэтому культура враждебна человеку, а человек — враг культуры и их конфликт будет существовать вечно. Идеи Фрейда оказали глубокое воздействие на философию, психологию и теорию культуры XX века. В процессе развития психоанализа возникали различные направления и школы, нередко расходящиеся с учением 3. Фрейда. Но всех их объединяет проблема антагонизма культуры и личности, которая разрешается в них не только с психологической, но и социальной точки зрения. В концепции «гуманистического психоанализа» Э. Фромма человек представлен не как биологическое, а как социальное существо, главной ценностью для которого является способность к любви как высшему критерию бытия, смыслу человеческой жизни. Анализируя современное общество, Фромм выявляет его антигуманную сущность, которая заключается в подавлении свободы личности. В то же время он признает, что высокий уровень развития цивилизации освобождает человека от материальной нужды, в чем заключается ее позитивное качество. Отвергая современное «общество потребления», Фромм разрабатывает модель «гуманистического социализмам», основанного на принципа) гуманистической этики. В культурологической концепции Г. Маркузе психоанализ соединяется с марксизмом. В работах «Одномерный человек»,, «Эрос и цивилизация» философ выявляет особое общественное состояние западного общества, названное им «социальной одномерностью». Для него характерна интеграция человека с социумом, при которой человек отождествляет себя с обществом, и социальные нормы становятся его внутренними потребностями. «Одномерный человек» имеет «счастливое сознание» и стремится не к духовные, а к материальным ценностям, целью и смыслом жизни становится комфорт, удобство. Как считает Маркузе, именно культура способствует такому превращению человека в одномерное существо. Чтобы изменить мир, необходима революция и внутреннее изменение человека. Борьба за новую жизнь начинается с «тотальной негации» - всеобщего отрицания духовных и культурных ценностей западного общества. Современная культурология представлена множеством школ, направлений, имен, большинство из которых признают кризис западной цивилизации. Только небольшая группа философов оптимистично смотрит на будущее культуры, К ним относится выдающийся христианский миссионер, врач, философ, музыкант А. Швейцер. Кризис западной цивилизации он связывает с утратой гуманистических ценностей, возрождение которых способно спасти европейскую культуру.
|