Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематика докладов и рефератов. Энциклопедия и энциклопедисты.
Энциклопедия и энциклопедисты. Всемирно-историческое значение Великой французской буржуазной революции. Жан-Жак Руссо о воспитании. ЛИТЕРАТУРА Ильина Т. В. История искусств. М., 1993. Французское Просвещение и революция. М., 1989. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М., 1983. К концу Средневековья формирующееся буржуазное сознание и мораль вступают в противоречие с системой духовно-нравственных ценностей, утверждаемых Римской церковью, в результате чего возникает движение Реформации, направленное против католицизма и стремящееся возродить чистоту первоначального христианства. Во главе этого процесса стоял Мартин Лютер, отрицающий посредническую роль церкви между Богом и человеком. Движение Реформации привело к созданию нового христианского вероучения - - протестантизма (от лат. pretest — против, несогласный) и образованию группы церквей, независимых от Римской (лютеранская в Германии, англиканская в Англии и др.). Культурно-историческое значение Реформации двойственно: с одной стороны, ряд европейских государств Северной Европы обрел национальную независимость и освободился от духовной и политической власти Рима, начала распространяться веротерпимость и складываться новая религиозная этика, которая впоследствии стала одним из решающих факторов становления экономики капитализма. С другой стороны, Реформация внесла в западный мир религиозные войны и конфликты, что привело к глубокому -кризису в социальной и духовной сферах жизни. К XVII столетию в Европе в основном завершается процесс формирования наций, образуются большие независимые национальные государства, сословная монархия пере растает в абсолютную. Но к середине века абсолютизм утрачивает свой прогрессивный характер, феодализм вступает в кризисную стадию и к концу столетия в развитых странах Запада складывается ситуация глубокого политического, социально-экономического и духовного кризиса феодально-абсолютистского строя. Возникает потребность в новом культурном идеале, в новых духовных ценностях и идеологии, которая реализуется в концепции Просвещения, представляющего собой историческую эпоху, культурное движение и мировоззренческую теорию, объявляющую разум важнейшим средством познания и преобразования мира. Классической страной Просвещения стала Франция XVIII столетия, в ее философии наиболее полно выразилось новое мировоззрение, поэтому французских философов этого времени называли просветителями (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Волтьер, Ш. Монтескье). Концепция Просвещения сложилась и распространилась благодаря издаваемой Д. Дидро знаменитой «Энциклопедии, или Толковому словарю наук, искусств и ремесел» (1751—1780), статьи в которую писали все известные просветители. В Англии просветительские идеи разрабатывали Т. Гоббс и Дж. Локк, в Германии И. Кант, Г. Э. Ф. Лессинг, в России А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов. Просветители критиковали абсолютизм и феодализм, выступали против церкви, поддерживающей феодальные отношения, а недостатки современного им общества видели в невежестве и необразованности, поэтому главным средством изменения действительности они считали воспитание, образование — то есть просвещение, откуда и произошло название эпохи. В просветительской теории общественного прогресса мировая история рассматривается не как управляемая провидением (божественной волей), а как естественный процесс, причем человечество в своем развитии проходит путь от низшей ступени (дикость и варварство) к высшей (цивилизация и культура). Эта теория была очень популярна в Европейских странах, и только философ Ж.-Ж. Руссо выступил с ее критикой. Он считал, что нет никаких оснований говорить о прогрессе в истории человечества, так как если критериями прогресса считать социальную справедливость, свободу и счастье людей, то «естественный человек» (так Руссо.называл дикаря) жил в гармонии с природой и обладал счастливым сознанием, а «исторический человек», то есть цивилизованный, не знает этой гармонии, его жизнь основана на неравенстве во всех сферах. Только через особую систему воспитания, ориентированную не на разум, а на чувство, человек имеет возможность вновь обрести целостность и гармоничность своего существования. Эти идеи Ж. Ж. Руссо изложил, в романах «Эмиль, или О воспитании» и «Юлия или Новая Элоиза». В художественной жизни XVII века ведущее значение имели два стиля - - классицизм и барокко. Эстетика классицизма наиболее полно воплотилась в театральном 'искусстве, не случайно XVII столетие называют «золотым веком театра». В драмах и трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина раскрывается проблема конфликтных взаимоотношений человека и общества. В основании классицистского художественного метода лежит рационализм, поэтому для произведений этого направления характерна ясность, и простота стиля, монументальность, строгое следование правилам и нормам. Если классицизм воплощал возвышенные идеалы, отдавал предпочтение разуму перед чувствами, то другое ведущее направление искусства XVII века -- барокко, выражало трагизм мироощущения и своими свободными и динамичными композициями, патетикой и аффектацией оказывало глубокое воздействие на эмоциональный мир личности. В XVIII веке в идеологии Просвещения огромное значение придавалось искусству, так как оно считалось одним из важнейших средств воспитания совершенного человека. Многие просветители были не только философами, но и писателями и свои идем воплощали в художественной форме: «философскую прозу» писали Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, а Ж.-Ж. Руссо был одним из основоположников нового направления в искусстве — сентиментализма, для которого характерно особое внимание к переживаниям человека, культ чувств и естественности. Многие идеи Руссо оказали глубокое воздействие на культуру последующей эпохи — Романтизм.
|