Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. Русская философия.
1. Особенности русской духовной традиции. 2. Славянофилы и западники — первые течения русской философской мысли. 3. В. С. Соловьев и идеал цельного знания. 4 Основные темы русского радикализма. ЛИТЕРАТУРА Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. Русские философы. Антология. М., 1993. Русская философия. Антология. СПб., 1993. Введение в русскую философию. М., 1995. Замалеев А. Ф. Курс русской философии. М., 1995. Темы рефератов Русское православие как особый способ восприятия мира. Судьба России в произведениях славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский). Вл. Соловьев — великий русский философ. Русское народничество как выражение этических стремлений (Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Д. И. Писарев). Философия как духовная традиция охватывает достаточно большое время (порядка 2, 5 тысяч лет) и громадное пространство — практически все цивилизации Средиземного моря. На протяжении своего существования философия принимает самые разнообразные формы, наиболее явными из которых являются так называемые национальные философии. Сохраняя общие черты философской традиции, национальная философия выделяет собственные, только для нее характерные черты, находясь конечно же под влиянием ранее возникших или более влиятельных в конкретный период времени философских течений; так, практически вся философия XIX века, включая русскую, находилась под воздействием немецкой классической мысли. Схема развития философской национальной традиции зависит в первую очередь от общей духовной традиции народа. Духовная традиция России определялась православным (восточным) вариантом христианства, заимствованным из Византии. Центром духовной жизни была не иерархия церкви, как выразителя внешнего порядка, а монахи-аскеты, углубленные в мистическую, созерцательную жизнь. Эта особенность духовной жизни нашей страны -- одна из причин позднего появления философии как духовной традиции, требующей определенного внешнего оформления. Содержание же в русской мысли практически всегда доминировало над формой, поэтому первые философские системы были созданы только в 70-е годы XIX столетия, а до этого времени основным жанром была философская публицистика. Началом философии в России следует считать «Философические письма» П. Я. Чаадаева (1836 г.). Географическое и культурное положение Российской империи между Европой и Великими степями Евроазии определило особый интерес русских мыслителей к проблемам исторического процесса, а также особого места России в культурном движении человечества. После Чаадаева этот вопрос по-разному решали два первых течения русской философии. Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) считали западную культуру пройденным этапом, абсолютно непригодным для России, которой свойственны самобытные духовные начала, опасались развития язвы пролетарства, буржуазного мещанства, секулярной (безбожной) культуры, рациональной односторонности в познании мира. Западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский) пытались утвердить тезис о различии России и Европы как различии разных этапов развития, принимая основным принципом секуляризированный гуманизм, а также политический радикализм и идею прогресса по типу Запада. Уже славянофилам был поставлен вопрос о цельном знании как синтезе рациональной, религиозной, нравственной и эстетической способностей человека, без перевеса какой-либо одной из них (например, рациональной как в европейской философии). Однако наиболее ярко эту тему выразил великий русский философ В. С. Соловьев (1853—1900 г.г.). Этот мыслитель разработал идеал цельного знания, которое дается только цельному человеку, собравшему в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, восприятие красоты, нравственные начала и религиозное созерцание. Такому человеку дана возможность познания мира как всеединства, то есть соединения всех его элементов в их полном развитии. В социальной области данное соединение должно быть представлено объединением человечества, первый шаг которого — объединение трех основных христианских конфессий (католицизма, православия, протестантизма). Сильнейшим прорывом Вл. Соловьева, определившим всю дальнейшую религиозно-философскую мысль, была мифологема Софии-Премудрости Божией как единства всего сотворенного по отношению к Творцу. Тема Софии и сверхрационального познания стала основной в русском религиозном ренессансе начала XX века, ее развивали С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк и многие другие. Все творчество названных философов прошло под знаком окончания старого этапа жизни человечества и верой в начало нового этапа. Другое сильное (по своему влиянию на общество, но не всегда по качеству философской рефлексии) течение в русской мысли можно условно обозначить как радикальное — из-за резко отрицательного отношения к существующей власти и действительности вообще. Его отличительной чертой было увлечение социализмом, что в XIX веке как раз и. являлось синонимом радикализма, материализма и позитивизма в широком смысле преобладания науки. Неограниченная вера в науку, ее возможности и познавательную мощь, особенно тяга к естествознанию, а также культ человека и человечности свойственны Н. Г. Чернышевскому. Опора на этические идеалы и их носителя — сильную личность, готовую к самопожертвованию, совмещение крайнего индивидуализма с защитой интересов народа, а также эгалитаризм в эстетике — таковы идеи другого известного лидера радикализма - - Д. И. Писарева. Основой пафоса всех русских радикалов, вплоть до большевиков, был не материализм К. Маркса или Л. Фейербаха, а нравственные требования, доведенные до крайних пределов, что и является еще одной своеобразной чертой русской мысли. Во всей русской философии явно виден перевес этики над другими отраслями философии. Наряду со своеобразными течениями мысли в России существовали представители всех современных в XIX — начале XX века философских течений. Однако именно «русские» темы создали феномен философского взрыва в начале XX века. • После революции 1917 года коммунистическим государством была установлена диктатура крайней формы материализма (марксизм-ленинизм) в философии. И все-таки развитие отечественной мысли остановить не удалось. Уже в конце 50-х годов появилась плеяда философов, пытавшихся найти свободную для мыслителя нишу в коммунистической идеологии. После падения идеологических и политических запретов в России начался долгий и сложный процесс самоотождествления «новой» русской философии.
|