Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов. Психология .и логика научного открытия
Психология.и логика научного открытия. Научная организация труда ученого. Науки о природе и науки о культуре: общее и особенное. Наблюдение, эксперимент и моделирование в эмпирическом познании. Системно-структурный подход в науке и на практике. Принцип историзма в научном исследовании. Математизация современной науки. Метод формализации. Индукция, дедукция и аналогия как способы научного исследования. Наука и образование. Научный статус медицины и фармации. Специфика научного познания. Чем же отличается научный поиск от иных видов материальной и духовной деятельности людей? Такова первая и, пожалуй, основная проблема Методологии науки. Что считать наукой? Это далеко не тривиальный вопрос. Возьмем медицину. Является ли медицина самостоятельной наукой? Или врачевание — только ремесло, в котором используются данные многих наук, преимущественно естественных? В античности медицина относилась скорее к разряду искусств (греч. techne, лат. ars— мастерство, ремесло, искусство), нежели наук (греч. episteme, лат. scientia — достоверное, научное (по)знание). Известный афоризм «искусство долго, жизнь коротка» (ars Longa vita Brevis), принадлежит Гиппократу Косскому и относится первоначально именно к искусству врачевания. По свидетельству Клода Бернара, медицина не считалась 'наукой вплоть до начала XIX века. Однако и тот же Гиппократ, и Гален, и Везалий, и Гарвей и др. ее представители всегда без колебаний причислялись к разряду ученых. Относительно начала науки имеется несколько распространенных точек зрения. Многие авторы, особенно популярных книг, отождествляют научное познание с любыми правильными наблюдениями и выводами людей, сделанными в процессе трудовой деятельности. Генезис науки, таким образом, возводится к периоду становления человека и общества. Подобный взгляд на происхождение научного познания путает его с познанием обыденным. Под наукой в этом случае понимается духовная сторона человеческого труда, Это явно неверно, неисторично. Обыденный или житейский опыт — это самая ранняя, древняя форма познания. С появлением науки обыденное познание стало низшим уровнем человеческого познания. Но когда же это произошло? С разделением умственного и физического труда, в эпоху возникновения классов, в период расцвета древнейших цивилизаций Востока — в Месопотамии, Египте и проч. Эта точка зрения более основательна, нежели первая. Ее разделяют многие авторитеты, исследовавшие астрономию, математику, медицину и другие области духовной культуры Древнего Востока по первоисточникам. Однако и в этом историческом контексте слово «наука» звучит скорее в переносном, нежели в прямом своем значении. Под наукой здесь понимается специализированный умственный труд. Но не всякие его представители — это ученые. Знания, которыми располагали жрецы первобытного и раннеклассовых обществ, носили фрагментарный характер, имели сугубо прикладное назначение, обретались многовековым путем проб и ошибок, что называется «наощупь», строго оберегались от непосвященных и почти не развивались на протяжении веков. И, главное, опирались они на визуальное наблюдение и мифологические аналогии, но не на логико-дедуктивные доказательства или эксперимент. Поэтому древневосточная «наука» — это скорее предпосылки современной науки, ее исторические корни, но не более. Время и место появления науки - - античная Греция VI—IV в. в. до н. э. Вот самая распространенная, пожалуй, зрения по обсуждаемой проблеме. Согласно с этим решением, научное знание должно быть теоретически объяснимым, а не интуитивным или авторитарным; развиваться, а не передаваться из поколения в поколение в неизменном виде; самоценным, а не только утилитарно-прикладным; все перечисленные признаки науки возникли впервые действительно именно в Древней Греции и в общем сохранились в Древнем Риме. Да, здесь началось формирование настоящей науки. Началось, но еще далеко не закончилось. Ведь наряду с достоинствами, греко-римская «наука» отличалась серьезными недостатками. Все исследования базировались главным образом на визуальном наблюдении и логике, умозрении и почти не подкреплялись экспериментальным путем. Да и в собственно теоретических построениях древне-греческих математиков, астрономов, врачей, не говоря уже о географах, историках, истина слишком часто была перемешана с заблуждением. Достаточно указать на геоцентризм птолемеевой системы мироздания и бесконечные ссылки на божественное провидение в исторических трактатах древних авторов. Современному идеалу научного знания в древности полностью соответствовали только труды эллинистических ученых Евклида и Архимеда, без выводов которых немыслимы до сих под учебники по элементарной геометрии и механике. Поэтому существует и находит все больше приверженцев позиция, согласно которой появление экспериментального естествознания в собственном, современном смысле этого слова относится лишь к началу Нового времени. XVI—XVII столетия в Европе — ориентировочно от издания работы Коперника «О вращении небесных сфер» (1543 г.) до опубликования «Математических начал натуральной философии» Ньютона (1767 г.) — заняла великая революция в естествознании, которая окончательно завершила многовековой международный процесс дифференциации науки от других форм общественного сознания. Каким же именно требованиям должно было удовлетворять научное познание с момента своего зарождения и, особенно, в результате окончательного становления? Ответить на этот вопрос можно, если сравнить научное познание с обыденным. Эти два уровня человеческого сознания различаются не только по времени своего возникновения, но и по самому содержанию,. Это видно в обоих основных ракурсах рассмотрения познания — как системы развивающегося знания и как деятельности по получению знания. Производство знаний на уровне повседневного, житейского опыта не отделено от практической деятельности.человека. Знания при этом получаются попутно с физическим преобразованием объекта. Поэтому обыденное познание не требует специальной профессиональной подготовки, отличной от основной профессии человека. Столяр изучает свойства древесных пород, обрабатывая их; охотник — повадки зверей, выслеживая их и т. п. Объектами познания при этом служат орудия и предметы труда. Знания фиксируются, как правило, с помощью естественного языка, часто с примесью профессионального, сословного жаргона — арго. Хотя такого рода стихийно-эмпирическое познание не отделено от трудовой деятельности, оно не сводится к труду целиком, но составляет его предпосылку и составную часть. Будучи только взаимосвязанными, обыденное познание и труд однако не тождественны. У них различные цели и результаты. Любое знание только отражает, духовно осваивает объект, а труд его материально преобразует. Научное познание обычно не имеет дело непосредственно с самими материальными объектами, как обыденное. Современная наука в целях все более глубокого и многостороннего отражения действительности все шире прибегает к различного рода идеализации чувственно-конкретных объектов, их свойств и отношений. Так, формулировка любого закона науки связана с целой серией допущений, предположений, которые не только соответствуют, но часто прямо противоречат непосредственному созерцанию подчиненных этому закону явлений. Упомянутый ранее Эвклид при создании своей геометрии допускал, что отрезок, какой бы он ни был величины, можно разделить пополам. Классическая математика основана на предположении, что можно пересчитать весь натуральный ряд чисел. Однако опытным путем ни то, ни другое недостижимо. Идеализация в науке состоит также в построении многочисленных абстрактных объектов. Таковы «точка», «прямая линия», «окружность» и т. п. в геометрии, «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «инерциальное движение» и др. в физике. С помощью такого рода идеальных конструкторов исследуемое явление берется в «чистом виде», в отвлечении от каких-то реальных, но существенных в данной познавательной ситуации сторон объекта. Это позволяет выявить не менее реальные, но более существенные, закономерные свойства объектов, нежели те, которые способен постигнуть здравый смысл. Абстрактность современного научного знания выражается и в его преобладающей наглядности. Ученые сейчас все чаще сталкиваются с принципиально ненаблюдаемыми объектами типа элементарных частиц в физике или гена в биологии. Далее. Научное познание, в отличие от обыденного, представляет собой относительно самостоятельную форму общественной деятельности, отличную от непосредственного материального производства. Духовное производство научного знания составляет привилегию особой профессии ученого исследователя. Занятия наукой составляют основной смысл их жизни, требуют многолетней специальной подготовки. Средства научного познания (приборы, знаковые системы, методы, источники знания и т. д.), даже экспериментальные, отличаются по своему функциональному назначению от орудий труда. Хотя по технической оснащенности современные лаборатории нередко превосходят иные заводы. В частности, многозначность естественного языка в ред- ких случаях удовлетворяет ученых. «Беседу» с объектом исследования и друг с другом ученые ведут на различных искусственных языках со строго фиксированным значением и смыслом употребляемых знаков. Таковы математические, химические и проч. знаки и формулы, коды ЭВМ, латинская терминология медицины и юриспруденции, специальные термины других наук. В отличие от обыденного, научное познание способно (и очень часто) существенно опережать практику, нередко на целые столетия. Хотя всякая наука служит прямо или косвенно практическим целям, ее нельзя свести только к «злобе дня», сиюминутной утилитарной отдаче. Скажем, большинство физических явлений — оптические, электрические, радиоактивные и др. — изучались научно задолго до их практического использования в технике, на производстве. Обыденное познание плетется в хвосте у практики, а наука прокладывает для практики новые пути. Сознавая постоянно растущую практическую значимость науки как производительной силы, не следует близоруко путать фундаментальные и прикладные научные исследования. Срок, отделяющий открытие от его практического применения, для разных областей науки меняется в широких пределах. Науке приходится иметь дело с такими сферами бытия, которые практике нередко еще только предстоит освоить. Правда, часто наука только объясняет и усовершенствует уже открытые и используемые стихийно-эмпирическим путем, на практике, закономерности. Люди разводили породистых животных задолго до Дарвина и Менделя; ориентировалась по ночному небу и составляли календари гораздо раньше открытий Коперника и Кеплера. Однако результаты обыденного и научного познания трудно сравнимы. Обыденное знание в большей или меньшей степени всегда проникнуто заблуждением, - - например, национально-рассовыми предрассудками, религиозно-магическими догмами и т. д. Повседневный опыт зиждется на голом авторитете — общественного мнения, мнимой очевидности. Научное же знание рационально, доказывается логически, подтверждается не ограниченным опытом индивида, общины, поколения, но более широким экспериментальным путем. Здравый смысл фрагментарен и противоречив. На всякую максиму житейской мудрости найдется противоположная сентенция. Наука систематизирована и избегает формально-логических противоречий. Повседневный опыт чаще всего «улавливает лишь обманчивую видимость вещей», по словам К. Маркса. Наука стремится постичь их скрытую сущность. Научное знание постоянно развивается, экстенсивно или интенсивно. В науке нет последнего слова, говорил академик Л. Д. Ландау, а есть всегда предпоследнее. Обыденное знание обновляется гораздо в меньшей степени, по сравнению с научным. Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Происхождение же большинства пословиц и поговорок, живущих в языке нашего народа до сих пор, теряется в глубине веков. Наука фактически интернациональна. Истина, говорил Б. Паскаль, не измеряется меридианом: «То, что истинно по ту сторону Пиренеев, не должно быть ложно по эту сторону». Национальной науки нет, заметил А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения. Обыденное сознание в гораздо большей степени связано с национальным складом культуры и характера, с особенностями психологии отдельных социальных слоев. Обыденное познание в общем ограничивается жизненным опытом отдельного человека, его ближайшего социального окружения. Даже массовые структуры житейского опыта — ходячие мнения, господствующие нравы, прописные истины, — хотя и разделяются целыми социальными группами, народами, но обычно трактуются весьма индивидуально, им следуют от случая к случаю. Научное познание носит общественный, а не индивидуальный характер. Оно всегда коллективно. Трудно найти великое открытие или изобретение, сделанное одним человеком. Так, закон сохранения и превращения энергии был установлен при участии физиков Джоуля (Англия) и Ленца (Россия), инженера Кольдинга (Дания), провизора Майера и военного врача по образованию Гельмгольца (Германия), а также других ученых из разных стран. Не случайно знаменитые Нобелевские премии по физике, химии, медицине все чаще присуждают не одному, а двум-трем ученым сразу. Так, в 1945 г. Нобелевскими лауреатами стали первооткрыватель пенициллина А, Флеминг и его коллеги Г. Флори и Э. Чейн, которые разработали технологию промышленного получения этого антибиотика. Конечно, для научного труда далеко не всегда (хотя и все чаще) обязательно прямое объединение усилий ученых в единый исследовательский коллектив. Однако любой ученый волей-неволей входит в определенное, исторически сложившееся научное сообщество и, как правило, руководствуется принятыми в данном обществе стилем мышления, признанными эталонами решения научных проблем, обменом информацией, критикой работы своих коллег. Перечисленные различия обыденного и научного познания все же не являются абсолютными. Эти различия не исключают моментов тождества и взаимосвязи науки и здравого смысла. Этот последний не является чем-то переходящим, отмирающим. Современная наука наступает на обыденное познание, но никогда не вытеснит его полностью. Обыденное познание выступает необходимым условием познания научного. Классификация методов научного исследования. Методы и формы научного познания многообразны. Их многообразие обусловливается качественным разнообразием исследуемых наукой объектов, с одной стороны, и разнообразием целей и задач научного творчества — с другой. Чтобы обогатить общее представление о методах, сделать картину их более конкретной, следует систематизировать многообразие методов, провести их классификацию. В зависимости от характера изучаемого объекта могут быть образованы самые различные группы методов: методы естественных наук, методы общественных наук, методы наук о неживой природе, методы наук о живой природе, методы изучения экономики общества, методы изучения духовной жизни общества и т. д. Объектами научного познания могут быть как предметы. актуально пребывающие в поле восприятия исследователя, так и предметы, которых в настоящее время нет; предметы, которые были включены в прошлый опыт людей или находятся в стадии проектирования. Например, исследование внеземной цивилизации, изучение объектов ретроспективного и прогностического познания. В зависимости от характера этих объектов все методы могут быть разделены на группу методов непосредственного познания (наблюдение, измерение и т. п.) и группу методов опосредственного познания (экстраполяция, актуалистический метод, исторические метод, метод предвидения и др.). По сфере действия, широте применимости все методы можно разделить на две категории. Первую составят сугубо специальные приемы и методы, тесно связанные с характером изучаемого предмета и применяющиеся в узкой области, например, физические методы органической химии (калориметрия, кристаллохимический анализ, рефрактометрия). Вторую категорию методов составят приемы и способы исследования, применяемые во всех науках (наблюдение, эксперимент, гипотеза и т. п.). Область применения общих методов по сравнению с частонаучными много шире, но всеобщими их назвать нельзя.. Они используются не на всех стадиях исследовательской работы, при решении не всех задач науки, применительно не ко всем объектам научного познания. Но статистике нечего делать там, где нет массовых явлений, где в предметах нет индивидуальных различий. Общие методы по сравнению с частнонаучными менее связаны с отдельным конкретным родом исследовательской работы, сохраняются известную самостоятельность по отношению к рассматриваемому объекту. Они обусловлены не столько характером объекта, сколько особенностями познания, поэтому их принято в науке называть еще философскими или логическими методами. Все научные методы имеют определенное познавательное значение, но выполняют в познавательном процессе различные функции. В зависимости от роли, от места в арсенале методологической вооруженности познания, можно выделить группы методов эмпирического и теоретического исследования. ......ния является количественное накопление знаний (фактов, информации), первичная систематизация знаний (в форме таблиц,, схем, графиков), частичное обобщение наблюдаемых фактов (в форме эмпирических законов). Соответственно этой задаче подбираются и методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание, популярная индукция, классификация. Задачей теоретического уровня является уже не простое движение познания, расширение его эмпирической основы, а развитие науки, ее прогресс, получение качественно новых знаний. На этом уровне достигается высший синтез знания в форме научной терапии. К группе методов теоретического исследования мы относим все способы познавательной деятельности, которые обеспечивают построение и разработку научной теории: абстракцию, идеализацию, формализацию, мысленный эксперимент, гипотезу, дедукцию, использование научных идей и принципов. Различие между эмпирическими методами и теоретическими относительно, так как эмпирическое познание невозможно без теоретического осмысления (без гипотез и теорий) и, наоборот, теоретическое построение немыслимо без опоры на эмпирические данные. Выделяя группы методов эмпирического и теоретического исследования, следует подчеркнуть, что методы этих групп используются лишь преимущественно на определенном уровне познания. Сказать «в сущности» не значит сказать «целиком». Всякий метод представляет собой определенную организацию познавательного действия, благодаря которой и достигается положительный результат исследования. В структурном плане одни методы отличаются от других тем, что они просты и однородны, а другие, наоборот, сложны и неоднородны. Первые отличаются еще тем, что они оригинальны (в смысле первоначальны), вторые, как правило, — производные от первых. Так, логический анализ как прием познания прост, однороден, состоит как бы из одного и того же материала, а, например, структура моделирования представлена разнокачественными элементами. Моделирование включает в свой состав много самых разнообразных приемов исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, абстрагирование, экстраполяцию. Оригинальным в моделировании является только сама мысль о необходимости замещения объекта познания другим объектом (заменителем, посредником), имеющим определенные преимущества по сравнению с оригинальным объектом. Оригинальных научных методов (таких, как эксперимент, гипотеза) немного. Много больше методов производных, образованных специфическим сочетанием -широко известных исследовательских приемов. Например, метод научного киноисследования использует рентгенокинематотрафию в сочетании с электронно-оптическим преобразователем и телевидением. Специфическим в этом методе является комплекс физических приборов и технических изобретений. Но последние, взятые порознь, применяются и в других областях познания: рентгеноструктурный анализ — в химии и минералогии, рентгенография — в медицине, электрическая оптика - - в различного рода микроскопических исследованиях. Давая общую характеристику той или иной науки, обычно определяют ее предмет и метод. Но ведь оригинальных методов (таких, как эксперимент, информатизация) меньше, чем наук. Тогда как же получается, что каждая наука имеет свой метод? Дело в том, что любая наука не пользуется каким-то одним особым методом. Не существует, например, особого географического метода, как не существует методов химического, медицинского, астрономического и т. д. Ни один из оригинальных методов не составляет специфической принадлежности только одной какой-нибудь отрасли знания. Например, при исследовании экономических отношений, по словам К. Маркса, не могут быть использованы ни микроскоп, ни химические реактивы, а то и другое должна заменить сила абстракции. Было бы неверным понимать это в смысле, что методом политэкономии является «сила абстракции». Смысл этого замечания сводится к тому, что в экономической науке применяются преимущественно теоретические методы, чем эмпирические. А «сила абстракции» применяется далеко за пределами политэкономии. Другой пример. Метод меченых атомов (изотопных индикаторов) появился в химии. Но совершенно ясно, что его нельзя приравнивать к методу химии как науки в целом. К тому же он используется сейчас не только в химии, но и в биологии, медицине, в сельскохозяйственных исследованиях. Любая наука использует в познании целую. систему приемов и способов исследования. Эту совокупность мыслительных форм и называют (в расширительном смысле) ее методом.
|