Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов. «Третий мир» человеческого сообщества: проблемы и перспективы.
«Третий мир» человеческого сообщества: проблемы и перспективы. Программы «Римского клуба» по экологической стратегии. Заповедники и национальные парки как один из путей экологического выживания. Вклад Всемирной организации здравоохранения в решении глобальных проблем. Общественное движение «зеленых» в разных регионах Земли. Этимология термина «природа» в русском языке: от корня «род», то есть то, из чего все происходит: то, что все порождает, производит из себя. Так человек порожден природой, природа родственна человеку (природа—мать). Сходное значение в европейских языках: лат. «натура» — что-то врожденное, переданное от прародителей. Варианты современного смысла понятия «природа»: — совокупность всего существующего на свете — мир, бытие, космос; — внечеловеческая реальность (все, что возникло естественным путем и существует независимо от человека и общества); - непосредственно окружающая нас среда (флора, фауна, ландшафт, климат, недра земли и т. п.); — сущность, существо чего-либо, главное в чем-то (ср.: природа того или иного явления, процесса). Понятие природы и материи близки друг другу, но не тождественны. В истории философии и науки они часто сочетаются и различаются. Сегодня их лучше различать. А именно, так, что понятие материи выражает сущность природы. Природа - - явление, материя - - сущность ее. А всякое явление много богаче сущности. Сущность же выражает самое главное, внутреннее основание, объединяющее все оттенки явления. Понятие материи абстрактнее, а потому беднее определениями, чем природа. Но зато понятие материи глубже понятия природы. Отношение человека к природе. Природа -- мать всех людей. Но отношение к матери включает в себя не только любовь, но и заботу. Каждому из нас необходимо участвовать в действенной, практической охране природы. Не надо обманываться кажущейся беззащитностью природы. К сожалению, природа часто не мстит сразу конкретному своему обидчику. К еще большему сожалению, она рано или поздно мстит за весь причиненный ей ущерб, всем людям, народу, человечеству. Поэтому обида, нанесенная природе, есть обида и вред людям. Если неорганическая природа бесчувственна, то этого нельзя сказать о живых существах. Они часто страдают и умирают по вине человека. Гуманизм в отношении к животным должен оставаться на почве реальности. До тех пор, пока человечество питается их мясом, уничтожение их ради потребности людей неизбежно и необходимо. Но не заслуживает никакого оправдания и прощения убийства и мучения «братьев наших меньших», совершенные ради забавы, по недомыслию или для удовлетворения атавистических инстинктов. Жестокость в отношении к животным развращает человека и неизбежно порождает в нем жестокость по отношению к людям. Бездушие в отношении живых существ есть один из признаков бескультурья, общей примитивности личности. В существующей обстановке, когда сохраняется опасность войны и преступлений, человек не может отучиться при необходимости убивать не только животных, но и людей-агрессоров. Однако жестокость и кровожадность противопоказаны цивилизованному человеку как на войне, так и на охоте. Термин «экология» предложил биолог Э. Геккель в 1866 г. (от греч. «ойкос» — дом, обиталище, родина). К середине XX в. биологическая экология (изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с физической средой их обитания) дополнилась экологией социальной, философской (рассматривающей взаимосвязь человеческого общества и природы, перспективы решения глобальных проблем мировой цивилизации). К этим междисциплинарным наукам в наши дни добавилась идеологическая экология — политика и этика спасения человеческого рода от внешних и внутренних угроз самому его существованию. В развитии современной экологии можно увидеть как пользу, так и вред. Пользы больше и она заключается в том, что: — мировое сообщество и отдельные страны заблаговременно предупреждаются об опасности катастрофических последствий человеческой деятельности в отдельных ее сферах (промышленной, военной, научно-исследовательской прежде всего); — налаживается международное сотрудничество в неотложных целях охраны и восстановления природной среды, решении других глобальных проблем; — поддерживаются благородные принципы биоэтики и гуманизма в области политики, педагогики, культуры. Возможные негативные последствия экологической пропаганды: - глубокий экологизм ставит природу выше человека и предлагает уравнять права на защиту всех форм жизни без исключения, что просто нереалистично; - столь же утопичен главный вывод ультра-" зеленых" по принудительному ограничению потребностей людей в товарах и услугах; подчинить образ жизни человека потребностям сохранения биоценозов, всей биосферы в неизменном состоянии; в частности запрет охоты, путешествий, туризма, научных опытов над животными и т. п. акции; — испуг людей радио-, химио-, озонофобиями и т. п. картинами «апокалипсиса завтра», сужение условий полноценного развития тела и духа человека в разумной, оправданной борьбе с вызовами природы, инертно выверенном преобразовании ее в нужную человечеству сторону. В итоге следует предпочесть гуманные и реалистичные модели соразмерной экологии, где учтены и согласованы интересы и природы, .и общества; различных регионов Земли; отдельных направлений человеческой деятельности.
|