![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов
Традиции философского образования в России. Философия как учебный предмет в средних и высших школах Франции и ее бывших доминионов. Постановка изучения философии в Великобритании и США. Великие врачи и биологи как философы-гуманисты (А. Швейцер, 3. Фрейд, Г. Селье, А. А. Ухтомский, В. Ф. Войно-Ясенецкий и др.). Врачи - - выдающиеся писатели (Ф. Рабле, О. Генри, А. П. Чехов, В.. В. Вересаев, М. А. Булгаков и др.). Первое занятие проводится как вводная консультация— рассказ преподавателя и его ответы на вопросы студентов. В этой установочной беседе мы выясняем требования общеобразовательного государственного стандарта Российской Федерации по гуманитарным дисциплинам. Приводим их для обсуждения со Студентами в качестве учебных задач на учебный год. ГСЭ. 01 Философия. Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картины мира; природа и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем. ГСЭ. 03 Культурология. История мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия; культурные традиции Курского края. По данным дисциплинам студент, претендующий на звание бакалавра в России, должен: - иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; уметь ориентироваться в них; - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этнические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; - быть знакомым с важнейшими Отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концеп- циями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними; — понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникшим в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; — знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, 1 нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; — понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; — понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; — знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; — уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области) Наряду с государственными критериями обучения философии и культурологии, преподаватель должен выяснить интересы и запросы студентов в сфере' гуманитарного знания, учесть эти предпочтения при организации занятой, распределении заданий самостоятельной работы отдельных студентов. Эти последние задания (темы рефератов и докладов, письменных работ) лучше всего задать студентам на первых занятиях -- на весь семестр с указанием точных сроков исполнения. На вводном занятии целесообразно познакомить студентов с кафедрой философии: заочно представить препо- давателей, отметить их научные интересы, продемонстрировать публикации их научных работ и учебных пособий. В идеале на занятиях философией и культурологией должны совместиться с учетом пожеланий студентов в некоей пропорции: а) освоения идейного наследия Европы и в особенности России; б) рассмотрения культурных традиций тех стран, регионов, откуда приехали к нам на учебу студенты той или другой группы. Особо следует остановиться во вводной беседе со студентами на тех учебниках и пособиях, 'которые кафедра в первую очередь рекомендует для использования студентами по философии и культурологии. Приводимый здесь список носит ориентировочный характер и может быть дополнен преподавателями и библиотекарями читального зала гуманитарных кафедр.
|