![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов и докладов. Соотношение логики и интуиции в работе врача.
Соотношение логики и интуиции в работе врача. Основные законы логического мышления. Логические антиномии и парадоксы. Азбука логической символики. Вдохновение -- интуиция художника. Понятия и категории в структуре научного знания. Философская теория познания - гносеология изучает общую структуру и функции познания в общественной жизни, возможности достижения истины и пользы, диагностицирует ум и глупость, прослеживает закономерности эволюции идей от эпохи к эпохе в разных регионах планеты. У логики свой подход к мышлению. Она специально занимается общими условиями его правильности и доказательности. Перед нами наука о строгом, последовательном и аргументированном ходе человеческих мыслей по каким бы то ни было вопросам науки и жизни. Познание можно предварительно определить как отображение особенностей некоего объекта, с которым взаимодействует субъект (человек) и, кроме того, как управление деятельностями последнего. Фило- и онтогенетически исходным этапом познания выступает так называемое живое созерцание внешнего к внутреннего мира с помощью органов чувств (отсюда синонимы этого направления познавательной деятельности — чувственное, визуальное, сенсорное отражение). Его отличительные возможности сводятся к тому, что это воспроизведение мира: — по преимуществу спонтанное, как бы непроизвольное, автоматизированное отслеживание ближайшей к человеку обстановки с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и т. п. «датчиков» оперативной информации в нашем организме; — непосредственное, наглядное, образно-красочное; — внешних, поверхностных, преходящих признаков, обликов локальных предметов и явлений среды; — предельно конкретное в целом, ибо конкретизируется оно на единичном, неповторимом, во многом случайном и сиюминутном вокруг и внутри нас. Главные формы чувственного познания: ощущение есть отражение отдельных сторон некое: го объекта при его непосредственном контакте с органами чувств высших животных и человека; - восприятие суть целостный образ объекта, осознаваемый синтез разных ощущений, от непосредственно отражательного рецепторами предмета; - представление как отсроченное во времени, сохраненное в памяти восприятие, к тому же как правило приукрашенное фантазией (вплоть до невозможного в реальности смешения нескольких реальных восприятий, из чего получаются фантастические образы вроде русалок, кентавров и т. п.). Мышление возвышается над сенсорикой своим логическим, абстрактным, научно-практическим характером. А именно, оно носит характер отражения: — гораздо более сознательного, поддающегося волевой мобилизации и управлению со стороны личности; — опосредованного, движения мысли по отчасти скрытым от органов чувств признакам вещей и процессов; т. е с углублением от внешнего к внутреннему, от случайного к типичному и закономерному внутрь сути того или другого феномена: от ближайшего — отдаленному; от настоящего к прошлому или будущему; — абстрактное, т. е. отвлеченное от ненужных пока сторон и отношений объекта, сконцентрированное на чем-то одном из его многих моментов; и — обобщенное, наводящее мысль на множество разных, но чем-то связанных друг с другом предметов. Базисные формы логического мышления: - понятие это мысль насчет общих, существенных и отличительных признаков объекта, или целого класса (множества) объектов; — суждение — речевое высказывание, в письменности представляет собой логичную связь понятий, выражающую реальные или желанные связи объектов, их признаков; — умозаключение — уже более сложное умственное действие над несколькими суждениями, сопоставление которых даст нам новое, выведенное из посылок знание. В реальном процессе познания многие фрагменты сенсорной и индивидуальной активности человека проходят на подсознательном уровне; отдельные фрагменты познания тем самым как бы сворачиваются, пропускаются. Это называется автоматизмами восприятия, установками, комплексами вытесненных мотивов, интуицией, вдохновением. В логическом, развернутом выражении познание предстает как последовательное, систематическое рассуждение, где все звенья логического вывода из показаний органов чувств и умственных предпосылок строго фиксированы в знаках естественного и (или) искусственного языка. В процессе и результатах познания стоит разграничить форму и содержание. Последнее будет бесконечно разнообразно — наблюдать и обдумывать человек может что угодно в реальности или собственном воображении. Содержание по сути своей вне мысли, только идеально воспроизводится ею. Форма же мышления Это его собственная структура, порядок связи отдельных частей мыслимого содержания. Форма, в общем, мало связана с содержанием. В одной и той же форме (скажем, понятия) можно мыслить совершенно разные вещи. Форма отражает же столько особенности внешнего мира (иначе выходит вульгарный материализм), сколько многовековую практику взаимодействия человека с миром, особенности субъекта и пути его влияния на объект. Содержание мысли отвечает на вопрос «Что?» (собой представляет тот или иной объект), а форма мышления на вопрос «Как?» (лучше с ним обращаться). Содержание характеризуется истинностью (достоверностью), а форма правильностью (последовательностью, точностью). Таким образом, повторим, что логика -- это наука о правильном мышлении, его принципах, законах, формах. Отсюда основной эпитет логики -- формальная, т. е. изучающая структурную упорядоченность мысли и борющаяся с ее нарушениями, пороками. Логика как наука и логика самой жизни. Термин логика многозначен. Мы пока ввели его в значении особой науки о мышлении. Однако этому значению предшествуют другие: — логика самого процесса мышления, которая проявляется в его последовательности, доказательности, правильности и т. н. характеристиках (которые изучает логическая наука); — логика объективной действительности в смысле закономерной взаимосвязи событий, взаимозависимости явлений и процессов в природе и в обществе, гармонии человеческих отношений (ср. такие ходячие выражения как «логика истории», «логично поступить» и т. п.); — логика как упорядоченность человеческой деятельности, соответствие отдельных шагов определенной цели (ср.: «Я понял твою логику»). Как видно, все перечисленные варианты употребления слова «логика» взаимосвязаны, влияют друг на друга, но все же не совпадают между собой. Мы в дальнейшем будем иметь в виду главным образом формальную логику как классическую науку о человеческом мышлении с точки зрения его внутренней структуры и исходных принципов функционирования. Как соотносятся наука логики и логика настоящей жизни, логика мысли и деятельности отдельных, реальных людей? Точно так же, как любая другая наука и ее предмет. Последний существовал до появления соответствующей дисциплины и остается относительно независим после ее появления. По словам Гегеля, переваривать пищу можно и без знания законов физиологии, для приготовления пищи в принципе не важны выводы биохимии, термодинамики, сопромата и остальных наук. И т. д. Научное познание объясняет человеку сущность некоторых феноменов и помогает выработать технологии для сложных, важных видов деятельности. Так, лечение болезней, в том числе органов пищеварения, осуществляется сегодня исключительно наукоемкими отраслями медицины и фармации. Другие отрасли технических наук и профессионально-практического познания обеспечивают прогресс материального производства, быта и досуга. Таким образом, наука, обыденный здравый смысл и практическое познание сохраняют определенную (соответствующей эпохой истории) автономию, но все теснее взаимодействуют друг с другом. Так обстоит дело и с логикой. Ее изучение по учебникам формальной логики не обеспечивает автоматически улучшения мыслительных навыков отдельного индивида. Точно также, как преподавание истории не гарантирует политиков от ошибок, а обучение математике не обязательно превращает человека в умелого и удачливого финансиста, предпринимателя. Однако комплекс общеобразовательных предметов, куда издавна и навсегда вошла логика, расширяет умственный кругозор, усиливает самоуважение личности, поощряет навыки самоанализа. Для сложной, ответственной деятельности подобная подготовка весьма полезна. Кроме того, элементарная логика, которую изучают в средней и высшей школах, служит необходимым фундаментом для целой серии прикладных логических разработок в области математики, кибернетики, информатики. На основе формальной логики строится такой общенаучный метод познания как формализация, т. е. дополнение естественного (национального) языка искусственными, лучше приспособленными для определенных целей. Когда человеку не хватает здравого смысла, он обращается к интуиции. Это своеобразное сверх- или подсознание, когда информация принимается и перерабатывается по невербальным, дополнительным каналам. Интуиция — не враг, а друг и союзник логики. Они страхуют и восполняют недостатки друг друга. Интуиция (от лат. глагола, означающего пристально глядеть, всматриваться) обычно понимается как способность непосредственного, без опытной проверки и логического обоснования, постижения истины. При интуиции происходит своеобразный скачок в процессе, познания, сокращение пути исследования любой проблемы и получения результата в готовом виде. Интуиция загадочна (по своим психологическим механизмам), но отнюдь не сверхъестественна. Она — не дар небес и не чудо, а сплав личных дарований человека, огромного профессионального опыта, значительных усилий ума и глубокого погружения в решение важного для нас вопроса. Работника, способного к интуиции, должен ценить любой коллектив. Интуитивный акт состоит из трех основных этапов: 1) скрытое вызревание решения (инкубация); 2) озарение («вспышка» идеи о нужном решении); 3) осмысление результатов обычными методами логики и эмпирического опыта.
|