![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы рефератов. Способы взаимоотношений врача и пациента.
Способы взаимоотношений врача и пациента. Врачебная тайна. Психиатрия и права человека. СПИД: моральные проблемы. Эвтаназия: аргументы «за» и «против». Философия и медицина находятся в тесной родовой, логической связи. Уже в период своего зарождения медицинские понятия зависели от общего взгляда людей на окружающую действительность, от их философии. Гиппократ (VI—V в. в. до н. э.), которого справедливо считают отцом медицины, выразил необходимость взаимодействия с философией в следующих словах: «Философия должна быть внедрена в медицину и медицина в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине». «Медицина столь же мало может обходиться без философии, сколь последняя — без доставляемых ей медицинских фактов». И даже такое мнение высказал Гиппократ: «Врач-философ подобен Богу». Великий философ древности Аристотель происходил из семьи врача и в своих трудах уделял большое внимание вопросам биологии и медицины, других отраслей естествознания. Во всей последующей истории философия и медицина взаимодействовали в исследовании философских проблем медицины, а в последние десятилетия и в обширнейшей сфере биоэтики. Первой особенностью медицинского знания является его обращенность к единичному объекту с отчетливо выраженным ценностным компонентом. Привычный идеал научного объяснения посредством выведения некоторого общего закона из целого класса явлений здесь оказывается недостаточным. Можно утверждать, что собственно медицинское знание включает данные об индивидуальном бытии исследуемого объекта, клинический материал, ценностные установки общества и врачей, личностные аспекты отношения врача и пациента, а потому, в отличие от чисто научного, это знание неформализуемо в сколько-нибудь значительной степени. Вторую особенность медицинского знания можно обозначить как полную открытость прикладным, практическим исследованиям. Единая теория медицины отсутствует: на каждом этапе истории врачевания сосуществуют взаимодополнительные модели болезней и методы их лечения. Третьей чертой медицины как научной дисциплины является ее синтетический, пограничный характер с целым рядом областей естествознания и обществоведения. Для медицины, имеющей дело с таким своеобразным объектом, как человек, невозможно отыскать ячейку, точное место в ряду фундаментальных наук. Медицина суть соединение знания и искусства его применять в диагностической, клинической практике. Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов нашего века в США и странах Западной Европы; за последние годы — и в России. Центральной проблемой биоэтики как философской дисциплины является отношение к жизни, смерти здоровью, отношения врача и пациента. Важным разделом биоэтики является отношение к животным, биоценозам, биосфере. Все это — на фоне новейших технологий невиданной ранее мощности и глубины вторжения в природу и общество. Биоэтика — это своеобразная форма защиты живого вообще и человека в частности. Права человека на жизнь, на здоровье, на свободное самоопределение своей жизни, право на нормальное детство и достойную старость. Биоэтика исследует принцип информированного согласия в отношениях врача и пациента, врачебную тайну, этические проблемы аборта и суррогатного материнства, сложнейшие философские вопросы эвтаназии, генетики, психиатрии и др. пограничных, переломных состояний человеческого тела и духа,
|