Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы докладов и рефератов. Средневековая Европа и исламский мир: конфронтация и контакты.
Средневековая Европа и исламский мир: конфронтация и контакты. Медицина в Средневековой Европе и арабских странах. Инквизиция и крестовые походы. ЛИТЕРАТУРА Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1995. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1976. Средневековье — это культурно-историческая эпоха, отделяющая античность от Нового времени. Начало эпохи связано с падением Западной Римской империи (476 г.), конец -- с первыми буржуазными революциями в Европе (XVI—XVII в. в.). В своих истоках Средневековье основывается на культурных традициях античности, германского вар- варства и восточного деспотизма. Социально-политическое и экономическое содержание эпохи определяет феодализм (от лат. Feod) - наследственное земельное владение. Феодальная форма собственности представляла собой личную и поземельную зависимость крестьян от феодалов. Центры общественной жизни: поместье и монастырь в раннем Средневековье и с XI века — город. Христианско-феодальный мир Средневековья основывался на принципе строгой иерархии — считалось, что все отношения в мире строятся на основе господства и подчинения. В соответствии с этим общество разделялось на три сословия: в низшее сословие входили крестьяне, торговцы, ремесленники; к феодалам относились владельцы земли, ведущие свое происхождение от знатных предков; высшее сословие составляло духовенство. Такое деление общества считалось данным самим Богом и потому неизменным. Еще один принцип, которому подчинялась социальная жизнь в эту эпоху - регламентация, то есть следование раз и навсегда установленным правилам: человек не мог избирать произвольно сословие, образ жизни, мораль и даже цвет своей одежды. С одной стороны, это препятствовало свободному развитию личности, с другой — давало ощущение социальной защищенности. Ведущий принцип социальной и культурной жизни Средневековья — теоцентризм (от греч. theos -- Бог), основанный на догматах христианской веры. Названная в честь своего основателя Иисуса Христа - - богочеловека, принявшего мученическую смерть для спасения людей, христианская религия возникла в I веке в Римской империи в Иудее и наряду с исламом и буддизмом она является мировой религией в отличие от национальных религий, исповедание в которых ограничено этнической принадлежностью. В IV веке христианство утвердилось в качестве государственной религии в Римской империи, К X веку Западная Европа была почти полностью христианизирована, а в 989 г. крещение приняла Киевская Русь. В основе христианского вероучения лежат элементы иудаизма, восточных религиозных культов и философских идей античности. Христианство исходит из признания единственности Бога, находящегося вне времени и пространства (монотеизм); христианская этика считает смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души, нравственная сущность этой религии.изложена в Декалоге (десяти заповедях); христианская вера разделяет мироздание на мир земной и небесный, а человека — на душу и тело (дуализм); христианство учит о свободной воле человека и загробном воздаянии или наказании за совершенные им поступки; христианская эсхатология как религиозное учение говорит о конечных судьбах мира и человека. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из книг Ветхого Завета (священной также и у иудеев) и Нового Завета, где изложено собственно христианское вероучение. Отбор текстов в Библию (канонизация) был очень длительным, известно несколько переводов Библии — Септуагинта (на греческий), Вульгата (на латынь), в период Реформации эту книгу перевели на европейские языки. Существует специальная богословская наука по толкованию библейских текстов — экзегетика. Христианская религия имеет свой культ и обряды — Лионским собором XIII века утверждены 7 таинств, из которых важнейшими являются крещение и причащение. Особая роль в Средневековье принадлежала церкви, которая объявила себя посредником между Богом и человеком. Этот религиозный институт формировали «отцы церкви» - - Святые Иероним, Августин, Иоанн Златоуст и другие, создавшие также основы философии религии *- патристику (от лат. patres — отец). В 1054 году христианская церковь разделилась на Западную (Римско-католическую) и Восточную (греко-православную). Католическая церковь создала особый церковный суд - - инквизицию для борьбы с ересями (отклонениями в установленном церковью вероучении) и призывала христиан к освобождению Гроба Господня в Иерусалиме — так начались крестовые походы, которые привели к вражде христианского и исламского миров. Но Церковь в Средневековье играла и цивилизующую роль — она способствовала культурному и политическому объединению европейских государств, распространяла грамотность и письменность, способствовала расцвету искусства — по заказу церкви в Средневековье было создано множество прекрасных памятников архитектуры, скульптуры и иконописи. Кроме церкви и монастырей в Западной Европе в XII—XIII веках появляются новые центры культуры университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский. В медицинской школе в Салерно изучают медицину по трудам Гиппократа, Галена и Авиценны, но тем не менее, медицина в Средние века была -лишена статуса науки. Средневековье представляло собой уникальную культурную эпоху, в которой зарождались гуманистические идеалы новоевропейской цивилизации, однако нередко доходящие до фанатизма религиозные верования, догматизм и авторитарность мышления препятствовали свободному развитию как личности, так и культурного процесса в целом. Тема 19. Культура эпохи Возрождения. 1. Понятие Ренессанса, географические и временные границы эпохи. 2. Основные принципы культуры Возрождения. 3. Наука и медицина в XIV—XVI веках в Западной Европе. 4. Искусство эпохи Ренессанса. Темы для докладов и рефератов Универсализм гениев Возрождения. Ф. Петрарка — первый поэт Ренессанса. Творчество В. Шекспира. ЛИТЕРАТУРА Культура эпохи Возрождения. М., 1987. Хлодовский Р. Франческо Петрарка. М., 1974. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1992. Западноевропейская культура Нового времени отделяется от Средневековья особой эпохой — Возрождением или Ренессансом (французский термин). Сущность этого культурного типа и его наименование связано с восстановлением в новых исторических условиях культурного идеала античности. В исторической науке отдельные тенденции и элементы возрожденческой культуры относят к таким странам, как Китай, Иран, Армения, Нидерланды, Франция. Но как целостная культурная эпоха Ренессанс имел место только в Италии периода XV—XVI веков, что было связано с особенностями социально-политического, экономического и культурного развития этой страны. Возрождение — это прежде всего городская культура и именно в Италии, состоящей из множества самостоятельных государств, ранее всего в Европе распространились города. Благодаря стремительному развитию торговли, банковского дела, все увеличивающемуся и приобретающему политическую силу слою горожан, в Италии зарождаются буржуазные отношения, появляются мануфактуры, где впервые применяется разделение труда. Значительные изменения в политической и экономической сферах жизни итальянского общества потребовали изменений и в области духовной. Идеалы христианского аскетизма и дуализма, противопоставляющие дух телесности и объявляющие мирские радости греховными, начинают не соответствовать потребностям формирующегося класса буржуазии и его морали. Возникает потребность в оправдании светской жизни, в восстановлении гармоничной целостности мироздания и человека. И Италия в античной культуре нашла необходимые новому буржуазному сознанию принципы мировоззрения - - гуманизм и антропоцентризм. Таким образом, в эпоху Возрождения складывается новое понимание мира и человека. Принцип геоцентризма, согласно которому Бог является центром мироздания, сменялся антропоцентризмом, возрождающем тезис древнегреческого философа Протаргора «Человек есть мера всех вещей». Теперь индивид представляется как свободная личность, наделенная разумом с безграничными возможностями и он сам творит свою судьбу. Особое значение для Ренессанса и всего последующего развития западноевропейской культуры имел гуманизм - - система взглядов, признающая человека, его свободу и счастье, важнейшими ценностями. Гуманизмом называли также культурное движение эпохи, а его деятелей — гуманистами: Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандоло и др. Новое гуманистическое мировоззрение прежде всего было осмыслено и воплощено в искусстве. Идеал свобод ной человеческой личности в ее гармонии с миром был создан в творчестве художников Джорджоне, А. Мантенья,. Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Тициана и многих других. Причем искусство в этот период настолько сближалось с наукой, что от художника требовалось хорошее знание математики, геометрии, анатомии, а Леонардо да Винчи называл живопись философией. Под воздействием изменяющегося мировосприятия начала интенсивно изменяться наука, отказавшаяся от средневековой схоластики и догматизма. Н. Коперник и Дж. Бруно сформулировали новую гелиоцентрическую систему мира, возникла новая медицинская наука — анатомия, основоположником которой считается Андреас Везалий. В целом историческое значение эпохи Возрождения для развития европейской цивилизации сводится к восстановлению преемственной связи с античной классикой, формированию нового представления о мире и человеке, распространению идей гуманизма, что способствовало прогрессу культуры и развитию личности.
|