Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Славянские северяне: обретение родины⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Наша древнейшая летопись — «Повесть временных лет» утверждает, что по рекам Десне, Сейму и Суле разместились в итоге переселения с Дуная те славяне, что называ- лись северянами. Археологические раскопки, начатые в бассейнах указанных рек еще Д. Я. Самоквасовым (1843— 1911), блестяще подтвердили это свидетельство ее основного автора Нестора, установив однотипность погребального обряда и других отличий культуры, начиная по крайней мере с VII! в. н.э. по среднему течению Десны, всему протоку Сейма, верховьям Сулы, Ворсклы и Северского Донца. Ареал объединения восточнославянских племен под названием «Север», «севера» локализуется по сохранившимся до наших дней городам: Новгороду-Северскому, Севску, Рыльску, Курску, Путивлю с их округами. По соседству с ними в древности располагались и другие раннегородские центры северян, впоследствии запустевшие и оставшиеся безымянными (как, например, курские городища Ратское, Липинское, Гочевские, Монастырище, лишь предположительно соотносимые с летописными городами Ратманом, Липовецком, Римовым, Ольговым). В поселениях такого калибра усматриваются столицы отдельных племен, входивших в упомянутый союз северян. Их самоназвание на фоне остальных восточнославянских группировок того времени -выглядит загадочно. Оно явно примыкает к именам географического, топонимного происхождения (ср.: поляне — живущие в полях на равнине; дреговичи — среди болотдрягв; древляне -- в лесах-деревах и т. п.), а не личного, пат-режимного (как радимичи - потомки вождя Радима; вятичи — Вятко; кривичи — первожреца Криве и т. д.). Но почему северяне на крайнем юго-востоке ославяненной лесостепи? Думается, «Север» в данном случае не просто сторона света, противоположная югу. В индоевропейском праязыке соответствующий корень означал левое, восточное, нижнее, темное направление в общей структуре мироздания. Скорее всего, интересующая нас ветвь славянства назвалась так потому, что первоначально сгруппировалась на левом берегу Дуная, а затем в процессе перенаселения на неведомый для себя северо-восток оказалась на левобережье Днепра, его крайних пределах по границе с чуждыми ей глухим лесом с одной стороны и сплошной степью с другой, Так, «пойдя» по левым притокам на стыке нынешних Венгрии, Сербии и Болгарии постепенно «перешла» вместе с мигрантами оттуда в «Северянскую землю», «северов» древней Руси, наконец, по историко-географическому наследству превратилась в «Северию», «Северщину», «севрюков» позднего Средневековья Литвы, России, Украины (3, 149—154; 4, 26—29). Одним из подтверждений такого маршрута могут служить аналогии, обнаруженные археологами между находками из вещевых кладов V—VII в.в., содержащие так называемые «древности антов», в Подунавье, Поднепровье и Посеймье. Очередной такой клад из 411 предметов женского и мужского парадных уборов, выполненных из разных металлов (включая серебро), янтаря и стекла, был обнаружен в 1994 г. экспедицией А. М. Обломовского в с. Гапонове Кореневского района и после изучения передан в Курский областной музей археологии (5). Что двигало переселенцами из сердцевины Европы на ее периферию? Внешние причины (притеснения со сторон» разных врагов - от летописных " волохов»-римлян до их наследников - византийских греков) сочетались тут, по всей видимости, с внутренними (основное занятие древних славян — подсечно-огневое земледелие периодически требовало новых участков пашни взамен истощивших свое плодородие). В качестве следов нескольких волн славянской колонизации Посеймья на протяжении 1 тыс. н. э. позволительно рассматривать такие археологические культуры, как зарубинецкая, киевская, пеньковская, колочинская, волынцевская (название по местам первых раскопок эталонных памятников). Здесь пришельцы из Центральной Европы вступали в тесные контакты с, ираноязычным позднескифоидным населением, а затем с сильным, но недолговечным объединением вокруг германцев-готов (черняховская культура). Летописным северянам общепризнанно соответствует роменская культура (ее открыли раскопки 1901 г, Н. Е. Макаренко в г. Ромны Полтавской губернии). Судя по тому, что роменские памятники в целом ряде мест Курской области соседствуют с предшествующими им колочинскими и очень похожими на них волынцевскими, проникновению сюда северян оказалось довольно мирным (6, 4—6). Уровень этой культуры выглядел по раннесредневековым меркам некой «золотой серединой»: достаточно высок, чтобы попутно подчинить себе, отчасти ассимилировать более примитивные народы охотников и кочевых скотоводов, но не слишком богат, чтобы навлечь немедленное завоевание со стороны великих тогда держав Европы и Азии. Железные наральники, серпы и топоры; груболепные каждой семьей для себя сосуды; женские украшения (прежде всего основной индикатор данного этноса — височные кольца спиралевидной формы) из бронзы и серебра характерные приметы славянского быта, широко представленные в соответствующих памятниках Посеймья. Значительная часть всех роменских памятников (открытых селищ, проявившихся во множестве именно здесь, на своеобразном фронтире укрепленных поселков-городищ; курганных могильников; монетных кладов) концентрируется как раз вокруг будущего Курска, на расстоянии 30—40 км от него, т. е. в пределах дневного перехода или еще убыстренной связи конным гонцом (7, 314). Где-то тут, должно быть, помещался старейший центр основанного на берегах Сейма и его притоков одного и; племенных княжений, составляющих Северянскую конфедерацию. Возможность в случае крайней необходимости координировать действия всей земли северян выразительно продемонстрирована в летописном сюжете за 968 г. о первой осаде печенегами Киева. Князь Святослав тогда завяз на болгарской войне и киевский гарнизон вызвал подмогу с Левобережья. «И собрались люди с той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу» (8, 244). Перед нами явно северянское ополчение, подобное тому, какое князь Олег ранее водил в составе коалиции своих сателлитов на Византию. Показательно, что левобережные воины не вступили с захватчиками из Степи в бой, а предпочли выжидать в их тылу (ждали пополнения из отчаленного Посеймья? Не слишком хотели рисковать жизнями за чужую, в общем, землю?). Только геройский поступок киевского отрока-добровольца, хитростью пробравшегося через печенежский стан к союзникам и предупредившего их о скорой сдаче города, заставил северян действовать решительнее. И то по мотиву, откровенно высказанному своей дружине их воеводой Претичем: «Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». Имитация атаки с обеих славянских сторон и последующие переговоры Претича с печенежским князем отвели от Киева непосредственную опасность в этот раз. В летописи содержится еще ряд эпизодов, когда «та (левая по от- ношению к Киеву, где творил летописец) сторона Днепра» рассматривается как одно социально-политическое целое, Северяне-роменцы — народ вооруженных земледельцев, который жил небольшими общинами. Их основу составляли разного типа семьи: малые, парные и их объединения в нескольких поколениях родственников и свойственников -семьи большие, патриархальные. Любопытно отметить, что пережиточная форма подобной патронимии существовала в одной из деревень Курской губернии еще в прошлом веке. Та «семья Софроничей» состояла из 42 человек — 5 малых семей и несколько вдов, ведущих коллективное хозяйство под началом выборного старшины — самого деловитого из трех старших братьев (9). Археологические следы древне-славянских семей читаются по расположению жилищ-полуземлянок на их поселениях и соотношению последних на местности. Перейдя на южных черноземах к более выгодной, чем подсечно-переложная, пашенно-паровой системе сельского хозяйства (10, 100—108), роменцы располагали спои поселки гнездами (на Курщине прослеженные Ю. А. Липкингом). Так, чтобы не мешать друг другу возделывать поля, водить скот и заниматься разными промыслами, но сохранять возможность объединения усилий всех соплеменников при возведении земляных валов и бревенчатых стен межобщинных крепостей-убежищ, их обороне от вражеских нашествий. Реконструированные В. В. и О. Н. Енуковыми фортификации Ратского городища у с. Беседина Курского района поражают своей мощью и искусством зодчих; огибавший с поля цитадель земляной вал по всему внешнему периметру был плотно обложен расколотыми пополам комлями огромных дубов, расположенных для прочности всей конструкции наклонно и достигавших в конце ромеского периода 8, 7 м высоты по вертикали (11, 49). Не только кочевые орды из Степи, но и славянского же корня соседи прочих племенных союзов представляли опасность если весить той же летописи, посеймским северянам. Они отделялись от них незаселенными полосами в несколько десятков км с юго- и северо-запада, а к юго-востоку от Пела и Донца в отдалении от спасительных коли война лесов оседлое население вовсе отсутствует на протяжении, Средневековья. Определенную гарантию безопасности, передышку, использованную северянами для экономического роста, дало Им покровительство Хазарского каганата, объединившего на рубеже VII—VIII в. в. под своей сенью несколько разных по языку, религии и образу жизни народов европейского юго-востока. Известная по летописи за 859 г. дань, которую поляне, северяне и вятичи платили хазарам*, оказалась явно выгоднее разгромных налетов кочевников (12, 86). Показательно, что с этого времени на территории Посеймья в изобилии образуются клады диргемов - арабской серебряной монеты, послужившей в Восточной Европе первым денежным эквивалентом для внутренней и внешней торговли. Согласно специальному анализу, те серебряные украшения, что носило большинство северянок, изготовлены из переплавленных диргемов (13, 51). К середине X в. у посеймцев встречаются даже самодельные подражания диргемам (14, 30}, что отдельными авторами рассматривается как попытка начать собственный монетный чекан. Иначе, как торговым путем, такого количества монетного серебра роменцам неоткуда было получить. Торговали же они явно излишками продуктов земледелия, скотоводства, разных промыслов, ремесел, следы которых хорошо прослеживаются при раскопках их поселений. Именно через владения северян Южная (Киево-Днепровская) Русь соотносилась с Северо-Западной (Окско-Волжской) и со славянской диаспорой в Подонье. Соответственно, здесь же пролегали транзитные пути для странников и товаров из более отдаленных регионов: западноевропейского (прежде всего через скандинаво-славянскую Балтику), ближневосточно-кавказского во главе с Византией (благодаря Черноморско-Азовскому бассейну), среднеазиатско-арабского под властью Халифата и его эпигонов (посредством Каспия и Арала). Не случайно самые крупные городские поселения летописных «(по) сеймцев» возникали в ключевых пунктах речных путей — на их самых крутых поворотах, развилках друг с другом и с сухопутными (караванными) маршрутами, после * «По беле (беличьей шкурке) и веверице (некой денежной единице, по всей видимости мелкой) от дыма», т. е. каждой курной полуземлянки, где жила малая, парная семья в составе общины. переволоков из соседних водоемов. Т. е. там, где у северян оказывалась возможность надежно запереть границы отдельных участков трансконтинентальных линий передвижения людей и вещей. И, одновременно, наладить обслуживание путешественников (прежде всего купцов) на их остановку для отдыха, торговли и ремонта судов и телег. О наличии таких контрольно-перевалочных пунктов на межобщинных и международных путях свидетельствуют рекордные для всей Европы по количеству насыпей кураганные могильники возле Рыльска, Горнальских и Гочевских городищ. Постоянное население их собственных окрестностей не могло оставить столь громадных кладбищ. Именно военно-дипломатические, внешнеторговые задачи породили у восточных северян-роменцев ту самую раннюю форму государственности, что дореволюционные юристы именовали «племенным княжением», а нынешние политологи называют вождеством. В его рамках управляющая элита отделяется от непосредственных производителей материальных благ. Выразительный штрих: на раскопанной А. А. Узяновым площадке типично роменского Переверзевского-2 городища на Тускари преобладали кости хищных, вообще диких животных, а прилегающее к детинцу селище изобиловало костными остатками домашнего скота. Как видно, крестьянское население кормило-поило своих защитников и администраторов — дружину и ее предводителей, а те дренировались престижной охотой, задавала ритуальные пиры (то и другое составляло полифункциональные атрибуты всех новорожденных государств древности и Средневековья 15, 254—264). В таких резиденциях у славян впервые появляются большие, многокамерные, почти наземные дома — помещения для «светлых князей» и «лучших мужей, управляющих землею» племени, как называет их летопись. По другим находкам отсюда же обнаруживается тяга раннекняжеского окружения к подчеркнутой пышности быта. Чего стоит, например, серебряное пряслице с того же Переверзева — орудие для славян массовое и, в общем, сугубо прозаическое, но выполненное в данном случае не из камня или керамики, как обычно, а из драгоценного металла явно напоказ окружающим. Обитателям детинцев — племенной верхушке было что считать и где хранить - наряду с расширенными погре- бами, об этом свидетельствуют найденные археологами глиняные таблички с арифметическими композициями, другие парианты счетных устройств (вроде античного абака). Северянское Посеймье подтверждает наблюдение С. М. Соловьева о том, что «особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств» (16, 59). Отдельные вождества роменцев, группировались по естественно-географическим признакам. Для крупнейших частей региона это прежде всего бассейны собственно Сейма (район Курска, Липина и Рати), Свапы (Рыльск), Пела (Гочево) и Ворсклы. Еще Д. Я. Самоквасов усматривал в этих центрах племенные княжения, перераставшие в волости древней Руги (17). Таким образом в поречье Сейма сформировался один из перспективных очагов роста славянской цивилизации. Под ударами киевских русов* Между тем под боком у северян, на оси: Новгород -Киев в середине IX в. выросло новое государство, повыше рангом. Становым хребтом ему послужили вооруженные и организованные по западноевропейскому образцу отряды pycов — по большей части скандинавов-варягов, но не только их (воинское наемничество интернационально по своей природе). Исходным плацдармом для взлета «державы Рюриковичей» послужила группировка северных племен: приильменские славяне, кривич.и и чудь (от: «чудно говорить» на слух славян, называвших так финноязычные народы северных лесов). В 859 г., согласно «Повести временных лет», варяги брали с них дань; в 862 г. они же пригласили варягов на постоянное княжение; а в 882 г. князь Олег повел их поиске на Смоленск и Киев, а затем этим же племенам вкупе с присоединенными полянами установил дани. Упоминаем об этом Потому, что будучи раньше других включены в орбиту государства нового, надэтничного типа, указанные народы в дальнейшем выступили наиболее последовательным оплотом покорения им новых территорий, включая Посеймье. * Этот и следующий разделы параграфа написаны в соавторстве с Ю. Ю. Моргуновым, научным сотрудником Института археологии РАН (Москва). Интерес к восточному серебру, перспективным путям торговли и податным землям побудил возглавившего поднепровскую экспансию Севера Олега уже через пару лет после взятия Киева обратить внимание на южных «северян»: в 884 г. установив им «дань легку» (по сравнению с Хазарией и в пику ей), в 885 г. он уже «обладал» северой, а в 907 г. в числе других племен повел их ополчение на греческий Царьград. Судя по всему, эта первая попытка Киева овладеть Подесеньем, в том числе Посеймьем завершилась компромиссом: здешние севера сохранили свою автономию, как и под хазарами, но вынуждены были вступить со «смысленными» полянами и их варяжскими князьями в военно-политический союз. За прошедшие с тех пор несколько десятилетий окрепли обе стороны — и Поднепровье, и Посеймье. Княгиня Ольга упорядочила взимание и распределение даней с зависимых от Киева племен. За счет этих средств на западных рубежах северян и вятичей выросли дружинные лагеря киевских русов (черниговские Шестовицы, Сновск, смоленское Гнездово и т. п.). Размещенные там воинские гарнизоны готовились к броску на любого противника, По Сейму же и Тускари за тот же срок выросло число мирных поселений; усилился поток арабского серебра. Судя по топографии диргемных кладов, оно в X в. потекло через курский перекресток прямо на северо-запад, к Новгороду, обходя Чернигов и Киев. Дополнительно поясним: в древности Посеймье представляло собой уникальный транспортный узел, где сближались бассейны главных рек Восточной Европы - - Днепра, Дона и Волги. Так, из сеймских притоков Свапы или Тускари через огромное Самодуровское озеро (ныне превратившееся в заболоченные торфяники) суда по воде, без трудоемких и особо опасных волоков попадали в верховья Оки, оттуда в Волгу. Северяне и контролировавшие Поочье вятичи, похоже решили на каком-то этапе вернуть себе монополию на посредничество в прибыльной торговле через Хазарию с арабским Востоком. Вдобавок вятичи в 966 г. отказались от уплаты дани Киеву. Терпение экспансивного Святослава Игоревича лопнуло: удар его дружин сокрушил одряхлевшую Хазарию, расчистив Руси путь на Восток. Затем им были побеждены вятичи, открыт водный проход к Волжской Болгарии. В письменных источниках нет данных о войнах Святослава на северянской территории, но обойти ее, решая указанные задачи своей восточной стратегии, он просто не мог. Действительно, как показали раскопки А. В. Кузы, А. А. Узянова, В. В. Енукова, большинство укрепленных центров Посеймья за последнюю треть X в. гибнет в огне пожаров. Нет сомнений: профессиональная армия Святослава, лучше вооруженная, оплаченная и закаленная в непрерывных боях, наголову разгромила племенное ополчение северян, штурмовала их крепости одну за другой. Рейнские клинки русских мечей переломили боевые топоры посеймских кметей (18, 62—85). Процитированное выше мрачное пророчество мудрого Претича сбылось сполна: жизнь на роменских поселениях возобновляется после какого-то перерыва только на неукрепленных селищах. С XI в., как известно, абсолютно все князья на Руси представлены одним родом — Рюриковичей. Их предшественники — местные династии, включая северянские, оказались истреблены под корень в ходе присоединения их земель к великому Киевскому княжеству. «Куреск на Тускоре»: становление города. Борьба Древнерусского государства за Посеймье не свелась к единовременному нападению, даже столь сокрушительному, как святославово; она растянулась на многие годы. Применительно к рубежу X—XI в.в. археологи (А. В. Григорьев, В. В. Енуков и др.) регистрируют отток коренного населения с роменских памятников; массовое появление здесь киевского импорта (прежде всего гончарной керамики и некоторых других индикаторов городского ремесла общерусской культуры) и постепенную замену языческого обряда погребения на христианизированный. Взамен множества роменских детинцев-городищ Киев учреждает здесь несколько более крупных укреплений. Там концентрировались интернациональные воинские гарнизоны и прочие представители публичной власти — таможенники-мызники, сборщики податей, судебные исполнители-вирники и т. п. «лучшие мужи» киевских князей. Главным центром их власти в Посеймье, как видно по всему ходу событий XI—XIII в. в. в этих краях, и стал Курск. Своеобразным клином общерусского инвентаря он рассекает регион: севернее и южнее его на какое-то время консервируется архаичная роменско-боршевская культура северян и вятичей. Судя по находкам роменской керамики в историческом центре Курска, его основали на месте одного из поселений летописной северы. Было ли оно значительным, столичным, либо рядовым, общинным — на сегодняшний день сказать трудно за отсутствием более точных фактов. История знает показательные примеры того, как столицы новых государств Средневековья (вроде Лондона или Парижа) основывали в захудалых поначалу местечках — поодаль от разоренных гнезд побежденного противника. Большинство историков и археологов не согласится счесть «настоящим» городом даже крупный, надобщинный роменский поселок (19). Таким образом, мы смело можем вести отсчет возраста летописного Курска ориентировочно с конца X в., когда на его месте появляется город в древнерусском смысле этого слова — государственно-политический, ремесленно-торговый, культурно-религиозный центр значительной округи (20). В пользу высказанного положения находится комплекс аргументов. Начать с самого названия этого города, которое остается не совсем ясным. Бесспорно одно: согласно общему правилу топонимики, оно произведено от имени ближайшего водного потока. Таковым является ручей Кур (приток Тускари). «Перевод» же данного гидронима разными исследователями весьма противоречив. Наиболее известны следующие варианты балтская этимология («куру» = ущелье, борозда; или «коре» = просека) В. А. Никонова; славянское толкование («кур» = петух или же прах, пыль, дым) С. Роспонда; ираноязычная трактовка («курас» = якобы петух) Ю. А. Липкинга; наконец, тюркская, хазарско-печенежская версия («кур» = стена, огражденное поселение) В. И. Склярука. Первые три предположения в принципе допустимы, поскольку носители соответствующих языков поочередно занимали интересующую нас территорию. Что касается последнего мнения, оно вряд ли приемлемо из-за нескольких серьезных противоречий (немногие случаи обратного именования водных объектов по названиям поселений сплошь поздние; перенимать название своего города у врагов-кочевников славянам как-то странно и т. д.). Более убедительной, чем все приведенные, нам представляется решение А. И. Ященко, возводившего гидроним «Кур» к древнерусскому слову «курья» = заводь, залив, затон. С тех пор филологическая наука выработала определенные критерии для различения славянских и иноплеменных названий на географической карте. Среди этих признаков: повторяемость славянского топонима в разных регионах, желательно массовая; наличие его вариантов, аналогов в западно- и южнославянских языках (21, 363). Суффикс «скъ» постоянно использовался для наименования старейшин городов северо-запада Руси и оттенял значение укрепленное™ места их расположения (Витебскъ, Полотескъ, Изборскъ и др.). Курск вполне удовлетворяет отмеченным требованиям. Упомянутое как возможно корневое в данном случае слово «курья» со Средних веков встречается составной частью разноместных топонимов на русском Севере: Малокурья, Закурье и мн. др. Особенно показателен вологодский город Шенкурск - - «город на курье Шеньге» — образец просторечного упрощения «курьи» до «кура» и трансформации последнего в «Курск». Писцовые книги XV—XVI в.в. отмечают на южных пределах Новгородской земли более полусотни названий рек и селений с основой «кур», вплоть до рек Курея и Курянка, деревень Куроко и Курск. Археологическим же изучением топонимики писцовых книг определено, что соответствующие названия восходят к началу славянской колонизации Севера в X в. (22, 56). Более того, в «окологородье» Новгорода имеется удивительная параллель южнорусской связке: «Курска на Туе-каре» — городище Ратское, известное в письменных источниках как город Ратно или Ратун (23). А именно, на таком же расстоянии тоже к востоку от Курского городища на приильменской р. Ловати в древности располагалось село Ратно. Ратские топонимы в Курецком погосте новгородцев вообще неоднократны. Можно доказать, что анализируемые нами названия впервые появились именно на новгородском севере, а позднее оказались перенесены переселенцами на берега Сейма. Этих названий в Приильменье подавляющее количество, они очень рано достигли мелкого масштаба (ручьи, починки, деревушки) и верно понимались тамошним населением. Посеймские же гидронимы этого круга явно производны от перво-Курска на Куре; их всего четыре — речки Куренка да три Курицы (Большая, Малая и Гнилая). Последнее определение не только перетолковывает название на понятный южанам, «птичий» лад, но дополнительно искажает его путем тавтологии: в южнорусских диалектах определение «гнилой» служит калькой северорусского «курья», т. е. незначительный, пересыхающий в жару, застаивающийся водоем. Как легко видеть, ручей Кур, давший имя «Куреску на Тускоре», полностью соответствует отмеченному значению. Перед нами, скорее всего город, стоящий на курье, т. е. первоначально безымянной для первостроителей речке. Ни в одном другом регионе, кроме Русского Севера и Посеймья «Курское» не встречается. Дополнительные аргументы выводу о предположенной их связи предоставляет археология. При раскопках Липинского селища под Курском экспедицией О. Н. Енуковой нам встретились довольно многочисленные фрагменты гончарной посуды рубежа X—XI в.в. с вертикальным венчиком. Подобная керамика большая редкость для южной лесостепи, она особенно характерна для Новгорода. С Прибалтикой и Новгородской землей Посеймье объединяет и целый ряд других находок: бронзовых и серебряных украшений северо-западных типов, в частности подвески, изображающие Одина в обнимку с его большими воронами; скандинавского стиля костяные острия-амулеты со скульптурными головками змей и др. животных, явно навеянные образами древнегерманского эпоса (мировой змей, дракон Фафнир и проч.). По наблюдениям В. Л. Янина, на курском юго-востоке в IX—X в.в. действовала именно северная, новгородская денежно-весовая система (24, 150—152). Все перечисленные и похожие параллели наиболее логично объяснить перемещением в Посеймье представителей скандинавско-кривичско-словенского региона. Подобно тому, как это отмечено в летописном сюжете за 988 г. о «наруба- нии лучших мужей», т. е. рекрутировании дружинников киевским князем Владимиром Святославичем от разных племен («от Словен, и от Кривич, и от Чюди, и от Вятич») для размещения их гарнизонами во вновь построенных им городах юго-восточного пограничья своей державы, по Десне и Суле. Среди подобных новостроек Владимира Святого историки и краеведы давно уже предполагали и Курск на Куре и Тускари, только без конкретной аргументации, которую мы постарались собрать. Воины и чиновники несеверянского происхождения должны были ослабить языческо-племенной сепаратизм на «свежих» окраинах Киевской Руси, возглавить и обеспечить процесс их «окняжения» в нужном центральной власти духе. Курск глазами Феодосия Печерского. Косвенное подтверждение тысячелетнего возраста Кур ска дает первое его упоминание письменными источниками. Оно содержится в «Житии Феодосия Печерского» и датируется, по моим расчетам (25, 21—29), началом 1030-х г.г. А именно, там говорится, что родители будущего святого переселились вскоре после его рождения и вместе с ним из-под Киева, из вполне обжитого города Василева «в иной город, называемый Курск, князь так повелел». Здесь «божественный отрок» провел около четверти века, пока сбежал от властной матери в Киев, участвовать в основании Печерской лавры. Курскую юность «блаженного» его биограф Нестор описывал со слов «самовидцев», лично и близко знавших Феодосия и его мать. Поэтому колоритным деталям этого рассказа можно доверять, выводя их за рамки общежитийных штампов. Церкви, хоромы «властелина», учителя грамоты, рынки, ремесленные мастерские, плодородные нивы вокруг таковы реалии курской части «Жития». Они соответствуют вполне развитому по древнерусским меркам городскому центру. Нет нужды делать из него соперника Киеву или даже Царьграду по части развития христианской культуры, как тщатся некоторые краеведы (26), забывая, что речь идет о первых десятилетиях христианизации страны, причем о ее отдаленном пограничье. Однако, культурно-исторический прогресс на берегах Сейма по сравнению с роменским временем налицо. Надо учесть, между реальным основанием городских укреплений и возможным упоминанием о соответствующем населенном пункте в летописях и др. письменных источниках обычно происходило несколько десятков лет. Да и простая логика подсказывает: всего того, что феодосиево семейство застало в Курске, не возвести быстрее. Одну только церковь, более или менее крупную, в домонгольский период строили 4—5 лет и еще около года живописали. Причем «в XI в. существовала только одна артель в Киеве» (27, 125) по возведению каменных храмов на всю Русь. Так что курские церкви (общегородская и домовая «властелина», посвященная его святому патрону) поначалу были скорее всего деревянными. А весь город начал приобретать общерусский облик как раз с рубежа X—Xi в.в. Самые древние укрепления Курска,, обнаруженные пока археологами (раскопки В. В. Внукова 1983 и 94 г.г.), относятся именно к феодосиеву времени — около середины XI столетия. Небольшой раскоп на улице Сонина, напротив электроаппаратного завода чудом попал на часть рва и бревенчатого частокола с дощатым въездом в детинец (28, 4). Той же экспедицией Курского педагогического университета и областного музея архелогии велись масштабные' раскопки Ратского городища км в 20 от Курска. Там еще Ю. А. Липкингом «был обнаружен фундамент домонгольской церкви» (29. 39). Перед нами место, куда вполне мог попасть Феодосии, когда мальчиком «ночью тайно покинул свой дом (в Курске - С. Щ.), ушел в другой город, находившийся неподалеку и, поселившись у священника, принялся за свое обычное дело» — печение просфор для прихожан храма. Изобильные находки на укрепленной территории данного памятника древнерусских нательных крестов разных типов, фрагмента металлической иконки с изображением святого князя (Бориса или Глеба) подтверждают значительную христианизацию поселения в эпоху, когда здесь жил и действовал Феодосии. А находки там же подвесок-лунниц и других языческих амулетов указывают на достаточно длительное сочетание новой веры со старой, примером чему могла служить феодосиева родительница. Отметим, что приют сбежавшему от нее сыну в этом городе, «недалече от Курска сущ», посмел дать «прозвутер», пресвитер, т. е. один из старших священников (ниже епископа, но выше дьякона). В собственном «доме прозвутepoве» и отыскала беглеца разгневанная феодалка. Картина вполне реалистична: по идее, только священник, причем не рядовой, мог не испугаться неизбежного конфликта с влиятельной в Курской округе, знатной и богатой семьей непослушного Феодосия. В лице последнего церковь получала не только полезного помощника, но и своеобразный символ укрепления своего влияния в полуязыческой еще среде пограничья, а может, и богатого наследника. Не исключено, что настойчивость матери юного благочестивца по возвращению его в привычную для боярско - дружинного сословия колею имела, помимо родительских чувств, дополнительным мотивом вполне меркантильные соображения: сохранить за семьей земельные пожалования вокруг Курска, условием чего могло быть продолжение военно-административной службы старшим сыном ее покойного мужа. Высокий рост и крупное телосложение этого отрока делали особенно абсурдным в глазах светского окружения его церковно-монашеский выбор. Однако тот решительно уклонился от подготовки к дружинным инициациям при дворе курского «властелина» — скорее всего киевского посадника времен Ярослава Мудрого, когда в Курске еще не оформился самостоятельный княжеский «стол» (30). Вообще надо признать, что курянам повезло: благодаря исторической случайности - - «нарубании» феодосиева отца именно сюда, а не в какой-нибудь другой пограничный гарнизон — нам известно о перво-Курске больше, чем о многих других древнерусских городах. В дальнейшем летописи упоминают его (впервые за 1066 или 68, затем в 1905 г.) без особой детализации, как хорошо известный современникам центр периферийного княжества (31), переходившего из-под влияния Чернигова под протекторат Переяславля и обратно по ходу междуусобной борьбы разных династий. Но тогда уже заканчивается предыстория Курска и начинается его собственное историческое развитие вместе с Русью, затем Россией. ЛИТЕРАТУРА 1. См. подробнее: Гомаюнов С. А. Местная история в контексте росиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1; Щавелев С. П. Клио в объятиях крае- ведов (Начало Курска: мифы, факты, гипотезы) // Городские известия. Курск. 1994. № 53. 2. См.: Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк? М., 1992. Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965; Формозов А. А. Археология и идеология // Вопросы философии. 1993. № 2; Щукин М. Б. Машина времени и лопата (Что такое археология и как работают археологи). Кишинев, 1991. 3. Трубачев О. Н. В поисках единства. М., 1992. 4. Щавелев С. П. Этноним «северяне» и его историко-географические особенности в Курском Посеймье // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России. М.-Брянск, 1996. 5. Гавритухин И. О., Обломский А. М. Гапоновский клад (предварительная публикация) // Российская археология. 1995. № 4. 6. Обломский А. М., Терпиловский Р. В. Новые данные о раннеславянских памятниках Посеймья // Проблемы ран-ньослов'янсько! i давньоруськог археологи Посейм'я. Б1лоп1лля, 1994. 7. Узянов А. А. Курское Посеймье в IX — первой четверти XI в. (некоторые новые данные о хронологии и топографии роменских поселений) // Труды V Международного конгресса археологов-славистов. Т. 2. Киев, 1988. 8. Повесть временных лет. Ч. 1. М.—Л., 1950. 9. Самоквасов Д. Я. Семейная община, в Курском уезде // Записки Русского географического общества по отделению этнопрафии. Т. 8. СПб., 1878. 10. Тимощук Б. А. Восточнославянская община VI—X вв. н. э. М., 1990. 11. Енуков В. В., Внукова О. Н. Оборонительные сооружения славян Посеймья (по материалам Ратского.городища) // Археология и история юго-востока Древней Руси. Воронеж, 1993. 12. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. М., 1995. 13. Орлов Р. С. Серебряные украшения ^еверян Курского Посеймья // Проблемы раннеслов'янско! i давньорусько! археолоп Посеймья... 14. Куза А. В. Большое городище у с. Горналь // Древнерусские города. М., 1981. 15. Кобищанов Ю. М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., 1995. 16. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч. в 18 кн. Кн. 1., М., 1988. 17. Самоквасов Д. Я. Северянская земля и северяне по городам и могилам. М., 1908. 18. Шинаков Е. А. От пращи до скрамасакса: на пути к державе Рюриковичей. Брянск, 1995. 19. Тимощук Б. А. Восточные славяне: от общины к городам. М., 1995. 20. Куза А. В. Малые города Древней Руси. М., 1989. 21. Агеева Р. А. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации. М., 1989. 22. Буров В, А. Новгородские писцовые книги и архео лопия // Российская археология. 1993. № 3. 23. Енуков В. В. О слободах Ахмата и городе Ратне /i Слов'яни и i Русь у науков! й спадщин! Д. Я. Самоквасова. Чержгив, 1993. 24. Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956. 25. Щавелев С. П. Возраст личности и история общества: новое прочтение курской биографии Феодосия Печер-ского // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. М.—Курск, 1994. 26. См. полемику по этому поводу: Щавелев С. П. Историческое уравнение с двумя неизвестными: когда родился Феодосии Печерский и сколько лет он прожил в Курске? // Городские известия. 1994 2 августа; Баскевич И. О. О Феодосии Печерском, писателе.// Там же, 16 августа; Склярук В. И. Еще раз о Феодосии Печерском // Там же. 10 сентября; Солодкин Я. Г. Загадка остается загадкой // Там же. 10 ноября; Щавелев С. П. «Курескъ на Тускоре»: происхождение названия и возраст города // Там же. 1995 14 ноября. 27. Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X—XIII вв.) СПб., 1994. 28. Енуков В. В. Славянский комплекс на Рати // Археология и история юго-востока Руси. Курск, 1991. 29. Енуков В. В., Тихомиров Н. А. Тайна в руках археологов // Курская правда. 1989. 1 августа. 30. Зайцев А. К. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X—XIII вв. М., 1975. 31. Михайлова И. Б. Курск и Курское Посеймье в домонгольский период истории // Памятники истории, культуры и природы Европейской России. Н.-Новгород, 1993; Раздорский А. И. О возникновении княжеского стола в Курске // Деснинские древности. Брянск, 1995; Енуков В. В. Курское княжение в монгольское время // Там же. содержание Стр. Предисловие (С. П. Щавелев) Раздел I. ФИЛОСОФИЯ 1. Зачем и как изучать философию студенту- медику (С. П. Щавелев) 5 2. Предмет и задачи философии (В. Е. Никитин) 10 3. Философия и медицина (В. Е..Никитин) 12 4. Природа и экология. Глобальные проблемы человечества (С. П. Щавелев) 15 5. Техника и информация в современном мире {В. Ю. Крамаренко) 19 6. Человек и его сознание (В. Е. Никитин) 22 7. Речь, язык, общение людей (В. Е. Никитин) 24 8. Интеллект человека и уровни его развития (В. Ю. Крамаренко) 26 9. Познание и мышление, логика и интуиция (С. П. Щавелев) 29 10 Наука и ее методология (С. П. Щавелев. А. В. Ачкасов) 34 11. История древней философии (В. Ю. Крамаренко) 46 12. Великие мыслители Нового времени (С. П. Щавелев) 49 13. Философия XX века (В. Ю. Крамаренко) 50 И- Русская философия (Д. П. Кузнецов) 53 Раздел II. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 15. Культурология — философия культуры (Е. Б Зыкина, А. В. Ачкасов). 57 16. Античная культура (Е. Б. Зыкина) 59 17. Культура эпохи эллинизма и латинской античности (Е. Б. Зыкина) 61 18. Средневековая европейская культура (Е. Б. Зыкина) 64 19. Культура эпохи Возрождения (Е. Б. Зыкина) 67 20. Западноевропейская культура эпохи Просвещения (Е. Б. Зыкина) 69 21. Западноевропейская культура XIX столетия (Е. Б. Зыкина) 72 22. Философская культурология о мировом культурном процессе (Е. Б. Зыкина), 75 23. Индо-буддистский тип культуры (В. Н. Соколов) 79 24. Мир исламской культуры (В. Н. Соколов) 90 25. Культурный мир Древней Руси (Е. Б. Зыкина) 96 26. Наука и искусство в русской культуре X—XX веков (Е. Б. Зыкина, Д. П. Кузнецов) 100 27. Историческое начало города Курска. Культурные традиции Курского края. (С. П. Щавелев) 108
|