Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность причастия
Чтобы причастие приносило нам пользу, мы должны глубже заглянуть в его суть. Нам нужно рассмотреть как его содержание, так и то, что оно выражает. Это таинство имеет множество сторон и граней, а за сотни лет получило множество названий. Его называют хлебопреломлением, причастием или святым причастием, трапезой воспоминания, вечерей Господней, евхаристией и т.д. Евхаристия – это древнегреческое слово, означающее «благодарение», которое с самого начала использовалось для святого причастия. Оно имеет общий корень со словами, которые использовал Иисус, когда взял хлеб, поблагодарил Бога, преломил его и раздал ученикам. В Новом Завете есть места, которые содержат прямые или косвенные ссылки на причастие, начиная от брака в Кане (см. Иоан. 2: 1-11), чуда с хлебами (см. Мат. 14: 13-21; Иоан. 6: 1-15) и хлеба с небес (см. Иоан. 6: 32-35) до брачной вечери с Агнцем на небесах (см. Отк. 19: 6-9). Исторически на причастие имеются следующие ссылки: таинство, орудие благодати, трапеза завета, провозглашение, присутствие Господне, жертвенная трапеза, трапеза общения и символ единства. Причастие, если правильно его толковать, включает в себя все эти аспекты. Поскольку непросвещенного человека это может привести в замешательство, некоторые из них следует рассмотреть поближе. Нам нужно понимать, что причастие и впрямь занимало центральное место в жизни первой Церкви. Принимая во внимание этот факт, становится ясно, что учению о причастии посвящалось много времени. В ранние дни Церкви причастие совершалось в рамках воскресного утреннего служения. В день Господень, т.е. в первый день недели (см. Иоан. 20: 1; Отк. 1: 10), в который Иисус воскрес из мертвых, верующие стали собираться вместе, чтобы поклоняться Воскресшему. Часто эти собрания по причине гонений проходили тайно. Иустин Мученик, умерший в 165 году н.э., заступаясь за христиан того времени, описывает их реальные действия во время причастия. Он пишет римскому императору Антонину Пию (138-161 годы н.э.) относительно неведения и враждебности окружающего языческого мира: «В день, называемый воскресеньем, все живущие в городах и селах собираются в одном месте, где, насколько позволяет время, читаются воспоминания апостолов и писания пророков; затем, когда чтение прекращается, председатель дает словесные наставления и призывает подражать хорошему примеру. Затем мы все встаем и молимся. По окончании молитвы, как уже было сказано, приносят хлеб, чашу и воду. Председатель таким же образом, свободно, возносит молитвы и благодарения, а присутствующие выражают согласие, говоря «аминь». Затем каждый получает то, за что возносились благодарения, и причащается, а тем, кто отсутствует, дьяконы посылают порцию на дом» («Первая апология Иустина Мученика», глава 67). Мы видим, что с начала второго столетия в служение были включены все существенные элементы, и хлебопреломление вместе с проповедью Слова было само собой разумеющейся его частью. Фактически это одно из первых описаний того, как в ранней Церкви проводилось служение.
ЖИВОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Суть причастия можно объяснить с помощью теологического термина «живое присутствие». Этот термин, по сути, означает, что люди верили в «живое присутствие» Иисуса во время причастия. В первой Церкви это не вызывало ни споров, ни сомнений. Давайте рассмотрим другой пример из книги Иусти-на Мученика: «И эту пищу мы называем евхаристией [благодарением]. Ее разрешается вкушать только тем, кто верит в то, чему мы учим, кто омыт водой для прощения грехов и рождения свыше, и кто живет так, как повелел Христос. Потому что мы вкушаем не обычный хлеб и пьем не обычное вино; ибо мы научены так же, как и Иисус Христос, наш Спаситель [...], что пища, которая благословлена Его молитвой [...], есть плоть и кровь Иисуса, Который стал плотью» («Первая апология Иустина Мученика», глава 66). Идея того, что Иисус на самом деле не присутствует в хлебе и вине, возникла намного позже, частично благодаря некоторым течениям Реформации в шестнадцатом веке, а также во времена Просвещения в восемнадцатом веке. Рационализм эпохи Просвещения мешал воспринимать что-либо сверхъестественное. До этого времени, на протяжении всей истории христианства и во всей единой христианской церкви само собой разумелось, что Иисус действительно присутствовал в хлебе и вине. Не может быть никаких сомнений в том, что самые ранние тексты, написанные после Нового Завета, объясняют новозаветные писания именно таким образом. В эпоху Просвещения, начиная с восемнадцатого века, делается такое сильное ударение на роль разума, что человеку хочется «освободиться» от церкви, Библии, Евангелия и в конечном итоге от Самого Бога. Свобода разума поддерживается во всем, начиная от теологических доктрин до научных открытий. В конечном итоге люди отворачиваются от всех форм сверхъестественного откровения. После Реформации и Просвещения интеллектуальное христианство начинает все больше заявлять о себе. Подозрительность растет во всех своих внешних проявлениях. Богослужения превращаются в интеллектуальные беседы и теоретические толкования Библии, которые часто занимают место простой сердечной веры. Это влияет как на отношение к покаянию от всего сердца, так и на восприятие сверхъестественного. Ослабевает сила ходатайства, а на божественное вмешательство в мире, где считается, что разумом можно постичь все, смотрят все более скептически. Все должно быть рационально объяснимо. К возложению рук, использованию молитвенных платков и тому подобному относятся скорее как к пустым ритуалам. Рационализм не желает признавать сверхъестественного, происходит ли оно в сердце человека, меняя и освещая его, или во внешних проявлениях, в виде чудес и божественного вмешательства. Рационалистическому отрицанию тяжело принять тот факт, что возложение рук и молитвенные платки могут передавать помазание Святого Духа больным, что возложение рук на служителя может передавать благодать и помазание или что в причастии может присутствовать Иисус. Зачастую фактически отрицается весь духовный мир, включая вмешательство ангелов и демонов. Христианская вера становится все более мирской и пустой. Откровение и божественное присутствие заменены философией и моралью. Жизнь все более вращается вокруг понятий «здесь» и «сейчас», нежели воспринимается как подготовка к вечности. Первая Церковь с ее пониманием духовной жизни, вечности, божественного вмешательства и живого присутствия Иисуса в причастном хлебе и вине остается далеко в прошлом.
ВОПЛОЩЕНИЕ
Каким образом Иисус присутствует в причастии и что на самом деле подразумевается под понятием «живое присутствие»? Прежде чем ближе рассмотреть этот момент, нам нужно обратить внимание на слово «воплощение». Под воплощением подразумевается то, что Бог стал человеком в Иисусе Христе.
|