Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и деятельность средств массовой информации как предмет правового регулирования.






В данной сфере действует система разнородных социальных норм, взаимодополняемость которых делает возможным следующее допущение: то, что кажется пробелом исходя из

смысла и содержания одной нормы, может не оказаться таковым, если учесть ее соотношение с другими нормами, связанными с первой по объекту регулирования.

Правовое регулирование в сфере массовой информации прежде всего направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ как института демократии, а с другой, - охраны интересов личности, общества и государства, прав юридических и физических лиц. Право должно коснуться всех общественных отношений в данной сфере, но не обязательно в смысле их непосредственного регулирования, а в смысле, как минимум, их ориентирования на такие социальные ценности, как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации и т. д. В этом плане особую роль играют нормы-принципы, которые содержатся в Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации " О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.

Не менее важно правовое регулирование общественных отношений, субъекты которых имеют противоположные интересы в

сфере массовой информации. Оптимальным средством разрешения конфликта может быть только правовое установление и деятельность по его реализации. При этом большое значение имеют именно процедурные нормы, содержащие организационно-юридические гарантии реализации прав, предоставленных нормами материального права.

Отсюда, однако, не следует безоговорочное признание объективным социальным благом детальной правовой регламентации всех общественных отношений в сфере массовой информации. Напротив, чрезмерная зарегулированность общественных отношений не менее вредоносна, чем пробелы в праве. Законодательное регулирование по принципу " разрешено все, что не запрещено законом", позволяет в сфере массовой информации не только расширить гарантии демократического развития общества, но также создать в системе нормативного регулирования организации и деятельности СМИ определенную зону " не-права", где должны в полной мере проявить себя прежде всего профессиональные правила поведения и другие корпоративные нормы.

На сегодняшний день сложилась достаточно крупная совокупность правовых норм, непосредственно связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации.- Его ядро и основу составляет свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ), которая играет роль структурообразующего элемента, интегрирующего различные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных, взаимодополняемых норм, регулирующих относительно обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности СМИ как института демократии. Номинально определить данную систему в категориях теории права можно как комплексную правовую подотрасль, опирающуюся на одноименную подотрасль законодательства. В то же время составляющие эту совокупность нормы образуют самостоятельный институт информационного права.

Обратим внимание на то, что нормы, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ, существуют не только в различных нормативных правовых актах, но и в разных отраслях

права. Объединенные общностью предмета регулирования - общественных отношений, непосредственно связанных с организацией и деятельностью СМИ - эти нормы образуют вторичную юридическую целостность в системе права, не нарушая при этом

архитектонику основных отраслей и не выходя из их структуры. Такие образования являются комплексными в том смысле, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования, а лишь предметом правового воздействия.

Структура права массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что пробелы в правовом регулировании организации и деятельности СМИ нередко восполняются с помощью норм, чья принадлежность к классическим отраслям права может оказаться невыраженной. Так, норма о праве журналиста на запрос информации (ст. 39 Закона о СМИ) не может быть однозначно отнесена ни к одной из классических отраслей права. Именно из таких норм, в первую очередь, и складывается собственное " тело" права массовой информации как комплексного института информационного права. Структура этого комплексного образования может быть смоделирована в виде системы концентрических окружностей. Центральное место занимают нормы Закона о СМИ, базирующиеся на соответствующих конституционных положениях. Вокруг них группируются другие нормы, касающиеся деятельности СМИ и не принадлежащие однозначно к иным отраслям права. Периферическая окружность объемлет нормы других отраслей права, непосредственно связанные с регулированием организации и деятельности средств массовой информации.

В рамках этой системы могут складываться " цепочки" норм, отражающие движение процесса реализации правовых установлений от общих конституционно-правовых принципов к конкретным отраслевым (в том числе и конституционно-правовым) отношениям. Эти " цепочки" могут быть " прямыми" и " ветвящимися". Пример " прямой цепочки" - иерархическая взаимосвязанность следующих норм: свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ) - право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию (ст. 47 Закона о СМИ) - обязанность соответствующих государственных органов и должностных лиц предоставлять экологическую информацию (Федеральный закон " Об охране окружающей природной среды") - уголовная

ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ). В этой " прямой цепочке" заложены основы и для " ветвления": так, в третьем звене речь может идти не об экологической информации, а например, о сведениях, составляющих коммерческую тайну. Соответствующим образом изменятся тогда и все последующие звенья " цепочки".

Обратим внимание на то, что в данной " цепочке" реализуются конституционно-правовые (первое звено), административно-правовые (третье звено) и уголовно-правовые (четвертое звено) отношения. Во втором звене мы имеем дело с особым видом правоотношений -массово-информационными правоотношениями. Их специфика состоит прежде всего в том, что в них информация предстает самостоятельным объектом правоотношений, а значит нуждается в специальном механизме правового регулирования.

Правовое регулирование организации и деятельности СМИ характеризуется в нашей стране довольно высоким уровнем изменчивости. Основными тенденциями при этом являются:

общее возрастание числа норм, регулирующих участие средств массовой информации в правовых отношениях;

постепенное распространение сферы правового регулирования на деятельность относительно новых компонентов системы СМИ;

постоянное - до середины 80-х годов - увеличение числа норм, не подлежащих оглашению;

тотальная подмена - до начала 90-х годов - законодательного регулирования сферы СМИ партийным и ведомственным нормотворчеством;

сочетание преемственности в регулировании наиболее важных, основных общественных отношений с изменчивостью политики применительно к другим отношениям в сфере массовой информации;

оставление вне сферы правового регулирования целого ряда важных вопросов организации и деятельности СМИ;

расширение пробелов в правовом регулировании организации и деятельности СМИ в сочетании с избыточным правовым регулированием отдельных групп отношений, вообще не нуждающихся в этом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал