Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты права массовой информации.






Учредитель, редакция, издатель и собственник имущества составляют четырехугольник, в котором правоотношения определяются системой договоров между сторонами, как то предусмотрено ст. 22 Закона о СМИ. В договоре между учредителем и редакцией определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

Напомним, что в случае, когда СМИ имеет нескольких соучредителей, последние только совместно выступают в качестве учредителя. Казалось бы, отсюда следует, что и договор с редакцией должны подписывать все учредители сообща. Однако исходя из реалий функционирования СМИ в России, Закон допускает в данном случае исключение из общего правила и разрешает редакции заключать договоры как со всеми соучредителями вместе, так и с каждым в отдельности.

Естественно, конкретные условия в договорах зависят от множества обстоятельств, однако важнейшим является организационно-правовая форма существования редакции. Существование редакции в качестве юридического лица не только не противоречит духу и букве Закона о СМИ, но, напротив, позволяет редакции стать полноценным субъектом правоотношений, приобрести полную гражданскую правоспособность, включая право выступать в суде в качестве истца и ответчика. Форма юридического лица редакции может быть любой из тех, что предусмотрены гл. 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица принимается его учредителем. Если газета как средство массовой информации имеет несколько соучредителей, то вполне вероятно, что все они пожелают стать учредителями редакции. В этом случае решение о выборе организационно-правовой формы

редакции должно быть согласованным между ними. Кроме того, такое решение следует предварительно согласовать с коллективом журналистов - штатных сотрудников редакции, поскольку в силу требований ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ именно этот коллектив правомочен принимать устав редакции с последующим его утверждением учредителем (соучредителями) средства массовой информации.

Конечно, не исключено, что собственник СМИ не пожелает согласовывать с журналистским коллективом свое решение о выборе для редакции организационно-правовой формы. Это его право. Однако наличие утвержденного собственником в обход журналистов устава юридического лица не является основанием для отсутствия устава редакции в смысле ст. 20 Закона о СМИ. Указанные документы, хотя и преследуют сходные цели, но имеют различную правовую природу, порядок принятия и утверждения, что не препятствует их совмещению в едином документе. Оптимальным представляется такой вариант, когда редакция имеет единый устав, отвечающий требованиям,

предъявляемым как Гражданским Кодексом, так и Законом о СМИ. Если подобное невозможно, необходимо принятие двух документов, в совокупности определяющих правовой статус редакции: устава редакции как юридического лица и устава редакции как субъекта информационных правоотношений в смысле ст. 20 Закона о СМИ. Подробнее эти вопросы рассматриваются в следующей главе.

Институт учредителя СМИ. Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые для оформления юридического факта рождения нового СМИ и признания за ним правового состояния средства массовой информации, отличаются от общих правил создания юридических лиц. Это связано с тем, что, во-первых, согласно ч. 3 ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается " форма периодического распространения массовой информации", которая, естественно, не может быть юридическим лицом. Во-вторых, как это предусмотрено ч. 2 ст. 19, редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть, если, например, она является внутренним подразделением какого-либо предприятия, организации или учреждения либо вообще в этом качестве выступает физическое лицо. Наконец, в-третьих, если бы правовое состояние СМИ не порождало никаких специфических прав и обязанностей, то смысла не было бы ни в особых процедурах учреждения и

регистрации, ни в самом существовании Закона о СМИ. Там, где СМИ юридически неотличимы от других субъектов права, нет необходимости и в законах о СМИ.

Первая стадия обретения правового состояния СМИ - учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению правомочного физического или юридического лица. Закон СССР о печати впервые ввел понятие учредителя средства массовой информации, заменяющее чисто советскую категорию организации, печатным органом которой является данное СМИ.

По контрасту со старыми советскими порядками, когда любое СМИ могло появиться на свет только по решению или с разрешения ЦК КПСС, закон признал право быть учредителем за широким кругом субъектов.

Во-первых, учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, т.е. достигший 18-летнего возраста, гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и таким образом они приравниваются к российским гражданам. Иностранцы, напротив, этого права лишены. За иностранными юридическими лицами Закон о СМИ признает право учреждать любые СМИ, кроме телевизионных и видеопрограмм, распространяемых на большей части территории России.

Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т. д. При этом, как отмечалось выше, им вовсе не обязательно являться юридическими лицами.

В-третьих, - учреждать СМИ вправе организации за исключением тех, чья деятельность запрещена в соответствии с законом. Иными словами, например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ.

Наконец, в-четвертых, учредителями СМИ могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ

соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Хотя закон текстуально не обязывает соучредителей заключить договор, но, предопределяя его содержание, делает его необходимым. Если же учреждается не только СМИ, но и редакция, обладающая правами юридического лица, то учредительный договор становится обязательным в силу требований ст. 52 ГКРФ.

Споры об учредительстве были особенно распространены в первые месяцы после введения в действие с 1 августа 1990 г. Закона СССР " О печати и других средствах массовой информации". Позднее такие споры возникали, как правило, уже не в связи с регистрацией, а чаще - попытками передела рынка СМИ, смены редакционной политики и т. п. Примечательный пример - дело, рассмотренное Конституционным Судом РФ по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты " Известия" в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. " О газете " Известия" ". Конституционный Суд РФ охарактеризовал решение парламента возобновить издание газеты представительных органов власти с названием " Известия Советов народных депутатов Российской Федерации" как непосредственно затрагивающее интересы существующей газеты " Известия", учрежденной 23 августа 1991 г. журналистским коллективом ее редакции.

" Решение Верховного Совета, - говорится в постановлении Конституционного Суда РФ, -не исключало вынужденного преобразования газеты " Известия" в газету представительных органов государственной власти Российской Федерации или привело бы к ограничению прав выпускаемой газеты " Известия", связанных с использованием ее прежнего названия и материально-производственной базы. Решения, влекущие такие последствия, способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивают тем самым свободу массовой информации" -.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу газеты " Известия" имеет принципиальное значение по двум основным

позициям. Во-первых, оно определяет неконституционность любого

правоприменительного акта, который НЕ ИСКЛЮЧАЕТ вынужденного изменения редакционной политики и МОЖЕТ ПРИВЕСТИ к ограничению прав по выпуску средства массовой информации. Во-вторых, оно устанавливает, что ограничения свободы массовой информации, основания и порядок их применения определяются в Законе Российской Федерации " О средствах массовой информации". Иными словами, правоприменитель -будь то суд или собрание акционеров - при применении любого закона к такому объекту права, как СМИ, обязан соразмерять свои действия с требованиями Закона о СМИ.

В первую очередь, именно через отношения редакции с учредителем определяется статус последнего. В стремлении защитить журналистов от их хозяев, Закон о СМИ резко ограничил юридические возможности учредителя. Конечно, он вправе возлагать на редакцию определенные обязанности. Так, он может обязать редакцию опубликовать бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени, именуемое в Законе о СМИ заявлением учредителя. В уставе редакции могут быть оговорены особые условия: максимальный объем заявления (ч. 2 ст. 18), периодичность, тематика, сроки

представления рукописи, обязательность согласования текста со всеми соучредителями, процедура разрешения споров и т. д. Вторгаться в содержание заявления редакция не вправе, поскольку по претензиям и искам с ним связанным ответственность несет именно учредитель. Однако в случае, если редакция не указала при публикации, что данный материал является заявлением учредителя, она может быть привлечена в качестве соответчика.

Правомочия, связанные с заявлением учредителя, едва ли не единственные, допускающие возможность его вмешательства в деятельность СМИ. Правда, в уставе редакции и договоре с редакцией могут быть - с согласия журналистского коллектива - оговорены дополнительные права учредителя. Важно только, чтобы они не вступали в противоречие с нормами Закона о СМИ и иных актов законодательства Российской Федерации. Учредитель СМИ, будучи одновременно учредителем ее редакции, априори не приобретает законных возможностей влиять на редакционную политику издания, устанавливать пределы критики, предписывать ту или иную направленность публикаций, любым другим образом вмешиваться в процесс производства и выпуска газеты.

Правда, учредитель редакции вправе осуществлять контроль за эффективным использованием закрепленного имущества, назначать и освобождать от должности главного редактора в порядке, предусмотренном уставом редакции, принимать решения о ликвидации редакции как юридического лица. Причем, если в редакции действуют два самостоятельных устава, то решение о передаче и (или) сохранении права на название СМИ в случае ликвидации или реорганизации редакции принимается в том порядке, который определен в уставе редакции (в смысле ст. 20 Закона о СМИ).

Закон о СМИ не разрешает учредителю самовольно сложить с себя соответствующие права и обязанности. У него есть только четыре законных варианта действий.

Во-первых, он может передать свои права и обязанности третьему лицу (ч. 4 ст. 18), но только с согласия редакции. Закон не запрещает передачу прав и обязанностей в руки редакции, которая в этом случае выступает еще и в качестве третьего лица.

Во-вторых, если соучредителей несколько, то он может выйти из их состава. При этом должны быть соблюдены те же условия, о которых говорилось выше. Кроме того, некие дополнительные правила могут предусматриваться в договоре между соучредителями, заключение которого предусмотрено в ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ. В этом договоре определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

В-третьих, если учредитель - юридическое лицо, то его орган, уполномоченный на то учредительными документами, может принять решение о ликвидации или реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования в юридическое лицо другого вида. В этом случае согласно ч. 4 ст. 18 Закона о СМИ права и обязанности учредителя в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом.

В-четвертых, учредитель может приостановить или прекратить деятельность СМИ, но исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (ч. 2 ст. 16). При этом следует учитывать, что приостановление деятельности не должно превышать одного года; в противном случае регистрирующий орган вправе направить в суд

заявление о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным. Прекращение деятельности автоматически влечет недействительность свидетельства о регистрации и устава редакции, однако не означает ликвидации редакции как юридического лица, которая должна быть осуществлена по правилам ст. 61-64 ГК РФ.

Издатель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. К ним приравниваются юридические лица и граждане, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. В свою очередь, под издательствами понимаются предприятия, а равно структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, т.е. подготовку, а равно подготовку и выпуск печатных изданий любого вида.

Издатель также заключает договор с редакцией. В нем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами, взаимное распределение издательских прав (эта абсолютно неразработанная тема требует отдельного исследования), обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции СМИ и ответственность сторон.

Согласно Закону о лицензировании издательская деятельность подлежит лицензированию. Но означает ли это, что для выпуска печатных СМИ требуется специальная лицензия? Временное положение об издательской деятельности в РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211, с одной стороны, распространяется на все издательства, в том числе выпускающие газеты и журналы, а с другой, - не распространяется на сами газеты и журналы как средства массовой информации. Учредители СМИ вправе создавать либо приобретать издательства. Более того, они должны это делать и получать лицензию, если собираются издавать книги, брошюры, альбомы, плакаты, буклеты, открытки или иные изделия полиграфического производства. Но для выпуска газет и журналов издательская лицензия не требуется ни их редакциям, ни их учредителям.

Но, разумеется, возможна и, более того, широко распространена такая ситуация, когда некое издательство выполняет все или некоторые функции издателя в отношении одной или нескольких газет, не

будучи при этом ни их учредителем, ни редакцией, ни собственником. Например, в столичном издательстве " Пресса-1" печатается немало газет. Все эти печатные СМИ имеют своих владельцев, учредителей, редакции. Поскольку собственно издательской деятельностью они не занимаются, постольку и издательская лицензия им ни к чему.

А вот для издательства " Пресса-1" наличие лицензии обязательно. Такая лицензия дает издательству " Пресса-1" право издавать любую печатную продукцию. При этом лицензиар имеет право приостановить действие лицензии и обратиться в суд с заявлением о ее аннулировании в случае неоднократного или грубого нарушения лицензиатом требований законодательства. Но, разумеется, нарушение требований законодательства редакциями, учредителями или владельцами СМИ никак не может быть основанием для аннулирования лицензии издательства: их ответственность законодательно разведена.

Распространитель. С точки зрения Закона о СМИ распространитель как бы стоит в стороне от учредителя, редакции и издателя. Это видно хотя бы из текста ч. 4 ст. 22, где говорится, что учредитель, редакция и издатель могут заключать различные договоры

между собой, " а также с распространителем". Кроме того, в Законе есть специальные статьи, посвященные статусу учредителя, редакции, издателя, но не о статусе распространителя. Его понятие сформулировано лишь в ст. 2: " Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях".

Говоря об " иных законных основаниях" для распространения продукции СМИ, законодатель имеет в виду изменяющуюся геометрию правоотношений. Дело в том, что Закон о СМИ допускает совмещение правовых статусов учредителя, редакции, издателя, распространителя, причем в самых разных комбинациях. Таким образом: учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции (ч. 5 ст. 18); редакция - в качестве учредителя, издателя, распространителя, собственника имущества редакции (ч. 4 ст. 19); издатель - в качестве учредителя, редакции, распространителя, собственника имущества редакции (ч. 2 ст. 21). Иными словами,

" четырехугольник" может как вырастать до " пятиугольника", так и сокращаться до " точки", когда в одном лице совмещаются статусы учредителя, редакции, издателя, распространителя и собственника имущества.

 

2 ПРАВОВАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал