Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условные зоны (секторы) торговой площади 3 страница
Анализ рынка помогает установить, где находятся потенциальные покупатели, с тем, чтобы сконцентрировать ИМК на наиболее перспективных (с коммерческой точки зрения) направлениях. На огромной территории постоянно меняющегося рынка ни один товар не потребляют повсеместно в одинаковой степени. Поэтому любой разработчик ИМК - и тот, чьи товары расходятся по всей стране, и тот, чьи товары распространяются только в определенных регионах - должен рассматривать рынок как совокупность отдельных рынков, отличающихся друг от друга: некоторые рынки перспективны, и на них можно выгодно работать, другие - малоперспективны, поэтому на них не стоит тратить усилий. Цель анализа рынка - определить местонахождение перспективных рынков и оценить их потенциальную ёмкость для своих товаров. Располагая этими сведениями, разработчик ИМК сможет затем распределить свои усилия между различными рыночными зонами пропорционально их потенциальной емкости, а следовательно, добиться максимального возмещения расходов на рекламу. К основным направлениям анализа рынка относят: 1) анализ региональных различий и 2) анализ потенциального объема сбыта. Климат является основным фактором, объясняющим различия в региональных покупательских предпочтениях. Каждый год весна движется на север, а зима - на юг, постепенно стимулируя покупку сезонных товаров сначала в одном, а затем в другом климатическом поясе. Региональные симпатии и антипатии объясняются также привычками, обычаями и склонностями национальностей, проживающих в определенных местностях. Общенациональным рекламодателям недостаточно просто знать, что продажи их товаров в одних регионах выше, а в других - ниже. Им необходимо доискиваться до изначальных причин такого положения. Если обнаружится, что истинные причины кроются в климате или других местных факторах постоянного характера, не поддающихся контролю, то рекламодатели смогут более четко провести разграничение между бесперспективными и перспективными рынками и соответствующим образом сориентировать свои рекламные усилия. Потенциальный объем продаж - это оценочный показатель возможностей рынка в отношении покупок конкретного товара. Оценка отражает экономические ресурсы региона и указывает масштабы возможностей, но не фактического объема продаж. Оценка выражается в физических единицах, денежных единицах или процентах. Она служит исходным количественным показателем при приведении коммуникативной стратегии в соответствие с возможностями продаж на различных участках рынка. Оценка потенциального объема продаж особенно полезна при решении вопроса о распределении рекламных усилий и выборе средств рекламы. При планировании стратегии ИМК в общенациональном масштабе вначале необходимо дать ответы на два вопроса: 1) на какие рынки нацелить рекламу и 2) сколько средств затратить на каждом рынке. В обоих случаях ответы должны базироваться на оценке потенциального объема продаж. При классификации рынков по показателям потенциального объема продаж и выстраивании их в порядке очередности освоения разработчик ИМК получает больше уверенности в том, что его усилия будут сосредоточены в наиболее перспективных районах. Однако при распределении коммуникативных усилий нельзя руководствоваться только оценками потенциального объема продаж - они не дают возможности дифференцировать рынки по интенсивности конкуренции, возможностям распределения товара и необходимости стимулирования сферы торговли, тогда как такая дифференциация может оказать благоприятное влияние на уровень сбыта, которого может достичь отдельный бизнес. При решении вопросов, где осуществлять коммуникации и как много на это тратить в каждом регионе, необходимо в значительной мере полагаться на здравый смысл.
2.3. Изучение каналов коммуникаций и оценка их эффективности
При выборе средств ИМК, способных наиболее эффективно донести сообщения до нужных лиц, разработчикам системы коммуникаций необходима фактическая информация о размерах и характере аудитории, охватываемой каждым отдельным средством передачи информации. Правильный выбор наиболее эффективных средств передачи обращений в значительной мере определяет успех всей интегрированной маркетинговой коммуникации. От верного решения проблемы зависит, какой численности потенциальных потребителей достигнет сигнал, насколько сильным будет воздействие на них, какие суммы будут затрачены на ИМК и насколько эффективны будут эти затраты. Необходимую информацию для продуманного выбора средств ИМК можно условно разделить на следующие блоки: - отсутствие ограничений у отправителя сообщений на использование средств распространения информации как внутри компании (например, недостаток финансовых средств), так и внешних (например, законодательный запрет на рекламу тех или иных товаров); - соответствие аудитории канала коммуникации целевой аудитории; - соответствие канала коммуникации товару (марке, компании), по поводу которого транслируется сообщение; - соответствие формы обращения и средства его передачи, возможность полностью донести эмоциональный или рациональный мотив до целевой аудитории; - сроки передачи обращения и ответной реакции аудитории, т. е. время, затрачиваемое на подготовку и размещение информации в том или ином канале распространения информации, и соответствие характера потребительской реакции на рекламное воздействие типу распространения продукции и другим характеристикам продаж. Одним из самых важных исследований в области ИМК является исследование эффективности маркетинговой коммуникации. Специалистам в области маркетинговых коммуникаций, отправляющим сообщения с различными коммуникативными целями, необходимо наладить учёт эффективности осуществляемых коммуникаций. Это позволит получить информацию о целесообразности коммуникаций и результативности отдельных видов и средств, определить условия оптимального воздействия коммуникации на целевую аудиторию. Исследование эффективности маркетинговых коммуникаций бывает следующих видов. По измеряемым эффектам различают коммуникативную (психологическую) и экономическую эффективность. Коммуникативная эффективность показывает, какие изменения в сознании целевой аудитории произошли под воздействием маркетинговой коммуникации (в качестве примера в прил. 3 приведена анкета по оценке психологической эффективности рекламы). Экономическая эффективность - рост экономических показателей деятельности компании в результате осуществления коммуникаций. Эффективность по времени также подразделяется на два вида - 1) предтестирование и 2) посттестирование. Предтесты (тесты до начала осуществления коммуникации) проводятся для того, чтобы снизить риск неоправданных затрат и обеспечить поддержку товару (компании) для занятия им прочной позиции путём выявления слабых мест в коммуникативной стратегии, рекламной концепции, коммуникационных обращениях и формирования особенных суждений об их фактической ценности. При посттестировании (тестирование после проведения коммуникативных мероприятий) проверяется эффект коммуникации в реальных условиях, т. е. «прорываются» ли обращения к адресатам, каков процент упущенных представителей целевой аудитории и т.д. Коммуникативный эффект обращений оценивается по следующим позициям: привлекает/не привлекает внимание; способно/не способно передать смысл торгового предложения; способно/не способно создать образ; способно/не способно внушить доверие; способно/не способно сформировать благоприятное отношение; способно/не способно внедрить в память коммерческие аргументы; способно/не способно создать устойчивое впечатление; способно/не способно побудить к действию и т.д. Чтобы отследить изменения в сознании, установках и отношениях к осуществляемым коммуникациям, необходимо проводить регулярный мониторинг, т. е. повторяющиеся непрерывные исследования на базе одного проекта в виде регулярных волн интервьюирования. Мониторинг позволяет получать регулярную информацию о результатах коммуникативного воздействия на представителей целевой аудитории. В частности, успешна ли реклама, на которую были затрачены деньги для достижения поставленной цели, какие меры следует принять, чтобы улучшить эффективность коммуникаций, например: творческое исполнение рекламы; распределение рекламного бюджета во времени, размеры ассигнований по структуре ИМК; использование каналов и средств распространения коммуникаций. Мониторинг даёт возможность выяснить и эффективность коммуникаций конкурентов. Экономическая эффективность маркетинговых коммуникаций определяется на основе соотношения затрат на коммуникации и любого экономического показателя деятельности фирмы: увеличения объёма реализации за период коммуникативной кампании, прибыли, числа покупателей и т.д. Однако топ-менеджмент компании должен определить стратегическую идею относительно того, в какой степени и когда затраты на ИМК должны генерировать компании положительный финансовый результат. Для этого уместно использовать терминологию инвестиционного менеджмента, а именно показатель оценки возврата на инвестиции (далее по тексту - ROI) (от англ. ROI - Return On Investment). Показатель ROI можно рассчитать для некоторых видов маркетинговых коммуникаций. В первую очередь к ним относятся маркетинговые воздействия, стимулирующие на немедленную покупку, а также повышающие лояльность уже состоявшихся покупателей. При обращении к потребителю через прямую почтовую рассылку, заказы по каталогам, заказы по Интернету появляется возможность рассчитать вложенные в коммуникации средства и сравнить их с результатом. Путем замены маркетинговых усилий и осуществления контроля за результатами продаж можно добиться повышения маркетингового ROI. Если осуществлять кратковременные акции повышения уровня продаж (Sales Promotion), то маркетинговый ROI также легко можно рассчитать, поскольку имеются данные о продажах в предшествующий акции период, в период осуществления акции и после ее окончания. CRM-программы, подкрепленные автоматизированной системой сбора информации и управления базой данных, а также программы лояльности позволяют компании идентифицировать клиентов и отслеживать контакты с ними разных оперативных подразделений или отделов по различным каналам и на протяжении долгого времени. Известно, что на бизнес-рынке расчеты экономического эффекта от внедрения таких программ можно определить не только в разрезе товаров или сбытовых подразделений, но и по группам клиентов и отдельным клиентам. Однако на потребительском рынке сделать это бывает сложнее, но информация об отдельных акциях повышения лояльности, например награждение клиентов бонусными баллами, скидками, прочими вознаграждениями, позволяет определить изменения уровня продаж и маркетинговый ROI. Для комплексных маркетинговых программ и масштабных рекламных кампаний рассчитать ROI без существенных погрешностей невозможно. Так, например, практически невозможно оценить имиджевую кампанию, в результате которой объемы продаж не повысились, зато многие представители целевой аудитории запомнили торговую марку (имя компании) и впоследствии стали ее клиентами.
2.4. Проведение маркетинговых исследований специализированными компаниями (аутсорсинг)
Появление в России транснациональных корпораций сопровождалось не только приходом сетевых рекламных агентств, но и международных исследовательских компаний. В то же время на рынке данных услуг присутствуют и так называемые «агентства одного клиента». Это исследовательские компании, которые выполняют исследования для одного или нескольких постоянных заказчиков, чаще всего специализируясь на одном виде исследований. В зависимости от степени «углубления» исследователей в проблемы заказчиков выделяют четыре типа взаимодействия: 1. Предоставление информации. Это наиболее распространенный и простой тип взаимодействия между заказчиком и исследовательской организацией. От исследователей требуется только профессиональный подход к решению проблем сбора и обработки информации, необходимой для принятия решений. 2. Подготовка выводов и рекомендаций. Данный тип взаимодействия предполагает не только реализацию процедур сбора информации, но и ее интерпретацию (т. е. некоторых выводов по ее практическому применению). 3. Разработка алгоритма действий по реализации рекомендаций. Данный тип взаимодействия предполагает сочетание исследовательских и консалтинговых услуг для решения проблемы заказчика. 4. Реализация рекомендаций. Этот тип взаимодействия предполагает создание команды, которая непосредственно участвует в процессах управления предприятием и помогает менеджерам реализовать предложенный алгоритм действий. Российский рынок маркетинговых исследований в настоящее время является практически сформировавшимся. Сегодня около 1400 компаний предлагают услуги по организации маркетинговых исследований. Около 20 из них обладают выручкой более 1 млн долл. в год, около 150 агентств имеют выручку от 500 тыс. до 1 млн долл. Остальные агентства работают с выручкой до 500 тыс. долл. в год. Согласно экспертным оценкам, «первая десятка» агентств контролирует около 40 % рынка маркетинговых исследований. По данным исследования Ассоциации региональных исследовательских центров, проведенного в 2013 г., наиболее известными исследовательскими компаниями, являются: 1. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) - компания, которая более 25 лет является главным источником информации об общественном мнении России. Опросы по заказам федеральных и региональных органов государственной власти, а также электоральные и политические исследования остаются приоритетной сферой деятельности компании, но при этом две трети заказчиков - это коммерческие и некоммерческие структуры. ВЦИОМ является многопрофильной исследовательской компанией полного цикла. ВЦИОМ активно и успешно работает в сфере экспертизы товарных знаков, брендинговых и корпоративных исследований, медиа-измерений, потребительского поведения на различных рынках. 2. Левада-Центр - российская негосударственная исследовательская организация имени Юрия Левады, известного российского социолога. Центр проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования. Левада-Центр располагает интервьюерской сетью в 67 регионах России, в странах СНГ и Балтии. 3. РОМИР - исследовательский холдинг, который является эксклюзивным представителем в России крупнейшей международной ассоциации исследователей - Gallup International. РОМИР, проводит все виды маркетинговых исследований: личные и телефонные интервью, фокус-группы, глубинные и экспертные интервью, этнографические исследования, исследования с использованием технологии Eye-Tracking, мобильных технологий и т.д. Помимо заказных исследований РОМИР проводит ряд инициативных проектов: исследование социальных проблем, анализ СМИ и медиарынков, мониторинг Интернет, омнибусные исследования и др. С 2007 г. РОМИР поддерживает исследовательскую платформу SCIF (Shopper-Centric Information Flow), основанную на данных панели потребления российских домохозяйств. Благодаря SCIF компания имеет возможность практически моментально получать объективную и верифицированную информацию о покупках, их объемах и ценах, покупателях и их медийных предпочтениях, торговых точках и географии их расположения, а также решать самые сложные маркетинговые задачи: мониторинг запуска нового продукта, оценку эффективности различный акций по продвижению товара. В состав РОМИР входят более 20 филиалов и совместных компаний из основных регионов России и стран евразийской зоны. Все региональные компании работают под единым брендом. Маркетинговые исследования в настоящее время составляют 95 % от общего объёма проводимых РОМИР проектов[1]. Кроме того, «ЦИРКОН», исследовательские компании TNS Russia, Synovate Comcon, Gfk RUS, «Бизнес-Аналитика», A/R/M/I Marketing - это также известные исследовательские группы. Организационные структуры исследовательских компаний и перечни проводимых ими исследований очень разнообразны. Какие-то компании могут специализироваться на нескольких или даже одном виде исследований, другие - имеют массу подразделений и выполняют практически любые заказы. Следует отметить, что все эти компании используют фирменные методики проведения исследований, что позволяет стандартизировать отчетность перед организациями - заказчиками исследований.
3. БРЕНДИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 3.1. Характеристики категории «бренд»
Бренд является одним из ключевых понятий в области маркетинга и менеджмента на протяжении уже более ста лет. Можно смело утверждать, что он служит основной опорой продаж, маркетинга, более того, если используется правильная стратегия брендинга, то повышается осведомленность о компании и лояльность к ней. Известный теоретик и практик в области маркетинговых коммуникаций Д. Огилви в свое время дал такое определение: «Бренд - это неосязаемая сумма свойств продукта, его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способов рекламирования. Бренд также является сочетанием впечатлений, которые производятся на потребителя и результатом опыта потребителя в использовании марки товара» (Приводится по: [28, с. 194]). Другой специалист в этой же области П. Темпорал в своей работе «Эффективный бренд-менеджмент» подчеркивает, что бренд существует только в сознании потребителей и без их эмоциональной приверженности продвигаемые на рынке товары и субъекты есть и будут просто обезличенными предприятиями, товарами и услугами. Таким образом, бренд - это совокупность взаимоотношений между товаром и потребителями. Бренд естественным образом связан с понятиями «товар» и «торговая марка» (рис. 4). Понятие «товар» материально, оно отражает свойства, приобретенные в процессе его производства. Основными характеристиками торговой марки, отражающими ее назначение, являются качество и потребительские свойства товара. Бренд формирует образ торговой марки и укрепляет ее в сознании потребителя через коммуникации, символизирующие прямое или воображаемое отношение к товару. То есть бренд формирует в сознании потребителей потребительские свойства товара через символику торговой марки. Эффективная организация маркетинговых коммуникаций, связанных с продвижением торговой марки, позволяет создать и затем укрепить положение бренда в сознании потребителя как ассоциативную связь с определенным товаром. Образ конкретной торговой марки, воплощенный в бренде, способен удовлетворить потребность покупателя через мысли и чувства, хотя и не имеет прямого отношения к реальному или воображаемому потреблению товара. Бренд нематериален, он формирует в потребительском сознании образ товара и торговой марки, который объединяет все то, что покупатель знает, чувствует и воображает по отношению к товару. Однако мнения, чувства, воображение потребительских свойств товара, сформированные брендом в сознании покупателя, невозможно юридически зафиксировать. Содержание же товарного знака формируется на правовой основе и регламентируется, в частности, в России с 2008 г. (раздел 7 часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Именно в этом и заключается различие между брендом и товарным знаком. Понятие «бренд» включает символ бренда и систему отношений потребителя к бренду на основе маркетинговых коммуникаций и другой информации о товаре или торговой марке. Эффективность продвижения бренда (товара, торговой марки) на рынке в конечном итоге зависит от правильности формирования символа бренда и системы отношений бренда с потребителями. Каждый бренд имеет свою индивидуальность, т.е. совокупность специфических, присущих только ему свойств и достоинств, от которых зависят его взаимоотношения с потребителем. Индивидуальность бренда проявляется посредством практического решительного, упорного и настойчивого доказывания позиции и ценности марки и убеждения потребителей в этих преимуществах. Индивидуальность бренда формируют следующие составляющие: 1) умение подкреплять сообщение о торговой марке реальными данными; 2) решительность и упорство в достижении поставленной цели; 3)готовность представить потребителям объективные доказательства о заявленных позициях торговой марки; 4)постоянное совершенствование характеристик продукции (товара или услуги); 5)поддержание высокого уровня качества продукции; 6)способность создавать эффективное коммуникационное обеспечение, удовлетворяющее потребностям покупателя; 7) способность создавать и отстаивать безукоризненную репутацию торговой марки компании; 8) эффективные информационные мероприятия, направленные на испытание, обмен товара на уровне современного образца, обеспечивают гарантийное обслуживание и высокий уровень сервиса. Таким образом, индивидуальность бренда - это совокупность особенностей, способствующих самоотождествлению потребителя с торговой маркой, которое проявляется в покупательском поведении. Торговая марка, обладающая такими характеристиками, относится к сильным брендам, т. е. способна притягивать к себе потребителей. При определении содержания бренда необходимо учитывать многоаспектность его интерпретации. В связи с этим целесообразно рассмотреть сущность бренда с двух позиций: с позиции компании-производителя (продавца) и с позиции потребителя. Если бренд интерпретируется в рамках подхода с позиции компании, то он преимущественно рассматривается: как идентификационная система, как инструмент снижения рисков, как марочный контракт (обещание) или как носитель добавленной ценности. Когда же бренд анализируется с позиций потребителя, то его содержание интерпретируется как целостный образ в восприятии покупателей, как специфичные взаимоотношения между ним и покупателями. Сущностное отличие бренда следует искать, прежде всего, не в элементах его внешней узнаваемости, а главным образом в содержании бренда, доставляющего уникальные ценности до целевого потребителя. Ценность бренда формируется сочетанием уникальных свойств товара и определяется как соотношение выгод и благ от приобретения бренда и всех затрат, которые необходимо осуществить в связи с владением и эксплуатацией продукта. Большинство авторов, исследующих данную проблему, к основным выгодам относят функциональные выгоды, которые основаны на свойствах и функциональности товара, и психологические выгоды, фокусирующиеся на нематериальных свойствах продукта. К нематериальным выгодам специалисты относят, как правило, эмоциональные и символьные выгоды. Помимо выгоды удовлетворения потребности в самовыражении, которая относится к символьным выгодам, к последним добавляют и выгоду от удовлетворения потребности в социальном одобрении. Таким образом, бренд может предлагать потребителю следующую совокупность выгод, представленных на рис. 5. Общепризнанно, что символические образы продуктов и услуг зачастую более важны для успеха, чем их реальные физические атрибуты и характеристики. Данное утверждение особенно актуально в том случае, когда рынок настолько насыщен, что потребители, принимая решение о покупке, полагаются больше на имидж бренда, чем на его физические характеристики. Внешние идентификаторы бренда, которые дают возможность отличать бренд по внешним признакам среди марок-конкурентов, составляют форму, внешнюю оболочку бренда. Внутренние же идентификаторы, по которым потребитель определяет соответствие ценностей бренда своим собственным установкам (проецирует собственное содержание на внешний объект), составляют содержание бренда (рис. 5). Разработка внутренней идентичности (содержания) бренда подразумевает определение ценностей, которые данная марка символизирует и к которым готов присоединиться потребитель. Идентичность бренда является краеугольным камнем стратегии бренда. Она намечает направление развития, характеризует цели и предназначение бренда. Д. Аакер, теоретик в области брендинга, определяет так идентичность бренда: «Это - уникальный набор марочных ассоциаций, который стремится создать или поддерживать разработчик бренда». Особое значение идентичности бренда объясняется тем, что она является стратегической концепцией персоналий бренда, отражает уникальные для него характеристики, играет ключевую роль в процессе узнавания бренда потребителем, формирует его неповторимость (рис. 6). Специалисты, которые управляют брендами, стремятся добиться соответствия (гармонии) между его формой и содержанием.
3.2. Сущность брендинга. Принципы и этапы эффективного брендинга
Все действия, связанные с созданием, продвижением и развитием бренда, объединяют термином «брендинг». В русском языке трудно найти слово, которое могло бы вместить в себя его значение. «Брендинг» можно перевести как «управление стратегией брэнда или торговой маркой». Этот процесс включает построение, развитие и управление маркой, критериями которого могут служить: «известность», «устойчивость», «лояльность потребителей», «территория» марки. Например, В. Тамберг и А. Бадьин, известные специалисты в области брендинга в России, определяют брендинг как «процесс создания и последующего управления уникальным объектом потребления, который является привлекательным для потребителя и служит носителем добавленной стоимости». Результатом эффективной активности в этом направлении является придание торговой марке весомых конкурентных преимуществ. Брендинг - беспрерывный процесс, сопровождающий торговую марку на протяжении всего времени ее существования. Конкурентоспособность бренда сохраняется, если он эволюционирует и совершенствуется. Поэтому брендинг предполагает определение перспектив для динамичного развития и адаптацию его к изменяющимся рыночным условиям. Основная задача брендинга - построение сильного бренда (strong brand или brand strength). Сильным брендом считается такой бренд, который знают и могут отличить от других марок по ключевым элементам более 60 % потребителей данной товарной категории. Если бренд знают и различают от 30 до 60 % потребителей, то его можно назвать развивающимся брендом (причем это развитие может идти как в большую, так и в меньшую сторону). Если же бренд знают и различают среди конкурентов менее 30 % потребителей, то основная задача брендинга не может считаться решенной. К основным принципам эффективного брендинга, которые должны быть реализованы благодаря процессу интеграции всех коммуникационных процессов и координации всех мероприятий, связанных с брендом, относятся следующие: 1.Лидерство в категории. Сильный бренд является одним из лидеров на рынке либо по количеству покупателей (количество покупателей бренда четко зависит от количества знающих бренд), либо по объемам получаемой прибыли (у развитого бренда потребителей может быть меньше, чем у конкурентов, но благодаря разнице в цене эти потребители приносят развитому бренду больше денег). Сильный бренд может быть лидером и по обоим критериям. 2.Обеспечение долгосрочности и инвестиционной надежности. Сильный бренд имеет долгосрочную перспективу и является надежным вложением инвестиций. 3. Устойчивость к отсутствию коммуникационной поддержки. Потребление сильного бренда на фоне прекращения коммуникационных кампаний снижается очень медленно в отличие от неразвитых брендов. 4.Минимизация удельных расходов на массовые коммуникации. Удельные расходы на массовую коммуникацию (в первую очередь на рекламу) для сильного бренда гораздо меньше, чем для неразвитого (абсолютные затраты развитого бренда могут быть гораздо больше, чем у конкурентов, хотя обычно для удержания лидирующих позиций нужно меньше финансирования, чем на вхождение на рынок, но в любом случае в пересчете на количество потребителей развитого бренда затраты ниже). 5. Формирование лояльных потребителей. Сильный бренд обладает выраженной лояльностью (обычно, более 40 % тех потребителей данной товарной категории, которые имели опыт использования данного бренда, потребляют данный бренд чаще всего). 6. Принцип единообразного восприятия бренда. Важной характеристикой сильного бренда является единообразие того субъективного описания бренда, которое дают ему потребители. То есть все потребители на рынке должны покупать данный бренд, исходя из одного мотива (обычно он представлен в массовой коммуникации). В этой связи одним из важных правил брендинга является необходимость использования названия бренда только в именительном падеже. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы имя бренда употреблять без названия продукта (ни у кого нет необходимости говорить «напиток Coca-Cola» - все и так понимают, что это такое). 7. Усиление конкурентоспособности или малая уязвимость перед конкурентами. В силу того, что кратковременная человеческая память ограничена, потребитель не может удерживать в ней одновременно все бренды, которые представлены на рынке. Проводимые в России замеры уровня спонтанного знания марки (ответ на вопрос: «Какие марки в данной товарной категории вы знаете?») показывают, что на любом рынке товаров массового спроса есть место для 5-6 развитых брендов, не больше. А больший выбор потребителю и не нужен - он не сможет удержать его в памяти. В настоящий момент на российском рынке большинство товарных категорий товаров массового спроса представлено максимум 3-4 позициями.
|