![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и сущность ПР
Паблик рилейшнз (PR) - это мероприятия, имеющие целью посредством определенных действий создать психологический климат понимания и взаимного доверия между предприятием и его различными аудиториями. В современных условиях никакое правительство, предприятие, компания не могут успешно действовать без сотрудничества со своей общественностью, т.е. со своими работниками, партнерами и потребителями. Эта общественность может быть местной или зарубежной, но в любом случае успех определяется взаимопониманием. Взаимопонимание требует двустороннего общения. Политика PR для производителя должна включать как внутреннюю деятельность для оценки поведения компании с целью определения нужных действий, улучшающих её образ и «коммерческое лицо», так и внешнюю деятельность - информирование общественности о компании и ее достижениях. Известно, что общественность может не только способствовать, но и препятствовать компании в достижении поставленных целей. Цель большинства акций PR: 1) убедить людей изменить своё мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации; 2) сформировать общественное мнение, если его нет; 3) усилить существующее мнение общественности. Общественность - это конкретное устойчивое множество индивидов, объединенных на какое-то время единой целью (работники банков, акционеры, журналисты, работники налоговых служб, окрестные жители, собственные работники и служащие, члены совета директоров, демонстранты в центре города, посетители ресторана, пассажиры вагона метро и вкладчики «кредитного кооператива», - все эти группы представляют собой общественность в конкретных ситуациях). Как известно, деятельность PR направлена на обеспечение желаемого поведения целевых групп общественности, посредством влияния на общественное мнение. Чтобы понимать, что такое «общественное мнение», необходимо различать следующие понятия: 1. Мнение - это оценочное суждение, возникающее на основе индивидуальных представлений, чувств и опыта и выражающее избирательное отношение к чему-либо. В силу этого оно носит субъективный (заинтересованный) характер, который можно охарактеризовать фразой «Врет как очевидец»5. 2. Массовое общество - это общество, в котором господствует массовое производство и потребление, массовые коммуникации и культура как способ социализации, а также гражданское общество, опирающееся на общественное мнение. В решении проблем массового общества доминируют две принципиальные установки: а) люди, скорее всего, грешны, чем праведны, б) прекрасен несовершенный человек. Тем самым снимается ненужная идеализация человека и народа - они активно действуют в конкретных ситуациях и обладают свободой выбора - активностью и творчеством по отношению к социальному миру. 3. Массовое сознание - это социально-психологическое образование, присущее социальным группам и обществу в целом, обусловленное социокультурными условиями их жизни, деятельности и отношений. Оно выступает как «усредненное» жизненно-практическое сознание, формирующееся в общении и взаимодействии людей (народных масс). Процесс его перехода к реальному процессу жизни и выражению в массовом поведении протекает через социальное настроение и общественное мнение. 4. Общественное мнение - это проявление массового сознания, выражающее доминирующее ценностно-оценочное суждение (взгляды, побуждения) социальных групп и общества в целом по отношению к актуальным явлениям, ситуациям и процессам, имеющим социальную значимость. (Во время Конгресса психологов в Геттингене был проведен эксперимент: в зал заседаний ворвался человек в одежде клоуна, преследуемый негром с револьвером в руках. Схватка длилась 20 секунд, затем раздался выстрел, и оба они выбежали. Психологов попросили написать отчет об увиденном (40 психологов). Из них 1 психолог сделал менее 20 % ошибок, 14 - 20-40 %, 12 - 40-50 %, 13 - более 50 % ошибок. 24 в своих отчетах представили чистый вымысел - 10 % описанных деталей.) 5. Массовое поведение (стихийное или институциализированное) имеет место тогда, когда множество людей в одно и то же время выражают прямой способ одинаковой реакции, соблюдая (или игнорируя) законные процедуры и социальный порядок. В силу этого репертуар такого поведения проявляется в различных формах: а) прогрессивной, нейтральной, реакционной; б) активной, выжидательной, бездеятельной, безразличной (пассивной); в) решительной, конформистской (беспринципной, приспособленческой), нерешительной. Из этого следует, что общественность заинтересована в наличии каналов свободного распространения достоверной информации, без которой невозможно адекватное осознание и выражение своих интересов. Направленное формирование общественного мнения с отслеживанием результатов и корректировкой действий становится общепринятым способом завоевания и удержания доверия и поддержкой целевой политики своей общественности и, наоборот, пренебрежительное (неадекватное) отношение к общественности не проходит бесследно, оно оборачивается усложнениями ведения дела (бизнеса), кризисными ситуациями в механизмах управления компанией. В этом случае возникает задача для любой организации - научиться функционировать с учетом общественного мнения и организовывать с помощью PR-специалистов благоприятное отношение к своей деятельности. В настоящее время уже широко признается, что крупная компания несет ответственность перед обществом, в котором она действует. Первая обязанность - оставаться мощной и эффективной на благо акционерам и сотрудникам, внося одновременно ощутимый вклад в экономику и благосостояние страны. За рубежом ещё много лет назад была принята эта философия, которая только сейчас начинает прочно утверждаться в России. Например, компания «Shell» была одной из первых фирм, продемонстрировавших приверженность корпоративной социальной ответственности. Девиз высшего руководства компании: «Социальная ответственность - это хороший бизнес, а хороший бизнес социально ответственен». Социальная ответственность бизнеса проявляется в реализации таких направлений, как: - образование (содействие созданию новых возможностей для молодежи); - культура и искусство (помощь разнообразной творческой деятельности и консолидация общественности); - окружающая среда (поддержка усилий, направленных на защиту окружающей среды и на повышение качества жизни). К основным задачам PR относятся. 1. Обеспечение благожелательной известности предприятия и его продукции (т.е. создание в глазах общественности образа компании, благоприятно отражающегося на ее товарах). 2. Противодействие негативным слухам о предприятии и враждебным акциям конкурентов. 3. Формирование позитивного представления о предприятии как об организации с высокой гражданской (социальной) ответственностью. 4. Укрепление доверия потребителей к компании. 5. Формирование корпоративной культуры предприятия. 6. Осуществление аналитико-прогностической деятельности в целях получения точной информации о реальном положении дел, прогнозе тенденций и внимания к проблемам предприятия. Паблик рилейшнз в зависимости от решаемых задач может быть реализована в различных формах. Для формирования психологического климата понимания и взаимного доверия между компанией и ее различными аудиториями возможно использование прямых контактов с публикой. Прямые контакты с публикой осуществляются посредством мероприятий событийного маркетинга. Событийный маркетинг - это специальные мероприятия и акции, способствующие формированию благожелательной известности компании. Сущность событийного маркетинга заключается в предоставлении человеку возможности сформировать определенное эмоциональное личностное отношение к марке (компании) и таким образом получить реальный опыт общения с ней. С психологической точки зрения это объясняется следующим образом. 1. Человек лучше запоминает то, что пережил на чувственном уровне. 2. Человек начинает «олицетворять» марку и испытывает благодарность за предоставленные возможность и опыт общения с ней. 3. Публика лучше воспринимает то, о чем производитель говорит «ненавязчиво», поскольку участие в специальном событии происходит добровольно и у людей сохраняется ощущение собственного выбора. Необходимо заметить, что событийный маркетинг является частью единой коммуникационной стратегии. Решение о проведении таких мероприятий принимается каждым предприятием самостоятельно. К видам мероприятий событийного маркетинга относятся: 1. Информативные (обучающие семинары, конгрессы, круглый стол, конференции). 2. Развлекательные (выпуск первой партии товара; награждение тысячного покупателя; день рождения компании). 3. Досуговые - ориентированные на общение и развлечения (концерты; фестивали; праздники). Посредством инструментария событийного маркетинга достигаются следующие цели. 1. Построение успешного бренда. 2. Создание нового информационного повода для PR-кампании. 3. Яркий запуск продукта на рынок. 4. Позиционирование марки, управление имиджем компании. 5. Продвижение марки благодаря продвижению события-бренда. 6. Формирование лояльных групп потребителей. 7. Продвижение товаров импульсного спроса. 8. Повышение продаж в долгосрочном периоде. 9. Создание word-of-mouth эффекта. 10. Формирование «командного духа» среди сотрудников. Принципиальные отличия событийного маркетинга от любой другой маркетинговой активности состоят в следующем: 1) событийный маркетинг позволяет компаниям своевременно уделять внимание клиентам, которые находятся на стадии принятия решений в отношении продуктов и услуг; 2) событийный маркетинг является своеобразным миксом ATL, BTL и PR, благодаря чему воздействует сразу по нескольким коммуникационным каналам; 3) раскрученное событие само становится брендом, что позволяет широко использовать его при построении дальнейшей стратегии компании; 4) мероприятие событийного маркетинга имеет «долгоиграющий» эффект, поскольку начинается задолго до события в анонсах, афишах, пресс-конференциях и продолжается в последующих сообщениях в СМИ; 5) участники событийного маркетинга могут рассматриваться как большая фокус-группа, на которой компания апробирует свои предложения. В ходе мероприятия специалисты накапливают знания о потребителе, в ряде случаев позволяющие избежать лишних расходов на исследования; 6) на мероприятии событийного маркетинга можно организовать прямые продажи товара; 7) высокая креативность и гибкость, заложенные в событийном маркетинге, позволяют выстраивать оригинальные программы для компаний различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями; 8) использование событийного маркетинга возможно там, где реклама запрещена или не действует. Не случайно, что история развития событийного маркетинга в России началась с отраслей, где присутствуют различные правовые ограничения на рекламу. Доля событийного маркетинга в общем объеме отечественного рынка BTL-услуг составляет всего около 15 %, тогда как за рубежом расходы на организацию подобных мероприятий достигают 65 % всего рекламного бюджета. В последнее время наметились положительные изменения: всё больше российских компаний вкладывают средства именно в событийный маркетинг. Примером одного из видов мероприятий событийного маркетинга является тематический фестиваль (праздники). В Великобритании в замке Эксетера ежегодно проводится фестиваль продуктов и напитков страны. Мастер-классы по кулинарии и дегустации вин, ознакомительные семинары и интригующие шоу - часть мероприятий программы этого фестиваля. А в таких городах Италии, как Флоренция, Болонья, Виареджо, Перуджа, Турин организуются фестивали шоколада. Ознакомление с шедеврами кондитерского искусства итальянских фабрик, дегустация сладостей, выступление популярных ансамблей становится непринуждённым инструментом продвижения той или иной продукции, повышает узнаваемость продуктовых марок среди потребителей. Более того, это и прекрасная возможность проведения акции по стимулированию продаж. Исходя из указанных преимуществ мероприятий событийного маркетинга, российские производители с успехом перенимают опыт западных тематических фестивалей. Так, в Санкт-Петербурге ежегодно проводится несколько тематических массовых праздников: Молочный фестиваль, День хлеба, День мороженого. Участие в праздниках - это своеобразная возможность обойти некоторые проблемы. Так, компаниям, деятельность которых подпадает под действие Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», в частности производителям и поставщикам алкоголя или табачных изделий, событийный маркетинг предоставляет почти неограниченные возможности для продвижения их продукции. Весьма креативным подходом к организации тематических фестивалей отличается радиостанция «Авторадио». В числе проведенных ею мероприятий - День автомобилиста, участие в программах администрации и президентских проектах - празднование приезда главного Деда Мороза страны, чемпионат по гонкам «Формула Авторадио», а также чемпионат по мини-футболу, посвященный 70-летию ГИБДД. Но наибольшим успехом пользуется проект «Дискотека 80-х», благодаря которому об «Авторадио» стали говорить не только в народе, но и в СМИ. Отношения со средствами массовой информации (СМИ) - это чрезвычайно важный фактор при формировании психологического климата понимания и взаимного доверия между предприятием и его различными аудиториями. Средства массовой информации не только создают и транслируют образы, влияющие на отношения и поведение людей, но и выполняют несколько весьма важных функций, среди которых: информационная; социальной ориентации; формирования общественного мнения и общественных настроений; социальной идентификации, помогающей осознать причастность к одним группам и отмежеваться от других; функция контакта с другими людьми; функция самоутверждения; утилитарная (помогает в решении различных практических задач); функция эмоциональной разрядки; воспитательная, влияющая на эталоны поведения и отношений. Огромные возможности средств массовой информации, их влияние, разумеется, привлекли внимание различных деловых кругов, которые стали стремиться включить их в систему PR-взаимодействий, с тем, чтобы с их помощью формировать свой имидж, влиять на психологические установки, создавать образ доверительных или равноправно партнерских отношений, осуществлять обмен ценностями. Примером тому паблик рилейшнз, рассматривающий СМИ именно как одну из своих посреднических подсистем в общей системе PR-управления, которая необходима для осуществления «диалога с общественностью», влияния на его интересы и потребности для их окончательного результата. В книгах и пособиях по PR есть такая фраза: «Средства массовой информации продуцируют и распространяют необходимую информацию...» Это в целом справедливая, но немного наивная точка зрения. Дело в том, что реально СМИ являются абсолютно самостоятельными системами со своими внутрисистемными целями и интересами, поэтому в PR-взаимодействиях они выступают как равноправные, но ситуативные партнеры. Данное партнерство обычно базируется на взаимной выгоде, намного реже - на идейной основе. Следовательно, задачами PR-служб является согласование интересов не только с «общественностью», но еще и со средствами массовой информации. С помощью СМИ возможно проведение следующих мероприятий. 1. Телевизионный репортаж о деятельности предприятия или каком- то событии. 2. Теле- и радиоинтервью с представителем предприятия (как правило, во всех интервью им должен быть один и тот же человек - «спо- ук-персона»). Интервью-факт - простейшая, максимально локализованная форма экранного диалога, цель которого - выявление (подтверждение, проверка, уточнение) социально значимого факта от лица, непосредственно к нему причастного. Интервью-факт часто включается в состав информационных выпусков, в ежедневную хронику. Интервью-мнение (проблемно-аналитическое интервью) - это диалог с целью выявления мнения авторитетного лица по проблеме, содержащий элементы анализа и аргументации. Граничит с аналитической публикацией. Портретное интервью - диалог с целью раскрытия индивидуальности интервьюируемого, создания в процессе беседы его образа. Эта разновидность интервью близка к жанру художественной публицистики. 3. Пресс-конференция (разновидность интервью с многочисленными интервьюерами, задающими вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в определенной области лицам). 4. Создание фильма о деятельности компании. 5. Видеоконференция. 6. Ньюз- или пресс-релиз - сообщение, содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории. Например, о проведении учебных семинаров, об открытии нового зарубежного представительства, о предоставлении нового вида услуг. Бэкграундер может дополнять пресс-релиз. 7. Занимательная статья - ее цель не информировать, а развлекать. Служит для информирования читателя в легкой, развлекательной форме. 8. Кейс-история - рассказ о благоприятном использовании потребителем товара (услуги) компании или о разрешении проблемной ситуации. Обычно составитель такой истории работает на компанию, которая заинтересована в продвижении товара. 9. Именные или авторские статьи - статьи, которые подписаны должностным лицом конкретной компании, но, как правило, написанные специалистами в области PR. Использование подписи руководителя придает публикации престижность, а также позволяет корпоративным спикерам высказывать свои взгляды в более авторитетной форме. 10. Обзорные статьи - интегрируют опыт нескольких компаний в отрасли. Публикуются в тех случаях, когда издания недружелюбно настроены к продвижению отдельной компании. В результате известность слабых компаний, благодаря включению материалов о них в такие статьи, может существенно повыситься. Спонсорство - предложение средств (как правило, материальных и финансовых) в обмен на ожидаемую пользу (имидж, доверительные отношения и др.). При организации взаимодействия со СМИ следует сформулировать несколько вопросов с ответами на них. Только после этого можно вступать в контакт с журналистами. В практике маркетинговых коммуникаций существует одно очень важное правило, которое полностью справедливо и для PR-практики: единичные акции никогда не дадут желаемого результата. Следовательно, акции с привлечением СМИ должны проводиться преимущественно в виде информационных кампаний. Поэтому в PR-взаимодействиях со СМИ особое внимание следует уделять организации и проведению информационных кампаний, сопровождающих PR-акции. Поскольку в организационном отношении информационные кампании чаще всего не продуманы, то этот вопрос требует отдельного рассмотрения. По своим целям и характеристикам информационные кампании бывают: - стратегическими и тактическими (например, формирование имиджа, поддержка программ и др.); - долгосрочными и кратковременными; - массированными и отдельными; - глобальными и локальными; - направленными на массовое сознание («Мы - россияне...»), групповое («Мы - военнослужащие...») и индивидуальное («Я как гражданин...»), обыденно-практическое («Мне как жителю...»). Информационные кампании, связанные с реализацией PR-целей, могут быть различными по виду, однако предпочтение следует отдавать только адресным, особенно тем, что направлены преимущественно на уровень обыденно-практического сознания.
|