Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к структурным элементам магистерской диссертации






На титульном листе диссертации указываются:

- полное наименование выпускающей кафедры, вуза, вышестоя­щей организации;

- тема работы;

- шифр и наименование направления и магистерской программы;

- ФИО магистранта, его подпись;

- ФИО, ученая степень, звание научного руководителя, его подпись;

- ФИО, ученая степень, звание рецензента, его подпись;

- ФИО, ученая степень, звание заведующего кафедрой, его подпись.

Структура и содержание введения магистерской диссертации

Объем введения – до 4 страниц.

Актуальность темы исследования формулируется предельно кон­кретно, кратко (до 1, 5 страниц), содержит оценку состояния решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы, обоснование необ­ходимости проведения исследования и для развития соответствующей отрасли науки, и для решения практических задач.

Проблема исследования - это заявка на поиск, это тот вопрос, ко­торый надо решить в предстоящем исследовании, чтобы усовершенст­вовать образовательный процесс. Сущность проблемы - противоречие между сложившейся практикой (устоявшимися методами, приемами, организацией учебного процесса) и теми результатами, которые дает практика, но которые перестали соответствовать современным требо­ваниям. Проблема имеет место и там, где обнаруживается «белое пят­но» (неисследованный вопрос, направление и др.) в теории или практи­ке обучения.

Цель и задачи исследования. Цель исследования есть обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах на­учного поиска. Цель исследования вытекает из правильно сформулиро­ванной темы и видится в решении основной проблемы диссертационно­го исследования, обеспечивающем внесение заметного вклада в теорию и практику образовательного процесса.

Специалисты предупреждают: не следует формулировать цель (как и задачи) как «изучение», «исследование», так как эти слова ука­зывают лишь на средство достижения цели (или на решение задачи), но никак не на саму цель (задачу). В соответствии с целью выделяются 3-4 исследовательские задачи, которые необходимо решить для дости­жения цели.

Объект исследования определяется как конкретный фрагмент ре­альности, образовательного процесса, где существует проблема, подвер­гающаяся непосредственному изучению.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства изучае­мого объекта (его конкретная часть, один из аспектов), анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

Гипотеза исследования - обоснованное предположительное суж­дение о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов. Это предположение о том, как, ка­ким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

Теоретико-методологическая (-ие) основа (-ы) исследования - указание имен (и научных трудов) известных авторов в исследуемой магистрантом области.

Методы исследования. Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, способы построения системы научного знания. Магистрант сообщает, какими именно методами познания он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов

Опытно-экспериментальная база исследования. Указывается обра­зовательное учреждение, в котором была проведена экспериментальная работа.

Положения, выносимые на защиту, формулируются таким обра­зом, чтобы было видно, что именно защищается. Следует называть не просто результаты анализа, а то, что из этого анализа следует, какая за­кономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта мето­дика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ исследования, позволяет получать ранее недоступные сведения; не просто, что получены новые материалы или разработаны новые тех­нологии, а то, что эти материалы обладают новыми свойствами или эф­фективными характеристиками.

Практическая значимость результатов исследования. В работе, имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, - сведе­ния о практическом применении полученных результатов или рекомен­дации по их использованию.

Апробация результатов диссертации. Указывается, на каких кон­ференциях, совещаниях, семинарах и др. докладывались результаты ис­следования, изложенные в работе.

Публикации. Представляется перечень тех опубликованных работ (2-3) магистранта, в которых изложены полученные лично автором ос­новные результаты исследования.

Структура и объем диссертации. Приводится краткий перечень структурных единиц диссертации; охарактеризовать каждый структур­ный компонент. Указывается полный объем диссертации в страницах: 80 - 90 страниц машинописного текста (135.000 знаков), (без приложе­ния).

Содержание основной части диссертации

Основная часть диссертации представлена двумя (как правило) главами.

Глава 1 - теоретическое исследование - содержит результаты ана­лиза состояния изученности данной проблемы в науке. В первой главе необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические пози­ции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направ­лениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследован­ных аспектах или спорных вопросах. В заключение первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования,

При написании этой главы магистрант обязан делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы обя­зательны и должны быть краткими.

Глава 2 (или 2 и 3) - экспериментальное исследование - с одержит обоснование и описание процедуры и методов собственного исследова­ния магистранта. Здесь представлена характеристика выборки, описа­ние контрольной и экспериментальной групп, пространства исследова­ния, собранных материалов; содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание средств обработки данных. В практической части работы да­ется описание результатов эмпирического исследования или экспери­мента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Содержание заключительных компонентов диссертации

Заключение представляет собой своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровер­гающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпириче­ской части исследования. Выводы целесообразно представлять в струк­турированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов - от более общих, отвечающих на поставленную в исследова­нии проблему, к более частным. Заключение может завершаться пред­положениями по поводу дальнейших возможностей исследования дан­ной проблемы.

Список использованной литературы представляет собой нумеро­ванный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а так­же иная литература по проблеме исследования.

Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.. Если приложений несколько, то указывается их номер, на кото­рый даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков — каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в прило­жении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложе­ния продолжает нумерацию работы в целом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал