![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к структурным элементам магистерской диссертации
На титульном листе диссертации указываются: - полное наименование выпускающей кафедры, вуза, вышестоящей организации; - тема работы; - шифр и наименование направления и магистерской программы; - ФИО магистранта, его подпись; - ФИО, ученая степень, звание научного руководителя, его подпись; - ФИО, ученая степень, звание рецензента, его подпись; - ФИО, ученая степень, звание заведующего кафедрой, его подпись. Структура и содержание введения магистерской диссертации Объем введения – до 4 страниц. Актуальность темы исследования формулируется предельно конкретно, кратко (до 1, 5 страниц), содержит оценку состояния решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования и для развития соответствующей отрасли науки, и для решения практических задач. Проблема исследования - это заявка на поиск, это тот вопрос, который надо решить в предстоящем исследовании, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Сущность проблемы - противоречие между сложившейся практикой (устоявшимися методами, приемами, организацией учебного процесса) и теми результатами, которые дает практика, но которые перестали соответствовать современным требованиям. Проблема имеет место и там, где обнаруживается «белое пятно» (неисследованный вопрос, направление и др.) в теории или практике обучения. Цель и задачи исследования. Цель исследования есть обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Цель исследования вытекает из правильно сформулированной темы и видится в решении основной проблемы диссертационного исследования, обеспечивающем внесение заметного вклада в теорию и практику образовательного процесса. Специалисты предупреждают: не следует формулировать цель (как и задачи) как «изучение», «исследование», так как эти слова указывают лишь на средство достижения цели (или на решение задачи), но никак не на саму цель (задачу). В соответствии с целью выделяются 3-4 исследовательские задачи, которые необходимо решить для достижения цели. Объект исследования определяется как конкретный фрагмент реальности, образовательного процесса, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению. Предмет исследования - наиболее существенные свойства изучаемого объекта (его конкретная часть, один из аспектов), анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Гипотеза исследования - обоснованное предположительное суждение о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов. Это предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Теоретико-методологическая (-ие) основа (-ы) исследования - указание имен (и научных трудов) известных авторов в исследуемой магистрантом области. Методы исследования. Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, способы построения системы научного знания. Магистрант сообщает, какими именно методами познания он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов Опытно-экспериментальная база исследования. Указывается образовательное учреждение, в котором была проведена экспериментальная работа. Положения, выносимые на защиту, формулируются таким образом, чтобы было видно, что именно защищается. Следует называть не просто результаты анализа, а то, что из этого анализа следует, какая закономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ исследования, позволяет получать ранее недоступные сведения; не просто, что получены новые материалы или разработаны новые технологии, а то, что эти материалы обладают новыми свойствами или эффективными характеристиками. Практическая значимость результатов исследования. В работе, имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, - сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Апробация результатов диссертации. Указывается, на каких конференциях, совещаниях, семинарах и др. докладывались результаты исследования, изложенные в работе. Публикации. Представляется перечень тех опубликованных работ (2-3) магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования. Структура и объем диссертации. Приводится краткий перечень структурных единиц диссертации; охарактеризовать каждый структурный компонент. Указывается полный объем диссертации в страницах: 80 - 90 страниц машинописного текста (135.000 знаков), (без приложения). Содержание основной части диссертации Основная часть диссертации представлена двумя (как правило) главами. Глава 1 - теоретическое исследование - содержит результаты анализа состояния изученности данной проблемы в науке. В первой главе необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В заключение первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования, При написании этой главы магистрант обязан делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы обязательны и должны быть краткими. Глава 2 (или 2 и 3) - экспериментальное исследование - с одержит обоснование и описание процедуры и методов собственного исследования магистранта. Здесь представлена характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп, пространства исследования, собранных материалов; содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание средств обработки данных. В практической части работы дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы. Содержание заключительных компонентов диссертации Заключение представляет собой своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы целесообразно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов - от более общих, отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы. Список использованной литературы представляет собой нумерованный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме исследования. Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.. Если приложений несколько, то указывается их номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков — каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию работы в целом.
|