Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения:






Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения:

- изоляторы временного содержания (срок содержания до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений – до 30 суток);

- следственные изоляторы (СИЗО) - содержания обвиняемых и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу.

учреждения, исправляющие наказание:

исправительно-трудовые колонии (ИТК) – основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы. ИТК делятся на мужские и женские (общего и строгого режима);

воспитательно-трудовые колонии (ВТК) для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года);

– тюрьмы-учреждения с наиболее суровым режимом содержания, установлено два вида режима – общий и строгий – в пределах одного учреждения;

– исправительно-трудовые колонии-поселения – места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы.

Уголовный кодекс предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России:

– арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев;

– мест отбытия ограничения свободы.

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в Федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Главной целью социальной работы в исправительных учреждений является сохранение и восстановление здоровья лиц, содержащихся в учреждениях.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

К задачам социального работника  в пенитенциарных учреждениях относится содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным (основными заболеваниями являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

- работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (например, страхов) и организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения.

Объект- лицо с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью.

Субъект   — сотрудники  исправительных учреждений,   социальные   педагоги (воспитатели).

Подготовка осужденных к освобождению:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации;

- разъяснение основных положений Закона, в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

Проблемой, связанной с собственной семьей осужденного является реализация устойчивого стереотипа этого поведения, если он конечно сформирован. Работа с осужденными показывает, что апелляция к ответственности перед близкими родственниками в случае допущения нарушения (при водворении в штрафной изолятор, осужденный, по закону лишается права на переписку, свидания и телефонные переговоры) часто не дают результата. Осужденный скорее склонен пожертвовать спокойствием своих близких, чем отказаться от установки, повышающей его самолюбие.

Объективным «фоном» социальной работы с семьей осужденного являются как материально-бытовые, эмоционально-психологические, педагогические особенности семьи, так и собственно реакция родственников на совершение сородичем преступления. Как правило, близкие родственники реагируют на преступное поведение двояко: либо относятся к нему как к закономерному явлению в жизни сородича, либо рассматривают случившееся как чрезвычайное происшествие.

Проблема социальной работы с несовершеннолетними осужденными требует, прежде всего, тщательного изучения социальной среды, в которую попадают подростки, а именно воспитательную колонию(возможность для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни). Колонии травмирует неокрепшую психику подростков, возраст которых 14-18 лет. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности.

Деятельность социального работника направлена на обеспечение благоприятных условий для адаптации осужденных к условиям лишения свободы, осуществление социальной защиты осужденных в период отбывания наказания, решение социальных проблем, восстановление и укрепление социально полезных связей, содействие в трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

Социальная работа с осужденными женщинами:

- разрешить трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни после освобождения многим очень сложно, осужденным женщинам необходима специальная комплексная правовая, психологическая, педагогическая, социальная помощь, система которой составляет суть и особенности социальной работы с ними.

Деятельность специалиста по социальной работе начинается с прибытия женщин в исправительное учреждение, связана с интенсивной подготовкой их к освобождению.

Социальная работа направлена на выявление проблем и адаптацию осужденных к исправительному учреждению. По результатам диагностики составляются психологический портрет, карта ресоциализации конкретной осужденной и социальный паспорт.

С осужденной-матерью специалисты проводят индивидуальную работу: программа первичного изучения личности матери предусматривает анализ социально-демографических данных, конкретных условий и обстоятельств ее воспитания, формирования и развития, выявление факторов риска (наследственных, семейных, социальных), качеств, в своей совокупности закономерно обуславливающих преступное поведение, осуждение и последующее наказание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал