![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии социальной работы на промышленном предприятии.
Промышленное предприятие – основное (первичное) звено народного хозяйства, здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства, создаются материальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан. Промышленное предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Главная цель промышленной коммерческой организации – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества. Задачи социальной работы на предприятии можно отнести: создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности, т.е. трудовая самореализация, реализация личностного потенциала; активная адаптация и реадаптация работника на предприятии; профилактика и предупреждение социально нежелательных явлений; организация научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии; разработка и реализация социальных программ; социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия; социальная поддержка работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; осуществление социального мониторинга. Социальные функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, практическая, управленческая. Принципы: 1) опоры на собственные силы — предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем; 2) гарантированности — обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы; 3) адресности — оказание помощи конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации; 4) социального реагирования — выявление социальных проблем работников и принятие мер по их решению; 5) профилактической направленности — необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека; 6) выделения социальных ресурсов — выделение для оказания помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит от социально-экономических возможностей предприятия; 7) включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Основные направления социальной работы: социальную защиту, социальное обеспечение и социальную поддержку работников предприятия; медико-социальную работу; культурно-просветительскую, образовательную и спортивную работу. Важнейшим и наиболее мощным социальным (социально-организационным) институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из множества разных институтов. С точки зрения социальной защиты их делят на три группы: страховые компании и различные специализированные фонды; благотворительные организации; различные общественные, политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев, государство берет на себя ответственность за обеспечение населения социальной поддержкой и социальной помощью. Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договоры и т.д. Главным таким институтом является профсоюзная организация. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. В настоящее время появились новые рабочие организации — «независимые» профсоюзы (выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур). Основная деятельность как «зависимых», так и «независимых» профсоюзов в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и выработке на этой основе приемлемых решений. Социальное партнерство как разновидность социально-трудовых отношений сформировалось только в Новейшее время - направлено обеспечивать баланс интересов основных социальных групп общества, сотрудничество участников общественного производства путем достижения разумного компромисса между ними. Субъектами социального партнерства являются предприниматели и наемные работники, связанные вопросами спроса и предложения рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда. Субъекты системы социального партнерства — это непосредственно взаимодействующие стороны, выразители мнений и интересов как работников и работодателей, так и органов государственной власти. В Российской Федерации система социального партнерства имеет свои особенности — оно рассматривается как двустороннее, так и трехстороннее сотрудничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от I мая 1999 г. призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров. С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 23—25 части второй, которого регламентируют социальное партнерство в сфере труда. Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Цель принятие решений, которые должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников. 73. Особенности технологий социальной работы в сельской местности: ограниченный доступ к социальным услугам — образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, психиатрическая помощь и др.; низкий уровень государственной социальной помощи — социальные службы расположены в городах и райцентрах; изолированность и территориальная отдаленность — сельские жители рассеяны на больших площадях, удаленных друг от друга; отсутствие конфиденциальности; консерватизм и социальная инертность: низкий образовательный уровень населения; недостаточная анонимность; слаборазвитая социальная инфраструктура. Проблемы, типичные для сельской социальной практики: социально-терапевтическая помощь людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни; в преодолении жизненных проблем; алкоголизм, невысокий культурно-образовательный уровень населения; помощь пожилым людям (в некоторых регионах их число достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских, социально- психологических, социально-педагогических проблем: медицинская, профилактическая работа с тружениками агропромышленного комплекса, подверженными многим профессиональным заболеваниям; обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения: трудообеспечение граждан: содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; помощь в развитии личных подсобных хозяйств посредством внедрения образовательных программ сельскохозяйственной подготовки: помощь социально неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, устранении причин социального неблагополучия; помощь молодым семьям, имеющим детей дошкольного возраста, воспитывающихся на дому; внедрение альтернативных форм дошкольного образования; содействие беженцам, вынужденным переселенцам и безработным горожанам в трудоустройстве, социальной адаптации к новым условиям жизни; социальная помощь населению в активизации природоохранительной деятельности: профилактике негативных воздействий загрязненной природной среды, последствий ее влияния на здоровье человека; устранение межнациональных, межэтнических конфликтов: налаживание добрососедских отношений. Особенности ценностных ориентаций и психотипа сельского жителя на селе: определенный консерватизм; основательность; неторопливость; приверженность традициям: терпимость; непритязательность в быту: бережное отношение к природе. Одна из форм организаций социальной работы являются социально-консультативные пункты, цель создания: - совершенствование взаимодействия государственной (муниципальной) власти с населением, проживающим на данной территории; - оказание действенной и эффективной помощи, нуждающимся гражданам по различным вопросам; - обеспечение доступности социальных услуг всем нуждающимся; - повышение инициативы жителей в решении вопросов местного значения - социальная поддержка и реабилитация семей «Социального риска» и др.; - развитие социальной инфраструктуры территорий. 74. Виды учреждений социального обслуживания населения . Социальная служба — структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений.
|