Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А слоги составляют слово) ЗВУК (слово состоит из звуков)
Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.
a На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются: - трудности слияния звуков в слоги и слова; - взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих – шипящих, мягких – твердых, звонких – глухих); - побуквенное чтение; - искажение слоговой структуры слова; - резко замедленный темп чтения; - нарушение понимания прочитанного; - замены букв при письме; - пропуски согласных звуков (букв) в стечениях; - слияние двух или нескольких слов в одно слово; - стойкие орфографические ошибки. Из сказанного выше видна огромная роль занятий по обучению грамоте в дошкольном учреждении в предупреждении дислексии и дисграфии при овладении ребенком письменной речью. a Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. a На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Не следует предлагать детям прописывать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка. Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника. a В занятия по обучению грамоте следует включать элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В предложенных методических сценариях занятий введен сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение. a На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.
В предлагаемых конспектах не нашло отражение такое направление работы по обучению грамоте, как знакомство детей с буквами. В специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи учителя-дефектологи еженедельно проводят два занятия по формированию звуковой стороны речи. Содержанием этих занятий является уточнение произношения звуков родного языка, автоматизация звуков, дифференциация звуков, смешиваемых по акустическим и артикуляторным признакам. По мнению автора, именно на такого рода занятиях следует знакомить дошкольников с буквами, соотносить звук с его графическим символом – буквой. Знание букв дошкольниками не исключает затруднений при их обучении грамоте. Поэтому целесообразно выделить цикл занятий, посвященных формированию навыков звукового анализа и синтеза как основы для овладения процессом чтения и письма. Данному вопросу и посвящено методическое пособие. В нем даются примерные конспекты занятий, включающие весь объем учебного материала и учитывающие требования программ «Пралеска», “Выхаванне і навучанне дзяцей з парушэннямі маўлення” (Мн., 1997), а также требования стандарта дошкольного образования. Каждое занятие структурировано по этапам и видам заданий. Это дает возможность педагогам варьировать последовательность заданий, выбирать из конспектов необходимые виды работы, подбирать материал в соответствии с речевыми и познавательными возможностями детей. Предполагается постепенное усложнение материала, повторение изученного ранее в различной модальности. Задача педагогов – превратить занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка.
|